Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Репортаж и расширенная заметка.




 

Эти журналистские жанры путают по трем причинам:

Схожий объем – примерно составляет 200 строк.

Структура. Помимо стандартной структуры заголовок – лид – начало - основная мысль – заключение, и в расширенной заметке, и в репортаже есть очень важны общий содержательный элемент – совокупность фактов. Причем все факты объединены одной тематикой. Как известно, в репортаже объединяющим звеном является событие, это звено, зачастую, можно увидеть и в расширенной заметке.

Информационный повод. Поводом для написания, как репортажа, так и расширенной заметки служит событие, объединяющее в себе факты.

Однако существует множество различий между этими двумя информационными жанрами.

Подача фактов. Заметка предоставляет итог какого-либо события, а репортаж показывает событие в его динамике, т.е. внутреннее движение внутри какой-то ситуации, «кусочек жизни».

Характер отбора фактов. Репортер берет только те, которые помогают показать панораму события, а журналист, пишущий заметку, выбирает важные факты, которые можно назвать застывшими.

Характер изложения фактов. Автор заметки стремится к беспристрастному изложению фактов. Он просто информирует читателей о каком-либо событии. Автор репортажа вдыхает жизнь в материал, наполняя его своими оценками и мнением. Это является обязательной репортажной чертой.

Репортаж и отчет

 

Близость жанров проявляется в

· предмете отображения;

· изобилии подробностями;

· ходе повествования (хронологичность)

Но все же существуют принципиальные различия.

Цель произведения. Как уже говорилось выше, репортер показывает событие в его динамике, а для журналиста, пишущего отчет, главным является показать результат этого события .

Речь. В репортаже очень живая речь, изобилие тропами и фигурами речи для того, чтобы создать эффект присутствия. Журналисту необходимо с помощью выразительных средств передать атмосферу события. В отчете язык отличается сухостью и официальностью.

Повествованиев репортаже ведется от первого лица, а в отчете от третьего.

Немного может различаться и предмет описания. Отчет в основном говорит о какой-либо дискуссии, речи, о собрании или о думском заседании. Репортаж может также говорить об этих событиях, но в основном он показывает какую-либо ситуацию, а мнения и реплики, которые он содержит, просто иллюстрируют её.

Репортаж и аналитическая корреспонденция

 

Несмотря на то, что это представители двух разных жанровых систем, их часто путают из-за схожих черт:

· Предмет описания – события, явления.

· Метод сбора информации. Корреспонденция может основываться на «живом» наблюдении.

· Присутствие мнения автора. Анализируя информацию, автор корреспонденции прямо или косвенно выражает в материале свою точку зрения, что сближает аналитическую корреспонденцию с репортажем.

Но, тем не менее, существуют признаки, по которым эти жанры легко различить.

Цели материала.О целях репортажа говорилось много, поэтому хочу пояснить цели аналитической корреспонденции. Данный материал нацелен на то, чтобы дать анализ событию, а не рассказать о нем.

Количество описательных элементов. Репортаж полностью основан на описании события, а аналитическая корреспонденция дает описание только в начале, а дальше уже идет непосредственно анализ выше сказанного.

Метод сбора информации. Как ни странно, этот пункт является и обобщающим и разграничивающим. Репортаж ограничивается наблюдением и экспериментом (документальный метод не является основным), аналитическая корреспонденция же основывается на документальном методе сбора информации.

РАБОТА РЕПОРТЕРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕ

Сбор и оперативная подача новостной информации – одно из главнейших направлений деятельности любого современного периодического издания. Планирования работы отдела информации может выстраиваться по временному или тематическому плану.

По временному признаку – это может быть текущий или оперативный план. текущий план составляется, как правило, на неделю. В нем отражаются самые значимые события. Оперативный план может меняться даже в течение одного дня в зависимости от важности, поступающих в редакцию сообщений.

По тематическому признаку – это могут быть календарные и тематические планы. Календарный план составляется на месяц. В нем отражаются знаменательные события и даты. Тематический же план требует более подробной проработки. Он заключает в себе ведущие темы новостных полос или рубрик.

Конечно, все события предвидеть невозможно, поэтому план надо воспринимать только как руководство к действию.

Координация действий репортера осуществляется руководителем подразделения по намеченному плану, который требует постоянной корректировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На самом деле, жанры журналистики унифицированы практиками, и пока теоретики спорят о тонкостях, отличительных особенностях и т.п., репортеры работают на общих представлениях читателя о жанре.

