Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Репортаж и расширенная заметка.




 

Эти журналистские жанры путают по трем причинам:

Схожий объем – примерно составляет 200 строк.

Структура. Помимо стандартной структуры заголовок – лид – начало - основная мысль – заключение, и в расширенной заметке, и в репортаже есть очень важны общий содержательный элемент – совокупность фактов. Причем все факты объединены одной тематикой. Как известно, в репортаже объединяющим звеном является событие, это звено, зачастую, можно увидеть и в расширенной заметке.

Информационный повод. Поводом для написания, как репортажа, так и расширенной заметки служит событие, объединяющее в себе факты.

Однако существует множество различий между этими двумя информационными жанрами.

Подача фактов. Заметка предоставляет итог какого-либо события, а репортаж показывает событие в его динамике, т.е. внутреннее движение внутри какой-то ситуации, «кусочек жизни».

Характер отбора фактов. Репортер берет только те, которые помогают показать панораму события, а журналист, пишущий заметку, выбирает важные факты, которые можно назвать застывшими.

Характер изложения фактов. Автор заметки стремится к беспристрастному изложению фактов. Он просто информирует читателей о каком-либо событии. Автор репортажа вдыхает жизнь в материал, наполняя его своими оценками и мнением. Это является обязательной репортажной чертой.

Репортаж и отчет

 

Близость жанров проявляется в

· предмете отображения;

· изобилии подробностями;

· ходе повествования (хронологичность)

Но все же существуют принципиальные различия.

Цель произведения. Как уже говорилось выше, репортер показывает событие в его динамике, а для журналиста, пишущего отчет, главным является показать результат этого события.

Речь. В репортаже очень живая речь, изобилие тропами и фигурами речи для того, чтобы создать эффект присутствия. Журналисту необходимо с помощью выразительных средств передать атмосферу события. В отчете язык отличается сухостью и официальностью.

Повествование в репортаже ведется от первого лица, а в отчете от третьего.

Немного может различаться и предмет описания. Отчет в основном говорит о какой-либо дискуссии, речи, о собрании или о думском заседании. Репортаж может также говорить об этих событиях, но в основном он показывает какую-либо ситуацию, а мнения и реплики, которые он содержит, просто иллюстрируют её.

Репортаж и аналитическая корреспонденция

 

Несмотря на то, что это представители двух разных жанровых систем, их часто путают из-за схожих черт:

· Предмет описания – события, явления.

· Метод сбора информации. Корреспонденция может основываться на «живом» наблюдении.

· Присутствие мнения автора. Анализируя информацию, автор корреспонденции прямо или косвенно выражает в материале свою точку зрения, что сближает аналитическую корреспонденцию с репортажем.

Но, тем не менее, существуют признаки, по которым эти жанры легко различить.

Цели материала. О целях репортажа говорилось много, поэтому хочу пояснить цели аналитической корреспонденции. Данный материал нацелен на то, чтобы дать анализ событию, а не рассказать о нем.

Количество описательных элементов. Репортаж полностью основан на описании события, а аналитическая корреспонденция дает описание только в начале, а дальше уже идет непосредственно анализ выше сказанного.

Метод сбора информации. Как ни странно, этот пункт является и обобщающим и разграничивающим. Репортаж ограничивается наблюдением и экспериментом (документальный метод не является основным), аналитическая корреспонденция же основывается на документальном методе сбора информации.

РАБОТА РЕПОРТЕРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕ

Сбор и оперативная подача новостной информации – одно из главнейших направлений деятельности любого современного периодического издания. Планирования работы отдела информации может выстраиваться по временному или тематическому плану.

По временному признаку – это может быть текущий или оперативный план. текущий план составляется, как правило, на неделю. В нем отражаются самые значимые события. Оперативный план может меняться даже в течение одного дня в зависимости от важности, поступающих в редакцию сообщений.

По тематическому признаку – это могут быть календарные и тематические планы. Календарный план составляется на месяц. В нем отражаются знаменательные события и даты. Тематический же план требует более подробной проработки. Он заключает в себе ведущие темы новостных полос или рубрик.

Конечно, все события предвидеть невозможно, поэтому план надо воспринимать только как руководство к действию.

Координация действий репортера осуществляется руководителем подразделения по намеченному плану, который требует постоянной корректировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На самом деле, жанры журналистики унифицированы практиками, и пока теоретики спорят о тонкостях, отличительных особенностях и т.п., репортеры работают на общих представлениях читателя о жанре.

