Элементарное музицирование
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В обращении к проблеме элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребёнка, развитию его художественных способностей, увлечённости музыкой, потребности к активному общению с ней. Развитие этих направлений особенно актуально в нынешних социокультурных условиях. Перспективные инновационные технологии связаны с адаптацией достижений элементарного музицирования к музыкально-педагогической системе Д.Б. Кабалевского - концепции широкого методологического характера. Так, система музыкального воспитания К. Орфа соотносится с детским музыкально-поэтическим фольклором. Активно-творческое преобразование художественного материала, в качестве которого выступает речь, движение, импровизация ребёнка, носит синкретический характер. Коллективные формы работы строятся по законам музыкально-эстетической импровизационной игры, становятся звеньями единой музыкальной деятельности. При этом навыки элементарного музицирования включаются в широкий культурный контекст. Являясь способом постижения музыкального произведения в неразрывном триединстве сочинения - исполнения - слушания, они выполняют не только учебную, но и социальную функцию, раскрывают личностно заинтересованное отношение детей к музыке. Итак, современный подход к обновлению музыкального образования, связанного с развитием восприятия музыки детьми, со всей очевидностью требует ориентации музыкального руководителя на специфику предмета искусства и отбор методов, адекватных природе музыки и природе ребёнка. Это означает обращение к интонационной сущности музыкального искусства и предполагает рассмотрение проблемы восприятия в соотношении естественных основ музыки и её художественных законов, интуитивного и сознательного, эмоционального и логического.
Практическое изучение методов развития музыкального восприятия
В ходе практики на базе УКАЖИ ШКОЛУ нами были разработаны конспекты музыкальных занятий для детей младшего школьного возраста, целью которых было развитие музыкального восприятия. Конспект музыкального занятия Тема «Народные музыкальные инструменты». Цель: − развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста. Задачи: − познакомить с народными музыкальными инструментами и народными жанрами; − учить детей менять движения со сменой характера музыки; − воспитывать эстетическое чувство, чувство ансамбля. Оборудование: ленточки, флажки, деревянные ложки. Ход занятия . Организационная часть. (дети входят в зал под музыку Д. Шостаковича «Шарманка») . Основная часть занятия.
Музыкальные движения
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг себя, что вы видите сегодня необычного? Дети: На полу разложены ленточки, флажки и ложки. У: Сейчас мы с вами станцуем с ленточками и флажками. Как вы думаете, кто будет танцевать с ленточками, а кто с флажками? Д: Девочки танцуют с ленточками. У: Почему? Д: Ленточки носят только девочки, так будет красивее. У: Мальчики, вы согласны с девочками? Д: Да. У: Молодцы. Девочки, возьмите ленточки, а мальчики - флажки. Сейчас начнём танцевать. Д: А какие выполнять движения? У: Движения вам подскажет музыка. (Поочерёдно звучат вальс и марш. Дети сразу догадались, кому под какую музыку танцевать, т.е. девочки кружатся под вальс, выполняют различные движения ленточками вправо, влево, вниз, вверх, а мальчики маршируют на месте, по кругу, в разные стороны, флажки поднимают вверх, опускают вниз)
В: Ребята, было очень красиво. Движения у девочек очень нежные, плавные, воздушные и лёгкие, а мальчики двигались чётко, уверенно, бодро. Девочки, как называется музыка, под которую вы сейчас танцевали? Д: Вальс. У: Какая это музыка? Д: Нежная, красивая, плавная, спокойная, ласковая. У: Мальчики, а под какую же музыку вы двигались? Д: Под марш. У: А какая это музыка? Д: Энергичная, бодрая, весёлая, задорная. У: Да, вы почувствовали музыку и выразили её характер движениями.
Слушание-восприятие
П.И. Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома» У: Ребята, что мы не использовали в танцах? Д: Ложки. У: Для чего нужны такие ложки? Д: Кушать, играть. У: Правильно. В старину в каждой семье были такие ложки. Люди ими и кушали, и играли. Сейчас мы тоже попробуем на них сыграть. А как мы будем играть, услышим в следующей пьесе. Сядем поудобнее, закроем глазки и внимательно слушаем. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Камаринская». Услышав эту пьесу, дети заулыбались, стали покачивать головой, вытопывать ритм музыки) У: Какая это музыка? Д: Весёлая, задорная, бодрая, энергичная, быстрая. У: Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено? Д: Люди, мужчины и женщины, дяденька играет на гармошке, мальчик пляшет. У: Этот мужчина, наверное, играет весёлую и задорную музыку. На чём ещё можно сыграть? Д: На балалайке, на ложках. У: Сейчас мы и попробуем сыграть на ложках. Давайте вспомним, как можно играть. Д: Перед собой, справа и слева по два раза, «качелька». У: Правильно. Слушаем музыку и играем на ложках. (дети играют на ложках под музыку) У: Как вы думаете, удалось ли нам сыграть красиво, выразительно? Д: Да, очень интересно, весело! У: Ребята, вы сейчас слушали и исполняли пьесу П.И. Чайковского «Камаринская» из «Детского альбома». . Пение У: После такой музыки можно и спеть. Вы помните, что такое частушки? Д: Это маленькие, коротенькие песенки, очень весёлые и смешные. У: Вы помните какие-нибудь частушки? Д: Да. (воспитатель играет на фортепиано, а дети, которые вспомнили частушки, поют их) У: Ребята, я знаю одну интересную песенку, хотите послушать? Д: Очень хотим. У: Она называется «Как у наших у ворот».
