II .2. Использование статистических методов в обучении географии.
В преподавании географии важное место занимает работа со статистическими данными. Количественные сведения ярко иллюстрируют географические объекты, процессы и явления, придают им определённость, дают представление о величине. Усвоение многих теоретических положений невозможно без привлечения статистических данных. Статистические методы являются одними из традиционных в географических исследованиях. Поэтому их использование в проектной деятельности учащихся также необходимо. Стандарт основного общего образования по географии (2004) среди целей обучения географии включает «умение использовать статистические материалы». В соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ реализация данной цели предусмотрена в большинстве разделов изучения географии. Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования предполагает дальнейшее углубление знаний и умений в овладении статистическими методами географических исследований. Таким образом, овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе. Однако основные нормативные документы, регулирующие географическое образование, не раскрывают содержания статистических методов. Это создаёт ряд проблем в преподавании географии, для решения которых необходимо: . Определить содержание статистических методов. . Выбрать оптимальные методы и формы организации обучения статистическим методам географических исследований. . Создать средства обучения статистическим методам. . Выявить оптимальные формы организации обучения статистическим методам. Методику применения статистических методов в школьной географии рассматривали Н.Н. Баранский, Л.М. Панчешникова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, В.П. Максаковский, Н.Н. Петрова, С.А. Сухинин и другие. Статистические методы представляют собой совокупность приёма по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления.
Овладение статистическими методами предполагает следующие умения: . Проводить сбор статистической информации. . Группировать объекты и явления (производить классификацию и типологию). . Вычислять обобщающие показатели - абсолютные, относительные, средние величины. . Выявлять различия между единицами наблюдения - вычислять показатели вариации. . Выявлять и измерять корреляционные связи между явлениями и процессами. . Выявлять тенденции развития явлений и процессов во времени - обрабатывать ряды динамики. . Представлять результаты обработки статистических данных в форме таблиц, диаграмм, картограмм и картодиаграмм. Работа со статистическими данными начинается с их сбора - статистического наблюдения. Для этого необходимо определить единицу наблюдения и признаки, по которым будет осуществляться сбор данных. Признаки регистрации выражаются в виде количественных и качественных показателей. Данные показатели достаточно многочисленны и разнообразны, но в то же время они взаимосвязаны и образуют систему. В основе данной системы должны лежать принципы последовательности, взаимосвязи, единства методики вычисления. Критерии отбора показателей следующие: соответствия сложности возможностям учащихся данного возраста, соответствие объёма содержания времени на изучении данной темы, соответствие имеющейся учебно-методической и материальной базе школы. Далее определяется метод сбора данных - документальный, опрос, непосредственное наблюдение и прочее. Например, в 6 классе при выполнении практической работы «Наблюдение за объектами литосферы» в качестве единицы наблюдения можно взять точку с географическими координатами и описать её с помощью признаков - абсолютная высота, форма рельефа. В данном случае источником информации являются географические карты.
В 7 классе, выполняя практическую работу «Определение и сравнение в численности, плотности и динамике населения различных регионов и стран мира», единицей наблюдения будет страна, признаками регистрации станут - численность населения за ряд лет, площадь территории, материк, на котором находится страна. Данные сведения учащиеся могут найти в статистических таблицах, географических картах. Сбор информации довольно долгий и трудоёмкий процесс. Поэтому целесообразно провести его в виде домашней работы. Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу. Далее полученные сведения подвергаются группировке - разделению совокупности единиц наблюдения на группы по определённому признаку. Если выбранный признак - качественный, то получаем типологию, если количественный - классификацию. В нашем примере в 6 классе можно разделить точки на группы по формам рельефа - равнинам и горам. В статистике эта процедура называется построением рядов распределения. В 7 классе страны можно разделить на группы по численности населения. Так как группировочный признак является количественным признаком, то процедура группировки будет более сложной, чем в предыдущем примере. Наиболее простой путь - это построение интервальных рядов распределения с разными интервалами. В данном случае можно разделить страны на три группы - мало-, средне- и многочисленные. В каждой группе подсчитывается общая групповая численность населения, общая площадь. Затем вычисляются статистические показатели - относительные и средние величины. Относительные показатели получаются путём деления одной абсолютной величины на другую. Например, при вычислении плотности населения необходимо общую численность населения разделить на общую площадь территории. Средние величины играют очень важную роль - они дают обобщающую характеристику явлениям и процессам. В 6 классе вычисляется средняя высота по равнинным и горным точкам. В 7 классе можно вычислить среднюю численность населения стран в целом по совокупности и по материкам, по построенным группам. Также вычисляется средняя плотность по материкам и так далее.
