Отличительные черты (критерии) парламентарной, смешанной (полупрезидентской), президентской и суперпрезидентской республик, их примеры и сравнительный анализ. Парламент «форум» и «преобразователь».
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Республика (лат. respublica от res - дело, publicus — общественный, т. е. «общее дело» или «общественное дело») — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают всеми правами. В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламентарную и смешанную республику. 1.Президентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой доминирующую роль в системе государственных органов играет президент. Основными ее признаками являются: — четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечиваемое действием системы сдержек и противовесов; — президент обычно избирается всем народом (коллегией выборщиков в США), что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;
— президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в государстве, т. е. президент и глава государства, и глава исполнительной власти; — должность премьер-министра не предусматривается; — президент не имеет права роспуска парламента; — президент самостоятельно формирует свой кабинет, отличающийся от обычного правительства тем, что он не является органом, принимающим коллегиальные решения, решения принимает президент; — акты президента не подлежат контрасигнатуре; — президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности. Классический пример президентской республики — США. В латиноамериканских странах и странах Африки президентская республика, как правило, трансформировалась в суперпрезидентскую республику. В европейских странах президентская республика не прижилась.
2.Парламентарная республика — разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент, являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место. Основными признаками парламентарной республики являются: — президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия); — президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте; — исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики; — правительство ответственно перед парламентом, а не перед президентом. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы; — президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства; — акты, издаваемые президентом, нуждаются в кон- трасигнатуре, т. е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Парламентарными республиками являются ФРГ, Италия, Финляндия, Венгрия, Израиль, Индия и другие страны.
3.Смешанная республика (иногда в научной литературе именуется парламентарно-президентской, президентско-пар- ламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Наиболее типичным примером смешанной республики является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламентарной республики, существовавшей ранее по Конституции 1946 г. и установила смешанную республику. Основными признаками смешанной республики являются: — президент является главой государства и арбитром; — президент избирается на основе всеобщих и прямых выбрров, получая власть непосредственно от народа; — президент, не являясь юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства — премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства; — президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры на посты министров, а парламент утверждает их); — двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет; - право президента на роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер. В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др. СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ (МОНОКРАТИЧЕСКАЯ) РЕСПУБЛИКА — разновидность президентской республики, характеризующейся режимом президентского правления. Суперпрезидентскую республику характеризуют: а) концентрация всей полноты власти в руках "сильного" президента, который в таких случаях может быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти, лидером правящей политической партии; б) фактически ничем не ограниченное право президента распустить парламент; в) право президента назначать на должность и освобождать от должности руководителей местных администраций, судей;
г) право президента вводить по собственному усмотрению режим чрезвычайного и военного положения; д) практическая невозможность отрешения президента от должности; е) деформация или полное отсутствие системы "сдержек" и "противовесов", которая является обязательным условием баланса законодательной, исполнительной и судебной властей; ж) ориентация всех государственных структур во главе с президентом на установление монократического режима, при котором отсутствует подлинная демократия, а права и свободы граждан носят формальный, а нередко и фиктивный характер. В современных условиях существуют в большинстве латиноамериканских стран, некоторых азиатских и бывших советских республиках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|