(воспитатель играет и поёт) У: Понравилось? Д: Да. у: Какая песня? Д: Весёлая…Живая… . Пляска В: Устали сидеть на стульчиках? Давайте спляшем. Встаньте в две шеренги: в первую шеренгу становитесь мальчики, а во вторую - девочки. Послушайте музыку и придумайте под неё движение. (звучит фрагмент песни «Как у наших у ворот») У: Мальчики, вы какие движения придумали? Д: Выставлять каждую ногу вперёд, руки на поясе, потопать на месте. У: Девочки, а что вы придумали? Д: Руки «полочкой» и притопы на месте. У: Давайте попробуем. Сначала мальчики выполняют свои движения, а потом выполняют девочки. (пляска под песню «Как у наших у ворот») У: Хорошо. Мы с вами начали сочинять танец. . Заключительная часть. У: Ребята, какая музыка сегодня звучала на занятии? Д: Весёлая, энергичная, бодрая, нежная, воздушная, красивая. У: Что у нас появилось с этой музыкой, родилось из неё? Д: Мы сочинили танец. У: Спасибо вам за работу, молодцы. Конспект музыкального занятия Тема «Весенняя капель». Цель: − развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста. Задачи: − познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Песня жаворонка»; − учить детей менять движения со сменой характера музыки; − воспитывать чувство ансамбля, культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Ход занятия 1. Организационная часть (дети входят в зал под музыку Д. Шостаковича «Вальс-шутка») 2. Основная часть занятия. 2.1. Музыкальные движения Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем шагать не по прямой дороге, а по извилистой тропе, заворачивая, огибая горку, поворачивая вправо, влево… (звучит «Марш» С. Прокофьева, и дети маршируют со сменой направления) У: Пришли на полянку, можно отдохнуть. Ребята, как вы узнали, когда нужно повернуть? Дети: Когда музыка изменилась. У: Правильно, а теперь повторяем за мной. (звучит марш, и под музыку воспитатель показывает игру на воображаемых инструментах, дети повторяют) У: Ребята, на каких инструментах мы играли? Д: На барабане, маракасах, ложках, свирели.
. Танец У: Послушайте, какая музыка звучит? (Д. Шостакович «Вальс-шутка») Д: Вальс. У: Правильно, давайте потанцуем под эту музыку. (дети танцуют вальс, импровизируя движения) У: Хорошо, теперь попробуйте в парах. Мальчики, приглашайте на танец девочек. Ведь девочки - дамы, за ними нужно ухаживать, беречь их, а мальчики - кавалеры, которые окружают дам вниманием. (мальчики после танца провожают девочек на места) . Слушание-восприятие П.И. Чайковский «Песня Жаворонка» из «Детского альбома» У: Дети, вспомните, какую пьесу мы слушали на прошлом занятии? Д: «Камаринскую». У: Чья эта пьеса, кто её написал? Д: П.И. Чайковский. У: Какая это музыка? Д: Бодрая, весёлая, энергичная. У: Сегодня мы послушаем другое музыкальное произведение. Закройте глазки и послушайте внимательно. (звучит пьеса П.И. Чайковского «Песня Жаворонка») У: Какая это музыка? Д: Весенняя, солнечная, слышно радостное пение птички, она поёт, звенит её песня, звук переливается. У: Правильно. Что вы почувствовали? Д: Радость, хорошее настроение, хочется гулять на улице, слушать пение птиц. У: Мы с вами слушали «Песню Жаворонка» П.И. Чайковского из «Детского альбома» . Пение У: После такой музыки мы все в хорошем настроении, а с таким настроением можно спеть песенки про маму. Какие же песни мы пели? Д: «Ласковую песню», «Про козлика». У: Давайте споём «Ласковую песню». (дети поют песню, на лице улыбка и радость, голосом показывают, как они любят свою маму, поют очень нежно и ласково) У: Ваше пение приятно слушать, особенно будет приятно вашим мамам это услышать. О чём же песня «Про козлика», расскажите. Д: Песня про то, как козлик гулял со своей мамой на лугу, но он так забегался, что потерял её и отправился на поиски. У: Какая это песня? Д: Смешная, весёлая, интересная. У: Теперь можно и спеть. (дети поют и голосом показывают, изображают каждую встречу с новой «мамой») . Танец «Весенняя капель» В: Ребята, мы послушали «Песню Жаворонка», а вы знаете, что жаворонок приносит нам весну, его пение создаёт весеннее настроение. А можно ли танцем создать весеннее настроение? Д: Да. У: Давайте попробуем, для этого выполним движения (показ движений воспитателем): 1. «Солнышко» в стороны по 2 раза. 2. 4 шага вперёд и назад, руки разводим и сводим. . «Колокольчики», «дудочка». . Хлопки в ладоши и поскоки вокруг себя. У: Послушайте, под какую музыку мы будем танцевать. (звучит «Весенняя капель») У: Какая звучала музыка? Д: Весенняя, тает снег, тают сосульки, капель, яркое солнышко. У: Станцуем? Д: Да. . Заключительная часть занятия. У: Какую музыку мы слушали сегодня?
