Классификация этнических конфликтов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературе они подробно проанализированы В.А. Тишковым (см.: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997). По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего пытаться урегулировать. Однаконедооценка латентных конфликтов, зачастую рассматриваемых как рядовое хулиганство, может иметь серьезные последствия. Грань между латентной и актуализированной формой конфликта может быть хрупкой. Возможной триггерной точкой (спусковым крючком) перерастания одной формы в другую часто является хулиганское действие (избиение, ограбление, поджег и пр.). Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами. Насильственные конфликты проявляются в виде региональных войн или кратковременных открытых столкновений с участием регулярных войск, а также боевых действий ополченцев. Такие конфликты сопровождаются погромами, поджогами, взрывами, захватами заложников, потоками беженцев и вынужденных переселенцев.
Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию в этнических группах, миграциями в поисках лучшей жизни. Насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями с целью сохранения жизни и здоровья. Другой тип классификации конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором – движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, своей республики. Э. А. Панин и А. А. Попов предложили разделять этнические конфликты на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3)конфликты действий. Первый тип этой классификации подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы. Третий тип конфликта – конфликт действий – означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти. (источник: Садохин А. П. Этнология М.:-Альфа-М ИНФРА-М, 2004)
Все приведенные типологии имеют достаточно условный характер, поскольку, как правило, любой этнический конфликт (точнее социальный конфликт с этнической составляющей) одновременно объединяет не одну причину, цель и форму. Формы и способы регулирования этнических конфликтов Выйти из ситуации конфликта – проблема, требующая серьезных усилий специалистов и органов власти, общественных организаций, «символьных» фигур и наконец материальных затрат. Обобщая опыт урегулирования этнических конфликтов, У. Юри (один из основателей и заместитель директора Программы по теории и практике переговоров Гарвардского университета) предложил свою технологию возможных действий, состоящую из десяти различных вариантов. Ученый сравнил этнический конфликт с пожаром и поэтому назвал в качестве первой задачи предотвращение конфликта. Пока есть возможности не допустить столкновений на этнической почве, следует их использовать в полной мере. Вторым необходимым действием заинтересованных в разрешении конфликтов сторон он назвал организацию дискуссий. Сама возможность конструктивного обсуждения проблем уже способствует снижению напряженности. Но для полноценной дискуссии необходимо, чтобы были представлены все имеющиеся точки зрения, включая самые радикальные, и чтобы обсуждение велось в рамках определенных правил, принятых сторонами. Важнейшими из них служат требования не обвинять оппонентов и избегать личных нападок. Третий способ действий состоит в том, чтобы способствовать высказыванию обид в контролируемой обстановке, что предполагает при обсуждении конструктивных планов на будущее анализировать и прошлые обиды. Следующим необходимым шагомназвано содействие процессу совместного решения проблем. Оно предусматривает согласование интересов, выход за рамки жестких позиций и обращение к мотивировкам, лежащим в основе позиций сторон. Затем важным действием является определение общей цели; чтобы процесс переговоров был продуктивным, общая цель не должна замыкаться только на проблемах самого конфликта. Далее существенное значение имеет содействие взаимному проявлению доброй воли.
Необходимой в процессе переговоров и совместного разрешения конфликта является выработка проектов взаимных соглашений. Важное прикладное значение имеет институционализация процесса решения проблем и переговоров. Она имеет особое значение в связи с тем, что решить сразу все конфликты невозможно, они будут возникать вновь и вновь. Поэтому необходимо создать институты, которые содействуют поиску решений и процессу переговоров. Существенную помощь в урегулировании конфликтов может оказать привлечение внешних ресурсов для формирования стимулов к сотрудничеству. Под внешними средствами понимаются не только финансовые ресурсы, но неправительственные организации, университеты и фонды, у которых накоплен опыт урегулирования этнических конфликтов. Наконец, У. Юри призывает: « Учите других тому, что узнали сами ». По мнению Р. Дарендорфа, для регулирования конфликта важны три обстоятельства: - Наличие целостных предпосылок. Каждая сторона конфликта должна признать наличие конфликта. Разрешение конфликта невозможна, если одна сторона не признает существование своего оппонента. - Степень организованности сторон. Чем более они организованы, тем легче добиться консенсуса. - Конфликтующие стороны должны принять «правила игры» только при их соблюдении возможен процесс переговоров. Равенство возможностей сторон. Также для нас важно замечание Р. Дарендорфа о том, «что в основе конфликта лежат и политические факторы: борьба за власть и авторитет. Конфликт может возникнуть в любом сообществе, социальной группе, где есть условно «господствующие и подчиненные». Причина конфликта – стремление к доминированию. Но стремление к доминированию не стоит воспринимать как «естественные инстинкты».
