Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Стадия голосования и определения результатов.




Эта стадия возникает с момента прихода на избирательный участок.

Стадии избирательного процесса:

1.Назначение даты выборов.

2.Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. Основанием для регистрации избирателей на конкретном избирательном участке является факт проживания граждани­на РФ на территории этого участка, а также временного пре­бывания или наличия открепительного удостоверения. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референду­ма.

3.Образование избирательных округов и участков. Для про­ведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности заре­гистрированных избирателей. Границы избирательных окру­гов и число избирателей в каждом избирательном округе (схе­ма образования округов) определяются соответствующей из­бирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня голосования и утверждаются соответствующим представи­тельным органом. Для проведения голосования и подсчета голосов избирате­лей избирательный округ разбивается на избирательные уча­стки. Эти участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комис­сиями. Границы избирательных участков не должны пересе­кать границ избирательных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующим главой местной администра­ции не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

4.Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвиже­ния кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избира­тельным объединениям, а также лицам в порядке самовыдви­жения с последующим сбором подписей в поддержку или внесением избирательного залога. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избира­тельным правом на соответствующих выборах. Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гаранти­рованным законом. Все кандидаты обладают равными права­ми и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работа­ющие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязан­ностей и не вправе использовать преимущества своего служеб­ного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, воен­ных сборов и учебы на время участия в выборах.

5.Предвыборная агитация. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и закон­ными методами вести агитацию за или против любого канди­дата, избирательного объединения. Она начинается за 28 дней до дня голосования, а прекращается за один день до этого дня. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируют­ся равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через сред­ства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печат­ных материалов. Но в предвыборной агитации не могут уча­ствовать, например, члены избирательных комиссий, государ­ственные органы, органы местного самоуправления, должно­стные лица государственных органов и органов местного самоуправления, представители средств массовой информа­ции. Избирательные комиссии контролируют соблюдение уста­новленного порядка проведения предвыборной агитации.

6.Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, уста­новление результатов выборов и их опубликование. Голосова­ние на выборах, референдуме проводится в календарный вы­ходной день. Время начала и окончания голосования устанав­ливается законом (08 – 20 часов). Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Закон закрепляет гарантии тайны голосования. Заполнен­ные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблю­дателей. Вместо голосования с использованием бюллетеней может проводиться электронное голосование. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами уча­стковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллете­ней. При подсчете голосов избирателей участковая избира­тельная комиссия признает недействительными избиратель­ные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъ­явление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без пере­рыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комис­сии, а также наблюдатели, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избира­тельная комиссия составляет протокол об итогах голосования, данные всех таких протоколов суммируются вышестоящей комиссией. На основании этих данных определяются итоги голосования и результаты выборов в соответствующих комис­сиях. Опубликование этих данных возлагается на комиссию округа или субъекта РФ. Официальное опубликование пол­ных данных в федеральных органах власти осуществляется в течение 3 месяцев, иных органов - 2 месяцев.

Избирательные системы (пропорциональная, мажоритарная абсолютного – французская - и относительного – английская - большинства) и их сравнительный анализ. Двухпартийные и многопартийные системы.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

 

Мажоритарная система Пропорциональная система
§ Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент § Для получения мандата в избирательном округе необходимо относительное большинство голосов § Действует на основе создания коалицией групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы § Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции § Объединение различных интересов происходит после выборов

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании. Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

- многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

- многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

- «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии. В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...