Следующий этап анализа данных - это выявление различий по выделенным признакам (изучение вариации признака). Наиболее простой показатель вариации - это размах вариации, вычисляемый как разность между максимальным и минимальным значениями признака. Например, в 7 классе можно вычислить размах по абсолютной высоте между высотой горы Джомолунгма и глубиной Марианской впадины, разницу между максимальной и минимальной высотами по материкам и выявить самый ровный и самый неровный материки; в 7 классе можно выявить страны с самой большой и самой маленькой численностью населения и так далее. Следующий метод может довольно широко применяться в географии - это изучение корреляционных зависимостей. Самый простой способ - это аналитическая группировка. При этом группировка строится по факторному признаку, в полученных группах вычисляются средние значения результативного признака. Анализ рядов динамики учащиеся могут проводить уже с 6 класса при обработке данных метеорологических наблюдений. Здесь можно вычислить абсолютные приросты (на сколько изменилась температура текущего дня по сравнению с предыдущим или базовым днём), темпы роста (во сколько раз изменилась температура), средние значения ряда динамики (среднемесячные и среднегодовые температуры). Результаты статистической обработки представляются в виде таблиц, графиков и карт. Полученные результаты работы интерпретируются и анализируются. К новым формам обучения статистическим методам можно отнести проектную деятельность учащихся по географии, в процессе которой они проводят самостоятельное научное исследование по отдельной теме. Данная форма обучения предполагает следующие виды деятельности: составление программы исследования, статистического инструментария, сбор и обработку полученных данных. Всю процедуру исследований можно представить в виде схемы.
Любое научное исследование начинается составлением программы исследования. В ней необходимо указать цель работы, задачи, объект исследования, единицу наблюдения, признаки регистрации, место и сроки сбора информации. На основе программы составляется статистический инструментарий - бланки (анкеты), методические инструкции к ним. Затем учащиеся приступают к сбору информации в форме заполнения бланков. Существует достаточно большое количество методов получения информации. Учащимся доступны следующие из них: документальный, опросный и непосредственное наблюдение. Сводка является следующим этапом исследования. Все сведения заносятся в единую таблицу. Затем они подвергаются группировке, то есть разделяются на группы по выбранному признаку. С помощью группировки можно решить ряд задач - провести топологию явления, взаимосвязи между явлениями и процессами, происходящими в совокупности. Для получения общей картины изучаемого признака рассчитываются средние показатели. Однако в совокупности редко можно встретить однородную картину, поэтому необходимо изучить вариацию-то есть колебания, возникшие в совокупности. Это делается с помощью ряда показателей вариации, основными из которых являются дисперсия и коэффициент вариации. В дальнейшем исследователь может задать себе вопрос: «Почему возникли колебания?» На этот вопрос можно ответить, изучив корреляционные связи между признаками. С помощью регрессионно-корреляционного анализа выявляются формы и теснота связей. Изучение динамики явлений и процессов - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед исследователем. Что будет с данным явлением в будущем, по какому пути пойдёт развитие явления? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав динамические ряды. Для этого следует вычислить темпы роста, прироста, средние уровни ряда динамики, а также провести аналитическое выравнивание. Таким образом, количественные данные можно обработать с помощью различных статистических методов. Их применение позволяет конкретизировать явления, выявлять географические закономерности, создавать проблемную ситуацию на уроке, организовывать частично поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. Результатом должно стать повышение интереса к географии, повышение качества обучения. [3]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|