Концепции философии техники
Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922) разрабатывает концепцию технологии и праксиологии как философии действия. В книге «Происхождение технологии» (1890) он считает себя последователем философии органопроекции и утверждает, что первоначально органопроекция носила бессознательный характер (её проявления он усматривает в греческих мерах длины: палец, ладонь, пядь, стопа, локоть). Для Эспинаса они имеют божественное происхождение, дар божий: болезни – божья кара, эпидемии – проявление божьего гнева, и поэтому больных лечили религиозными обрядами. Кардинальным образом ситуация меняется лишь благодаря деятельности Гиппократа, когда болезни стали объяснять естественными причинами. Эспинас рассматривает человека как продукт психологической и социологической проекции, которые его персонифицируют. Прикладные искусства не передаются по наследству вместе с особенностями организма. Как продукт опыта и размышления они «прививаются» индивиду «примером и воспитанием»; тем самым они дают начало науке. Именно этот процесс передачи навыков автор называет предметом технологии. Он вводит понятия «праксиология» (от греч. деятельный), которая отражает коллективные проявления воли, продуманные и произвольные, самые общие формы действий, и «технология» (от греч. искусство, мастерство, умение и слово, учение), которую он относит к «зрелым искусствам», дающим начало науке и «порождающим технологию». В технологии Эспинас видит три существенных особенности, которые следует рассматривать с трёх точек зрения: 1) предполагается производить аналитическое описание явления с учетом конкретных условий его существования (времени, места, социума);
2) закономерности, условия, причины, предшествовавшие явлению, следует изучать с динамической точки зрения; 3) необходимо применять комбинацию статических и динамических точек зрения, дающих возможность изучать явление во времени: его рождение, апогей и упадок, которые составляют ритм его существования. Совокупность этих трех измерений и образует общую технологию. Американский экономист норвежского происхождения, основоположник и теоретик институционализма Торстейн Веблен (1857-1929) является сторонником технократического преобразования общества с учётом влияния культурных традиций социальных институтов. Анализируя природу институционализма (от лат. наставление, понятие восходит к институциям – учебникам римских юристов, дающих системный обзор действующих правовых норм) он приходит к выводу об отставании взглядов людей от изменений в области технологий и производства. В книге «Теория праздного класса» (1899) для преодоления социального «паразитизма» он предлагает произвести технократическую революцию с установлением власти научно-технической интеллигенции (технократии), не допуская, однако, к власти рабочего класса и предлагает собственный сценарий этой технократической революции. По его мнению, мощная забастовка инженеров приведёт к параличу старого порядка и вынудит «праздный класс» добровольно отказаться от своей монополии на власть в пользу научно-технической интеллигенции. В «техноструктуре», куда входят инженеры, ученые, менеджеры, акционеры, автор видел движущую силу такой технократической революции, целью которой является изъятие собственности от собственника и передача ее в руки технократии. Американский социолог и политолог Даниел Белл (р. 1919) является автором концепции постиндустриального общества. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» он предложил историческую периодизацию обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Постиндустриальный этап начинается в XXI веке. Этот этап связан главным образом с компьютерными технологиями, телекоммуникацией. В его основе лежат четыре инновационных технологических процесса:
1) переход от механических, электрических, электромеханических систем к электронным, привел к невероятному росту скорости передачи информации; 2) миниатюризация, т.е. значительно изменение величины, «сжатие» конструктивных элементов, проводящих электрические импульсы; 3) дигитализация, т.е. дискретная передача информации посредством цифровых кодов; 4) современное программное обеспечение, которое позволяет быстро и одновременно решать различные задачи без знания какого-либо специального языка. Основным вопросом перехода к постиндустриальному обществу Белл считает успешную реализацию следующих четырех равновеликих факторов: 1) экономическая активность;2) равенство социального и гражданского общества;3) обеспечение надежного политического контроля;4) обеспечение административного контроля. Д. Белл определяет пять основных проблем постиндустриального общества: 1) слияние телефонных и компьютерных систем связи; 2) замена бумаги (в том числе и ценных бумаг) электронными средствами связи и дистанционным копированием документов; 3) расширение телевизионной службы через кабельные системы, замена транспорта телекоммуникациями с использованием видеофильмов и систем внутреннего телевидения; 4) реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров и интерактивной информационной сети (Интернет); 5) расширение системы образования на базе компьютерного обучения; использование спутниковой связи для образования жителей сельских местностей; использование видеодисков для домашнего образования. Он считает информацию средством достижения власти и свободы, что предполагает необходимость государственного регулирования рынка информации, т.е. возрастание роли государственной власти и возможность национального планирования. В структуре национального планирования он выделяет такие варианты:
а) координация в области информации (потребности в рабочей силе, капиталовложениях, помещениях, компьютерной службе и пр.); б) моделирование; в) индикативное планирование (стимулировать или замедлить методом кредитной политики). Белл оптимистически оценивает перспективу мирового развития на путях перехода от «национального общества» к становлению «международного общества» в виде «организованного международного порядка», «пространственно-временной целостности, обусловленной глобальностью коммуникаций». Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер (р. 1928) становится одним из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Его основные работы: «Шок будущего» (1970); «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Сдвиг власти» (1990). Он утверждает, что человечество переходит к новой технологической революции, пройдя три волны: 1) аграрная цивилизация, которая сменила культуру охотников и собирателейи продолжалась в течение около 10 тыс. лет; 2) индустриальная цивилизация, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования, корпоративизмом, переходом к индустриально-заводской форме организации социума, приведшей к обществу массового потребления и массовизации культуры; 3) сверхиндустриальная цивилизация (постиндустриальное общество) – результат интеллектуальной революции, где наблюдается огромное разнообразиесубкультури стилей жизни, и которая характеризующется преодолением дегуманизированных форм труда, формированием нового типа труда и соответственно нового типа рабочего. Автором концепции техники как производства избыточного становится испанский публицист, общественный деятель и философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Его перу принадлежит книга «Размышления о технике» (1933). Анализируя технику, он указывал на двойственность человека: 1) он отличен от природы, 2) посредством техники он с ней сливается. Он предлагает периодизацию истории техники на основе взаимоотношений человека к человеку и человека к технике, выделяя три этапа:
1) техника случая – это исторически первая форма существования техники, присущая первобытному обществу и характерная для доисторического человека, которая Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченностью технических действий; 2) техника ремесла – это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья, когда существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых требует специальной выучки, а занятие технической деятельностью становится профессией и передается по наследству; 3) техника человека, т.е. машинная техника с техническими устройствами (она берёт своё начало со второй половины XVIII в., когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743), которая существенно меняет отношения между человеком и орудием, где «работает» машина, а человек её обслуживает, становясь придатком машины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|