Вывод для начала хотя бы общего понятия термина «репортаж», несомненно, поможет теоретикам прийти к единой точке зрения об этом жанре, но это является недостижимой целью, потому что кто-то выделяет такие черты, как оперативность и информационность, а кто-то публицистичность, оставляя остальные за рамками определения и раскрывая их уже в более подробном рассмотрении. Но все теоретики сходятся в том, что репортаж должен иллюстрировать событие, увиденное глазами автора, что дает надежду на итоговую общую трактовку термина.

События, достойные описания в репортаже – тоже довольно субъективное понятие, потому что требования к этим событиям зависит от состояния общества, его политической и культурной направленности, а также от профиля выпускающего издания.

Неизменными останутся методы сбора информации в репортаже, потому что если не будет личного наблюдения, участия в событиях журналиста, то репортаж потеряет свои особенности и растворится в других журналистских жанрах. Он утратит черты, выделяющие его из общей массы.

Самый субъективный пункт работы – виды современного репортажа, потому что всегда существуют авторские концепции создания текста, которые помогают отличить «руку» одного журналиста от другого. Именно из-за складывающейся непохожести формируются новые виды, которые со временем могут перерасти в новые жанры.

Возможно, именно из-за того, что авторская рука вносит определенные черты, репортаж становится предметом «путаницы». Но как можно заметить, его смешивают с довольно устойчивыми жанрами, такими как заметка, отчет и корреспонденция. Эти жанры остаются практически неизменными в ходе своего развития, что говорит том, что репортаж с ними навряд ли когда-нибудь объединится.

Творческая деятельность репортеров, как удалось выяснить, отличается своим непостоянством и сложностью, ввиду того, что журналист всё время должен быть «на ногах», общаться с огромным количеством людей, но отличает его еще и то, что редакционная работа не для него, нужно постоянно быть «где-то».

Так если все пункты довольно спорные, то в чем же тогда смысл этой работы? Я постаралась объединить общие данные о репортаже, отразить его современное состояние. Работа не имеет мелких деталей, потому что пока нет согласия между теоретиками в основах, то глубже копать очень проблематично. В этом и заключается перспектива развития данной темы – возможность более глубокого и детального исследования жанровых особенностей для достижения единой точки зрения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра, СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005

2. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика, М.: РИП-холдинг, 2001,

3. Мельник, Тепляшина, Особенности творческой деятельности журналиста, СПб: 2004,

4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста, М.: Аспект Пресс, 2010,

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати, М.: Аспект Пресс, 2000,

6. Константинов А.Д. Журналистское расследование: история метода и современная практика, СПб.: Нева, 2001,

7. Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистики, Ростов-на-Дону,

8. Туманов Д.В. Профессия журналист/Справочник - Интернет-издание (http://www.jurn.by.ru/jan_5.html )

9. Учёнова В.В. Методы журналистского творчества, М., 1984

10. Периодическое издание «Комсомольская правда» от 19.05.2011

11. Периодическое издание «Совершенно секретно» - июль 2011

12. Футбольный репортаж. Интернет-издание. Георгий Янсюкевич (http://samlib.ru/j/jansjukewich_georgij_wladimirowich/yans-3.shtml ).

 


[1] Мельник, Тепляшина «Особенности творческой деятельности журналиста», С. 119.

[2] Тертычный А.А. «Жанры периодической печати»

[3] Туманов Д.В. «Профессия журналист/Справочник».

[4] Учёнова В.В. «Методы журналистского творчества» С. 77.

[5] Ким, «Репортаж: технология жанра» С. 180-181.

[6] Шибаева Л. В. «Жанры в теории и практике журналистики».

[7] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 10-11.

[8] Тертычный А.А. «Жанры периодической печати»

[9] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 9-10.

[10] Ким М.Н. «Репортаж: технология жанра» С.180-190

[11] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 68-72

[12] Ким М.Н. «Репортаж: Технология жанра» С.54-55

[13]Константинов А.Д. Журналистское расследование: История метода и современная практика»

[14] Ким М.Н. Репортаж: технология жанра» С.203.

[15] Ким М.Н. «Репортаж: технология жанра» С.194.

[16] Футбольный репортаж – интернет-издание. Георгий Янсюкевич.

[17] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 130

[18] Александр Мешков. «Комсомольская правда» от 19.05.2011

[19] Выделено из Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика»

[20] Андрей Туманов «Совершенно секретно» - июль 2011





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...