Классификация статистических методов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Тема данной курсовой работы - это методика преподавания статистических материалов на уроках географии в школе. Доказательством актуальности данной темы служит то, что статистические материалы очень широко распространены в географии. Они являются неотъемлемой её частью. К статистике в географии относятся всевозможные числовые данные. Такие, как высоты, глубины, численность населения, климатические показатели, различные коэффициенты (увлажнения, испаряемости, радиационного баланса) и многие-многие другие. Статистические данные затрагивают абсолютно все разделы географии. Соответственно, без изучения этих показателей не может быть и речи о полноценном усвоении географической науки учащимися. Отсюда вытекает, что методика преподавания статистики в географии была, есть и будет актуальной. Так как, не владея различными методиками, просто невозможно донести до учащихся такой объём информации, а тем более требовать его усвоения. Данная тема является довольно хорошо изученной. Есть множество статей по этой теме в различных изданиях (журналах, книгах, методических пособиях). На эту тему писали такие известные педагоги и методисты, как: Н.Н. Баранский, Л.М. Панчешникова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, В.П. Максаковский, Н.Н. Петрова, С.А. Сухинин и другие. Однако, не смотря на изученность темы существуют и некоторые противоречия. Например, основные нормативные документы, регулирующие географическое образование, не раскрывают содержания статистических методов, что создаёт ряд проблем в преподавании географии. В данной курсовой работе решается проблема, которую можно сформулировать следующим образом: чем по сути является статистика, какова история её становления как науки, какое место она занимает в географии и каковы методики преподавания статистических методов и материалов в курсе школьной географии на разных этапах её изучения. Кроме того, даётся общее понятие о применяемых методах обучения географии в целом.
Объектом исследования работы является применение различных статистических методов и данных при изучении географии, а также методика преподавания этих методов учащимся. Предмет исследования состоит в изучении конкретных методик преподавания статистических материалов на уроках географии в разных возрастных группах. Исследование ставит своей целью изучить и выяснить значение статистических материалов в преподавании географии в школе. Кроме того, разобраться в конкретных методах обучения учеников в зависимости от их возраста. Гипотеза курсовой работы звучит следующим образом: «Использование статистических средств и методов на уроках географии будет эффективным, если:) учитывать возрастные особенности учеников;) использовать различные методы обучения в системе;) использовать разнообразные приёмы обучения». На основании темы, цели и гипотезы исследования решались следующие задачи: определить эффективные средства обучения статистическим материалам на уроках географии в различных классах; выявить использование этих средств в системе. Методом исследования работы является теоритический метод. А именно, анализ литературы по данной теме с дальнейшим обобщением материала и сведением его в единую систему.
Статистика История статистики Статистика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
Слово «статистика» происходит от латинского status - состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенвалль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учёт вёлся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, вёлся учёт имущества граждан в Древнем Риме и т.п. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных. Начало статистической практики относится примерно ко времени возникновения государства. Первой опубликованной статистической информацией можно считать глиняные таблички Шумерского царства (III-II тысячелетия до н.э.). Вначале под статистикой понимали описание экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 году относится определение: «статистика описывает состояние государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». И в настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение. Однако, постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика - это бюджет вещей». Тем самым статистические методы были признаны полезными не только для административного управления, но и для применения на уровне отдельного предприятия. Согласно формулировке 1833 года, «цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме». Во 2-й половине XIX - начале XX веков сформировалась научная дисциплина - математическая статистика, являющаяся частью математики. В XX веке статистику часто рассматривают прежде всего как самостоятельную научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация числовых данных. В 1954 г. академик АН УССР Б.В. Гнеденко дал следующее определение: «Статистика состоит из трёх разделов:
. Сбор статистических сведений, то есть сведений, характеризующих отдельные единицы каких-либо массовых совокупностей. . Статистическое исследование полученных данных, заключающееся в выяснении тех закономерностей, которые могут быть установлены на основе данных массового наблюдения. . Разработка приёмов статистического наблюдения и анализа статистических данных. Последний раздел, собственно, и составляет содержание математической статистики». Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.
Классификация статистических методов статистический география урок педагогика Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью. Выделяют три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы): а) разработка и исследование методов общего назначения, без учёта специфики области применения; б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности; в) применение статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных. [1] Статистика в географии
Статистические материалы являются основой статистического метода исследований в географии. Владимир Павлович Максаковский в своей книге «Географическая культура» относит этот метод к категории общегеографических методов. Вот цитата из этой книги: «И все же основу количественных методов составляют, по-видимому, статистические методы, представляющие собой совокупность количественных методов сбора, обработки и анализа массовых исходных данных. Стаж применения этих методов уже довольно велик. Достаточно упомянуть о так называемой камеральной статистике, которая сформировалась в Германии еще в ХVIII веке. Основная задача камеральной статистики заключалась в сборе и систематизации справочной информации для нужд управления феодально-крепостническим государством и подготовки чиновников государственного аппарата.
В наши дни в зависимости от цели исследований и характера изучаемых объектов в географии применяются как методы математической статистики, так и методы социально-экономической статистики. Методы математической статистики позволяют оценивать надежность и точность выводов, сделанных на основе ограниченного статистического материала. В географии наиболее употребительны математико-статистические методы проверки гипотез, корреляционньий и регрессивный анализ, методы многомерной статистики (факторный анализ, метод главных компонент), статистическое моделирование и др. А социально-экономическая статистика применяется прежде всего при изучении различного рода социальных, экономических и других явлений и процессов, в том числе и в территориальном разрезе. В качестве примеров применения статистических (математико-статистических) методов в физической географии можно привести выведение этим методом среднегодовых и среднемесячных показателей температуры воздуха, количества осадков, расчеты рассеяния, дисперсии показателей, их группировки с использованием различных видов корреляции. В социально-экономической географии широко применяется экономическая и социальная статистика, характеризующая количественную сторону явлений и процессов размещения и территориальной организации производительных сил и шире - общества. Большую роль играет многофакторный анализ, сущность которого состоит в замене большого числа показателей, варьирующих по странам или районам, меньшим набором комплексных параметров. А изучение географии населения фактически целиком и полностью основывается на использовании статистических материалов с применением прежде всего метода группировок как первичной основы научной обработки всех данных о сети поселений. Это материалы демографической статистики, которая являет собой самостоятельную обширную область исследований.» [4]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|