Д: Весеннюю, тёплую, приятную. У: Что мы сделали вместе с музыкой? Д: Устроили весну, позвали её, приблизили. У: Спасибо вам за весну! Конспект музыкального занятия Тема «Музыка настроений». Цель: − развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста. Задачи: − познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Болезнь куклы»; − учить детей передавать характер музыки средствами пластического интонирования; − воспитывать чувство ансамбля. Оборудование: пиктограммы. Ход занятия . Организационная часть занятия. (дети входят в зал под музыку Д. Шостаковича «Шарманка») 2. Основная часть занятия. 2.1. Вводная беседа Учитель: Ребята, к вам на занятие пришли ОХ И АХ. Скажите, какой АХ? Дети: Весёлый, удивляющийся, ему всё интересно. У: Покажите жестами, мимикой его выражение лица. Давайте поздороваемся с ним также весело. У: А какой ОХ? Д: Грустный, печальный, вялый, скучный. У: Покажите мимикой, жестами его состояние. Поздороваемся также печально. У: Знаете, АХ очень хочет развеселить ОХа, но у него не получается. Давайте ему поможем. . Музыкальная игра У: Для начала, ребята, поиграем в мяч, но мяч этот необычный, он воображаемый. Послушайте музыку, под которую будем играть. (звучит пьеса Д. Кабалевского «Клоуны») У: Какая музыка? Д: Весёлая, игривая, прыгучая. У: Попробуем поиграть. (дети выполняют различные действия с мячом: подбрасывают, отбивают, прыгают с мячом и др.) У: А теперь успокоимся, подышим не только носом, но и телом. Музыка подскажет. (звучит «Вальс» А. Лядова, дети выполняют плавные движения руками под музыку) . Слушание-восприятие Произведения П.И. Чайковского «Камаринская», «Песня жаворонка» У: Ребята, посмотрите, мы развеселили ОХа? Д: Нет. У: Что-то его не развеселить. Попробуем ещё. Ребята, хотите я вам раскрою секрет? Д: Да! У: ОХ и АХ принесли с собой подарок - музыку. Сейчас мы будем слушать, а вы постарайтесь вспомнить название. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно. (звучит пьеса П.И. Чайковского «Камаринская») У: Ребята, что же это за произведение? Д: «Камаринская»! У: Правильно, вы молодцы, запомнили музыку, узнали её. Д: Музыка весёлая, бодрая, энергичная, плясовая. У: Кто же принёс это произведение, ОХ или АХ? Д: АХ. У: Почему? Д: Музыка такая же, как и АХ - весёлая. У: Слушаем следующее музыкальное произведение. (звучит пьеса П.И. Чайковского «Песня Жаворонка») У: Какая это музыка? Д: Напевная, ласковая, нежная. У: Как называется? Кто принёс? Д: «Песня Жаворонка», и принёс её АХ. . Пластическое интонирование У: А какое же третье произведение? Слушаем. Попробуем движениями «пропеть» музыку. (звучит пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы». Дети сопровождают музыку плавными, «никнущими» движениями рук, головы) У: Какая это музыка? Д: Грустная, печальная, жалобная. У: Вы раньше слышали такое произведение? Д: Нет. У: Кто же нам принёс это произведение? Д: ОХ. У: Почему вы так решили? Д: ОХ тоже очень грустный. У: Эта пьеса называется «Болезнь куклы». Эту музыку тоже написал П.И. Чайковский. Молодцы! Но ОХ всё равно грустит. Значит, нужно спеть ему наши ласковые песни. . Пение У: Давайте для ОХа и АХа споём «Ласковую песню». (дети поют) У: Ребята, смотрите у ОХа появилась улыбка, значит, он точно развеселится после песенки «Про козлика». (дети поют) У: Ребята, ОХ улыбается. Вот как хорошо спели! Порадовали нашего печального гостя! Теперь это уже не ОХ, а АХ! . Танец «Весёлая полечка» У: Ради такого случая давайте научим их «Весёлой полечке». Для начала вспомним движения. Встаньте в пары. 1. Хлопок в свои ладоши и в ладоши партнёра (8 раз). 2. По 2 хлопка справа и слева. . Поскоки вокруг себя. У: А теперь под музыку. (дети танцуют) . Заключительная часть занятия. У: Вот и наши гости научились танцу. Ребята, какое бывает настроение? Д: Весёлое, грустное, радостное, скучное, мрачное, шутливое. У: Можем ли мы все эти настроения выразить музыкой, движениями? Д: Всё это может звучать в музыке. У: Вы сегодня прекрасно передавали разные настроения танцами, движениями, пением. Молодцы! Самоанализ музыкальных занятий Перед проведением данных занятий нами была проведена подготовительная работа: подбор музыкального репертуара, разучивание танцевальных движений, разучивание песен, подготовка необходимого