Вывод для начала хотя бы общего понятия термина «репортаж», несомненно, поможет теоретикам прийти к единой точке зрения об этом жанре, но это является недостижимой целью, потому что кто-то выделяет такие черты, как оперативность и информационность, а кто-то публицистичность, оставляя остальные за рамками определения и раскрывая их уже в более подробном рассмотрении. Но все теоретики сходятся в том, что репортаж должен иллюстрировать событие, увиденное глазами автора, что дает надежду на итоговую общую трактовку термина.

События, достойные описания в репортаже – тоже довольно субъективное понятие, потому что требования к этим событиям зависит от состояния общества, его политической и культурной направленности, а также от профиля выпускающего издания.

Неизменными останутся методы сбора информации в репортаже, потому что если не будет личного наблюдения, участия в событиях журналиста, то репортаж потеряет свои особенности и растворится в других журналистских жанрах. Он утратит черты, выделяющие его из общей массы.

Самый субъективный пункт работы – виды современного репортажа, потому что всегда существуют авторские концепции создания текста, которые помогают отличить «руку» одного журналиста от другого. Именно из-за складывающейся непохожести формируются новые виды, которые со временем могут перерасти в новые жанры.

Возможно, именно из-за того, что авторская рука вносит определенные черты, репортаж становится предметом «путаницы». Но как можно заметить, его смешивают с довольно устойчивыми жанрами, такими как заметка, отчет и корреспонденция. Эти жанры остаются практически неизменными в ходе своего развития, что говорит том, что репортаж с ними навряд ли когда-нибудь объединится.

Творческая деятельность репортеров, как удалось выяснить, отличается своим непостоянством и сложностью, ввиду того, что журналист всё время должен быть «на ногах», общаться с огромным количеством людей, но отличает его еще и то, что редакционная работа не для него, нужно постоянно быть «где-то».

Так если все пункты довольно спорные, то в чем же тогда смысл этой работы? Я постаралась объединить общие данные о репортаже, отразить его современное состояние. Работа не имеет мелких деталей, потому что пока нет согласия между теоретиками в основах, то глубже копать очень проблематично. В этом и заключается перспектива развития данной темы – возможность более глубокого и детального исследования жанровых особенностей для достижения единой точки зрения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра, СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005

2. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика, М.: РИП-холдинг, 2001,

3. Мельник, Тепляшина, Особенности творческой деятельности журналиста, СПб: 2004,

4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста, М.: Аспект Пресс, 2010,

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати, М.: Аспект Пресс, 2000,

6. Константинов А.Д. Журналистское расследование: история метода и современная практика, СПб.: Нева, 2001,

7. Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистики, Ростов-на-Дону,

8. Туманов Д.В. Профессия журналист/Справочник - Интернет-издание (http://www.jurn.by.ru/jan_5.html)

9. Учёнова В.В. Методы журналистского творчества, М., 1984

10. Периодическое издание «Комсомольская правда» от 19.05.2011

11. Периодическое издание «Совершенно секретно» - июль 2011

12. Футбольный репортаж. Интернет-издание. Георгий Янсюкевич (http://samlib.ru/j/jansjukewich_georgij_wladimirowich/yans-3.shtml).

 


[1] Мельник, Тепляшина «Особенности творческой деятельности журналиста», С. 119.

[2] Тертычный А.А. «Жанры периодической печати»

[3] Туманов Д.В. «Профессия журналист/Справочник».

[4] Учёнова В.В. «Методы журналистского творчества» С. 77.

[5] Ким, «Репортаж: технология жанра» С. 180-181.

[6] Шибаева Л. В. «Жанры в теории и практике журналистики».

[7] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 10-11.

[8] Тертычный А.А. «Жанры периодической печати»

[9] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 9-10.

[10] Ким М.Н. «Репортаж: технология жанра» С.180-190

[11] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 68-72

[12] Ким М.Н. «Репортаж: Технология жанра» С.54-55

[13]Константинов А.Д. Журналистское расследование: История метода и современная практика»

[14] Ким М.Н. Репортаж: технология жанра» С.203.

[15] Ким М.Н. «Репортаж: технология жанра» С.194.

[16] Футбольный репортаж – интернет-издание. Георгий Янсюкевич.

[17] Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика» С. 130

[18] Александр Мешков. «Комсомольская правда» от 19.05.2011

[19] Выделено из Шостак М.И. «Репортер: профессионализм и этика»

[20] Андрей Туманов «Совершенно секретно» - июль 2011

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...