На уровне межличностного общения с представителями других народов, нужно исходить из аксиомы, что культуры всех народов равноценны, культура не может быть лучше или хуже, все культуры уникальны и ценны для человечества (кто сказал, что культура управления автомобилем выше чем культура управления собачьей упряжкой…?! (Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. ‑ М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003). Представители разных народов смотрят на мир через призму собственных этнокультурных воззрений и представлений. Принцип: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» в нашем случае будет определенно верным. Удачный пример социальной рекламы, ориентированной на укоренение в обществе культуры толерантности, приведен в статье профессора Елены Бурлиной, размещенной на сайте Московского бюро по правам человека. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность, созданном в конце 1960-х гг. во Франкфурте – на - Майне. Плакат публикуется в современных школьных учебниках, наличествует в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах. К его созданию приложили силы философы, культурологи и активисты молодежных движений того времени. Глубокий смысл изложен всего в семи строчках, написанных как бы от руки: «Твой Иисус — еврей, Твой автомобиль — японский, Твой кофе — бразильский, Твои цифры — арабские, Твои буквы — латинские, Твоя демократия — греческая, Твой сосед после всего этого лишь иностранец?» Как отмечает профессор Бурлина, концепция плаката состоит в том, чтобы показать, что человек всегда пользуется повседневными трудами других народов. И если даже твой символ веры был рожден другим народом, то можно ли при этом свысока или косо смотреть на иностранцев и представителей других культур? (Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2013) Наша современная жизнь пронизана взаимозаимствованиями абсолютно во всех ее сферах. Мы используем культурные и материально-технические достижения других народов и наций. Глупо изобретать собственную пиццу или пасту, если ее давно и хорошо делают итальянцы; а японские автомобили завоевали всеобщее признание… И таких примеров в нашей повседневной жизни становится все больше и больше!
Основная литература. 1.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001 2. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. - М.: "РОССПЭН", 2002 3.Н.М. Лебедева Введение в этническую и кросс-культурную психологию.-М., 1998 4.Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: КИОРУС, 2014. 5.Садохин А. П. Этнология М.:-Альфа-М ИНФРА-М, 2004 6.Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999 7.Смит Э. Д. Национализм и модернизм. М.: Праксис, 2004. 7.Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003 8.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс,2004. 9.Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.:Издательство Московского университета, 2013 10.Тишков В.А., Шнирельман В.А. Этничность и религия в социальных конфликтах. М.: Наука, 2012 11.Триандис Гарри К. культура и социальное поведение. М.: Форум,2007 12.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения/ Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка. М.: Наука, 1992 Дополнительная литература. 1. Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2007 2. Дедов Н.П., А.В. Морозова, Суслова Т.Ф. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002 3. Дробижева JI. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся — М., 2002. 4. Ильюшенко В. Ксенофобия и политика в современной России /Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации. Ч.1.М., 2005 5. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., ООО «ПЭР СЭ», 2002 6. Малашенко А. В. Заметки по национальному и иным вопросам // Дружба народов. — 2015. — № 3. 7.Малькова В. «Не допускается разжигание межнациональной розни.» М.: Academia, 2005 8. Маргинальность в современной России: Коллективная монография / Е. Балабанова, М. Бурлуцкая, А. Демин и др. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000 9. Мукомель В. И. Российские практики в сфере профилактики ксенофобии и дискриминации // Толерантность против ксенофобии / Под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина. М., Институт социологии РАН, Academia, 2005 10. Нации и национализм, М.: Праксис, 2002. 11. Паин Э.А. Этнополитический маятник: динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М., 2004 12. Садохин А.П. Этнология. Учебный словарь. Калуга, ИД «Эйдос»,2001 13. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998 14.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Русский мир,199715. 15. Шнирельман В.А. Порог толерантности. Идеология и практика нового расизма. т.1.М.: Новое литературное обозрение,2011 16. Шнирельман В. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках // "Неприкосновенный запас", №5(37), 2004. 17. Шнирельман В. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика // Реальность этнических мифов М.: Гендальф, 2000.
Информационные ресурсы www.tolerance www.medialaw.ru http://www.iea.ras.ru – сайт Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо- Маклая РАН – ведущего в России исследовательского центра в области этнологии, социально-культурной и физической антропологии http://journal.iea.ras.ru – журнал «Этнографическое обозрение». http://www.ethnonet.ru/ru -электронный журнал «Этно-журнал» http://valerytishkov.ru - персональный сайт В.А.Тишкова - директора Института этнологии и антропологии РАН, профессора, президента общественной Академии педагогических и социальных наук, вице-президента Международного союза антропологических и этнологических наук, член-корр. РАН Литература на иностранных языках 1. Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism // John Hall (Ed.), The State of the Nation -Cambridge: UK, 1998.
2. Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach Clarendon Press, Oxford. 1996
3. Freeden M. Is Nationalism a Distinct Ideology? // Liberal Languages: Ideological Imaginations and Twentieth-century Progressive Thought Princeton University Press, 2004
4. Kohn H. Nationalism, its Meaning and History -Princeton, 1955
5. McLuhan M. Culture is Our Business, NY Toronto, 1970 6. Oxford English Reference Dictionary, 1996.-P.1672
7. Snyder J., Ballentine K. Nationalism and the marketplace of ideas //International Security, 1996, 21 (2)
8. Schmemann S. The World: Grand Illusions; What's Wrong With This Picture of Nationalism // The New York Times, 21 февраля, 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|