Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционные методы сбора информации репортером




Наблюдение

В социологии под наблюдением понимают прямую регистрацию событий очевидцем. Подобного рода «регистрация» предполагает не только восприятие объективной действительности, но не редко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения происходящих на его глазах событий.

Этот метод активно используется в журналистской практике. Это имеет некоторые причины:

1. Журналист, включаясь в событие, имеет возможность проследить его в динамике. Репортаж с места событий отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что создается атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортёра.

2. Непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные, на первый взгляд, детали, характерные черты личности.

3. Журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках он независим от чьего-либо мнения. Уже на стадии отбора фактов выявляются значимые и второстепенные (об особенностях отбора я скажу немного позже).

Современные теоретики подразделяют наблюдение на:

· (не)структурированное. В структурированном наблюдении журналист фиксирует события по четко заданному (зачастую им самим) плану, а в неструктурированном наблюдение ведется в свободном поиске, журналист ориентируется на общее представление о ситуации.

· полевое\лабороторное. Полевое наблюдение – работа журналиста в условиях, естественных для данной ситуации, а лабораторное – ситуации сконструированы самим журналистом.

· (не)систематическое. Систематическое наблюдение – определение журналистом периода времени, а несистематическое – спонтанность наблюдения.

· (не)включенное. Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие журналиста в ситуации, внедрение в какую-либо среду (о «смене профессии» я расскажу немного подробнее), невключенное – стороннее наблюдение.[11]

Эксперимент

 

Эксперимент часто ассоциируется у людей со включенным наблюдением. Поводом для такой путаницы является то, что журналист поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом исследования, эксперимент, как и наблюдение может проводиться скрытно, но, повторюсь, это всего лишь заблуждение.

Эксперимент связан с созданием искусственного импульса. Журналист сам моделирует ситуацию, управляет событиями. В отличие от наблюдения, в эксперименте журналист может участвовать в процессе, выбирать сценарий, менять ход событий по своему усмотрению.

И наконец, главное, что отличает эксперимент от включенного наблюдения – это цель журналиста. Если репортер изучает действительность методом включенного наблюдения, то он, скорее всего, хочет узнать, как же на самом деле развиваются события, а если методом эксперимента, то журналист хочет доказать какую-то свою гипотезу, найти подтверждение своим мыслям и догадкам. Репортер, планирующий эксперимент проигрывает несколько возможных линий сюжета, развития ситуации.

С одной стороны кажется, что эксперимент довольно удобен, но стоит заметить, что не всегда данный метод является уместным. Эксперимент следует использовать, если цель автора – более глубокое проникновение в жизнь, анализ влияния внешних факторов на ситуацию и т.д. К тому же следует аккуратно описывать эксперимент, потому что если участие автора будет слишком явным, то уровень доверия к публикации резко упадет.

Документы, как повод начала расследования.

 

Как известно, для того, чтобы начать писать материал, нужен информационный повод, но репортаж настолько изменил свой первоначальный облик (как информационный жанр), что поводом для написания может быть не только новость или массовое событие, являющееся достоянием общественности. Это могут быть и документы, случайно (или с помощью доброжелателей) попавшие в руки к журналисту. Именно эти документы могут дать повод для расследования, но не стоит забывать, что в центре описания репортажа стоит событие, поэтому насколько бы интересным ни были документы, материала в жанре репортаж не получится без привязки к событию.

Итак, Ким предлагает следующую классификацию документов:

По виду носителя:

· Твердая копия – газета, книга, рукопись и т.д.

· Машинопечатаемые носители – кинопленка, магнитная запись, данные на жестком диске компьютера, на оптическом диске, дискете и др.

· Каналы связи – теле- и радиопередачи.

По режиму доступа:

· Открытая информация (опубликованная)

· Информация ограниченного доступа (стенограммы и архивы)

· Государственная тайна

· Конфиденциальная информация

· Коммерческая тайна (о делах фирмы, предприятия)

· Профессиональная тайна

· Служебная тайна

· Личная тайна

По типу информации:

· Правовая

· Научно-техническая

· Политическая

· Финансово-экономическая

· Личная[12],[13]

Чаще всего журналисты пользуются открытой личной или конфиденциальной личной информацией, потому что доступ к другим видам обычно затруднен и неизвестно, стоит ли игра свеч. Поэтому гораздо проще искать информацию не о предприятии, а о человеке, а если этот человек еще и известный, то информация оказывается не только доступной, но и высоко востребованной.

ВИДЫ РЕПОРТАЖА

«Рассматривая различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический(проблемный), познавательно-тематический(специальный, расследовательский, репортаж-комментарий)). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа».[14]

Теперь рассмотрим классификацию репортажа, предложенную Ким М. Н. подробнее.

Событийный репортаж

 

Оперативность и актуальность можно отнести к основным признакам событийного репортажа. Он – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажи характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия. Событие, которые происходит на глазах репортера, выступает предметом репортажного описания. С точки зрения актуальности, событийный репортаж всегда посвящен общественно значимой теме.

Репортер должен стремиться показать сиюминутность протекания события, одновременность его отображения посредством личного восприятия, динамику его развития. Только тогда у читателей может возникнуть ощущение сопричастности к описываемому событию. Для того, чтобы показать событие в его динамике, репортёру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально-насыщенные моменты происходящего.

Создание «эффекта присутствия» достигается с помощью документальной точности, но при этом надо действовать осторожно, чтобы репортаж не превратился в отчет.

Свидетельствуя о событии, репортер имеет право выделять одни детали и затушевывать другие – всё зависит от творческих задач, решаемы в ходе реализации замысла произведения.

«Средства, с помощью которых достигается «эффект наглядности» очень разнообразны. К ним отнесем:

· Использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события и т.д.

· Использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей». [15]

Хорошо это можно рассмотреть на примере футбольного репортажа, автором которого является Георгий Янсюкевич. Особенность в том, что это телерепортаж, но на его примере ярче всего видно событийный репортаж.

Здравствуйте, дорогие телезрители. Мы ведем прямой репортаж со стадиона "Динамо" о матче первенства России по футболу между командами "Спартак" и "Локомотив". Дождались первых цветочков на полях футбольных. Как это я образно сказал. В межсезонье мы с вами много переживали: каким станет наш футбол, что нового принесет чемпионат. И вот, кстати, первая новинка сезона, так сказать хит. Перед началом каждого матча будет исполняться гимн России. И это здорово, дорогие друзья. Пусть нашим футболистом порой не хватает мастерства, но никто не сможет обвинить их теперь в отсутствии патриотизма. Шутка ли сказать, за сезон каждый футболист прослушает гимн не менее тридцати раз, я даже думаю, что к концу чемпионата, петь будут лучше, чем играть. Замолкаю, так как звучит гимн нашей великой родины. Дорогие друзья, не могу молчать. Вы только посмотрите, как светятся глаза наших российских парней, сколько в них гордости за родную страну: Баги, Кебе, Мнгуни, Лекхето, Обиора.... Тут редактор мне подсказывает, что российские футболисты на лицо беленькие. Ну и что. А я так скажу. Что-то не вижу я белых футболистов. Хочется напомнить умнику - редактору, что "белых" мы еще в семнадцатом году порешили. Вот такой, дорогие телезрители, экскурс в историю. Вот такие мысли напел мне наш российский гимн. [16]

Очень ярко проявляется сиюминутная реакция на происходящее, точная хронология событий, при повествовании автор выделяет и раскрывает события, которые считает важными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...