Философия науки, ее предмет и задачи
Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия Философское мировоззрение · Рациональное мировосприятие · Наличие системы доказательств · Проблемное восприятие мира · Объяснение мира посредством системы абстрактных понятий Характеристики философского мировоззрения · рациональность · системность · логичность · теоретическая оформленность Роль философии ФсФ выступает в качестве теоретической основы мировоззрения ФсФ решает проблему познаваемости мира ФсФ решает вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей Базовые философские методы Методология – система принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической действительности, а так же учение об этой системе Диалектика – вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий и изменений. Метафизика – (гр. Meta ta physica – после физики) – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно (ведется поиск абсолютной истины). Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности Основа деятельности: сбор фактов их постоянное обновление и систематизация критический анализ синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать
формулировка в виде законов природы или общества Научное мировоззрения - отношение к окружающему миру, не противоречит основным принципам научного поиска, опирается на многократно проверенные и подтвержденные истины Основа - метод (средство, которым знание подвергается проверке) «Научное мировоззрение содержит истины общеобязательные для всех (в той части, где они не зависят от времени и субъективных точек зрения — совпадают с эмпирической реальностью)» В.И. Вернадский.
Философия науки, ее предмет и задачи Предмет ф.н. ― общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Одной из важнейших задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Ф.н. развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Ф.н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Как дисциплина, ф.н. испытывает на себе огромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок. Однако цель ее — в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Центральная проблема ф.н. — проблемы роста научного знания. Можно разделить все проблемы ф.н. на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке. Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и переплетений.
Объект ф.н. составляют: ― формы организации научного знания, ― способы развития науки, ― методы исследовательской деятельности и др. Функции ф.н.: 1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область. 2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания. 3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность. 4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований. 5. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования. Предмет. Философия науки пытается ответить на следующие вопросы: что такое научное знание, каковы принципы его организации и функционирования, какие методы использует наука, как развивается знание, чем наука отличается от псевдонауки, каковы формы взаимосвязи научного знания с философией, религиозным сознанием. Науку можно рассматривать как: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид деятельности; 3) наука как особый социальный институт. 1) Наука как специфический тип знания Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление тех признаков, которые необходимы для различения научного знания и различных форм вненаучного знания (обыденное знание, искусство, религия, экзистенциальные переживания и т.д.). Критерии научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость). 2) Наука как познавательная деятельность Наука — это когнитивная, познавательная деятельность. Любая деятельность — это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель — получение нового научного знания, предмет — имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства — имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие решению заявленной проблемы. Известны три основные модели изображения процесса научного познания: 1) эмпиризм; 2) теоретизм; 3) проблематизм.
Согласно эмпиризму, научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе возможных эмпирических гипотез — обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам. теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, определенность, неопределенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.). проблематизма, наиболее четко сформулированная К. Поппером: наука - это специфический способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная проблема — это существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической и/или теоретической информации. 3) Наука как особый социальный институт Функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре научно-технической политики общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм. Внутренние ценности науки: универсализм, беспристрастность, отсутствие личной выгоды и т.д. Одно из важнейших открытий в области исследования науки как социального института: наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и иногда противоречат друг другу.
Современная наука — это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений. Все они связаны как между собой, так и с другими мощными подсистемами общества и государства (экономикой, образованием, политикой, культурой и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|