оборудования. Для реализации поставленной цели занятий, в соответствии с подобранным музыкальным материалом мы определили методы развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста: слушание-восприятие, музыкальные движения, пластическое интонирование, хоровое пение, элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. Данные методы применялись на занятиях во взаимосвязи друг с другом. Выбор для слушания, пластического интонирования, пения, инструментального исполнения разнообразных по содержанию музыкальных произведений (например, «Болезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворонка») дает возможность развития эмоциональной сферы, способности чувствовать, переживать, расширяет и обогащает представления детей о мире. Давая установку на слушание-восприятие, мы оставляем детям возможность для проявления своих впечатлений, ощущений, не сковываем свободы их воображения и высказывания. Важно, что в процессе слушания-восприятия не вычленяются отдельные элементы музыкального языка, внимание детей сосредоточивается на художественном образе, что способствует глубокому погружению в музыку, постепенно формирует цельность восприятия. Таким образом, развитие музыкального восприятия происходит в процессе активной творческой деятельности детей, ненавязчиво направляемой воспитателем.
Заключение
Основная задача воспитания - всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка. Музыкальное воспитание - целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к жизни. Воспитание и развитие ребенка требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе, который помогает осуществить контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании. Центральное место в музыкальном воспитании занимает развитие музыкального восприятия. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. На таких занятиях ребенок охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно. Применяемые комплексно, на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе музыкальной деятельности методы способствуют эффективному развитию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Список используемой литературы музыкальный восприятие дошкольный педагогический 1. Березовчук Л. Музыка и мы. - СПб.: Бояныч-Бланка, 1995. - 288 с. 2. Брайнин В. Зачем развивать музыкальное мышление. // Искусство в школе. - 2006. - №3.-с. 26-31. 3. Булучевский Ю.С., Фонин В.С. Краткий музыкальный словарь. - СПб.: Музыка, 1990. - 243 с. 4. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. - 1994. - №3. - с. 5-21. 5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с. 6. Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с. 7. Зильберквит М.А. Мир музыки. - М.: Детская литература, 1998. - 335 с. 8. Зимина А.Н. Основы воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос, 2000. - 304 с. 9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989. - 191 с. 10. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Учебно-методический комплект «Искусство слышать». - М.: Радуница, 1994. -208 с. 11. Крыловская Н. Праздник в детском саду // Искусство в школе. - 2007. - №3. - С. 36-37. 12. Лукина Е. Имитация - интерпретация - импровизация // Искусство в школе. - 2007. - №2. - С. 17-19. 13. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с. 14. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с. 15. Музыкальное образование в школе / Под ред. Школяр Л.В. - М.: Академия, 2001. - 230 с. 16. Силютина Э. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкальной игровой деятельности // Искусство в школе. - 2007. - №2. - С. 15-16. 17. Светличная Л.В. Новая сказка о музыке: обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с. 18. Столова Н. Возрождение народной педагогики // Искусство в школе. - 2005. - №5. - С. 41. 19. Шейн В.А. Сценарии музыкальных развивающих игр по обучению детей 3 - 6 лет музыкальной грамоте. - М.: Издательство «Гном и Д», 2002. - 64 с. 20. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен // Учитель музыки. - 2008. - №1. - С. 3-7. 21. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М: Флинта-Наука, 1999. - 336 с. 22. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М.: Флинта, 1999. - 88 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|