Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции философии техники

Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922) разрабатывает концепцию технологии и праксиологии как философии действия. В книге «Происхождение тех­нологии» (1890) он считает себя последовате­лем философии органопроекции и утверждает, что первоначально органопроекция носила бессозна­тельный характер (её проявления он усматривает в греческих мерах длины: палец, ладонь, пядь, стопа, локоть). Для Эспинаса они имеют божественное происхождение, дар божий: болезни – божья кара, эпидемии – проявление божьего гнева, и поэтому больных лечили религиозными обрядами. Кардинальным образом ситуация меняется лишь благодаря деятельности Гиппократа, когда бо­лезни стали объяснять естественными причинами. Эспинас рассматривает человека как продукт психологиче­ской и социологической проекции, которые его персонифи­цируют. Прикладные искусства не передаются по наследству вместе с особенностями организма. Как продукт опыта и раз­мышления они «прививаются» индивиду «примером и воспи­танием»; тем самым они дают начало науке. Именно этот про­цесс передачи навыков автор называет предметом технологии. Он вводит понятия «праксиология» (от греч. деятельный), которая отражает коллективные проявления воли, продуман­ные и произвольные, самые общие формы действий, и «технология» (от греч. искусство, мастерство, умение и слово, учение), которую он относит к «зрелым искус­ствам», дающим начало науке и «порождающим технологию». В технологии Эспинас видит три существенных особенности, которые следует рассматривать с трёх точек зрения:

1) предполагается производить аналитическое описание явления с учетом конкретных условий его существования (времени, ме­ста, социума);

2) закономерности, условия, причины, предшествовавшие явлению, следует изучать с динамической точки зрения;

3) необходимо применять комбинацию статических и динамических точек зрения, дающих возмож­ность изучать явление во времени: его рождение, апогей и упа­док, которые составляют ритм его существования.

Совокупность этих трех измерений и образует общую технологию.

Американский экономист норвежского происхождения, основоположник и теоретик институционализма Торстейн Веблен (1857-1929) является сторонником технократического преобразования общества с учётом влияния культурных тра­диций социальных институтов. Анализируя природу институционализма (от лат. наставление, понятие восходит к институциям – учебникам римских юристов, дающих системный обзор дей­ствующих правовых норм) он при­ходит к выводу об отставании взглядов людей от изменений в области технологий и производства. В книге «Теория праздного класса» (1899) для преодоления социального «паразитизма» он предлагает произвести технократическую революцию с установлением власти научно-технической интеллигенции (технократии), не допуская, однако, к власти рабочего класса и пред­лагает собственный сценарий этой технократической револю­ции. По его мнению, мощная забастовка инженеров приведёт к параличу старого порядка и вынудит «праздный класс» доб­ровольно отказаться от своей монополии на власть в пользу научно-технической интеллигенции. В «техноструктуре», куда входят инженеры, ученые, менеджеры, акционеры, автор ви­дел движущую силу такой технократической революции, це­лью которой является изъятие собственности от собственника и передача ее в руки технократии.

Американский социолог и политолог Даниел Белл (р. 1919) является автором концепции постиндустриального общества. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» он предложил историческую периодизацию обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Постиндустриальный этап начинается в XXI веке. Этот этап связан главным образом с компьютерными технологиями, телекоммуникацией. В его основе лежат четыре инновационных технологических про­цесса:

1) переход от механических, электрических, электромеханических систем к электронным, привел к неве­роятному росту скорости передачи информации;

2) миниатюризация, т.е. значительно изменение ве­личины, «сжатие» конструктивных элементов, проводящих электрические импульсы;

3) дигитализация, т.е. дискретная передача информации посред­ством цифровых кодов;

4) современное программное обеспечение, которое позволяет быстро и одновременно решать раз­личные задачи без знания какого-либо специального языка.

Основным вопросом перехода к постиндустриальному обществу Белл считает успешную реализацию следующих четырех равновеликих факторов:

1) экономическая активность;2) равенство социального и гражданского общества;3) обес­печение надежного политического контроля;4) обеспечение административного контроля.

Д. Белл определяет пять основных проблем постиндустриального общества:

1) слияние телефонных и компьютерных систем связи;

2) замена бумаги (в том числе и ценных бумаг) электронными средствами связи и дистанционным копированием документов;

3) расширение телевизионной службы через кабельные системы, замена транспорта телекоммуникациями с исполь­зованием видеофильмов и систем внутреннего телевидения;

4) реорганизация хранения информации и систем ее за­проса на базе компьютеров и интерактивной информацион­ной сети (Интернет);

5) расширение системы образования на базе компьютер­ного обучения; использование спутниковой связи для обра­зования жителей сельских местностей; использование видео­дисков для домашнего образования.

Он считает информацию средством достижения власти и свободы, что предполагает необходи­мость государственного регулирования рынка информации, т.е. возрастание роли государственной власти и возможность национального планирования. В структуре национального пла­нирования он выделяет такие варианты:

а) координация в области информации (потребности в рабочей силе, капиталов­ложениях, помещениях, компьютерной службе и пр.);

б) моделирование; в) индикативное планирование (стимулировать или замедлить методом кредитной политики).

Белл оптимистически оценивает перспективу мирового развития на путях перехода от «национального общества» к становлению «международного общества» в виде «организо­ванного международного порядка», «пространственно-вре­менной целостности, обусловленной глобальностью коммуникаций».

Американский социолог и футуролог Элвин Тоф­флер (р. 1928) становится одним из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Его основные работы: «Шок будущего» (1970); «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Сдвиг власти» (1990). Он утверждает, что человечество переходит к новой технологической революции, пройдя три волны:

1) аграрная цивилизация, которая сменила культуру охотников и собирателейи продолжалась в течение около 10 тыс. лет;

2) индустриальная цивилизация, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования, корпоративизмом, переходом к индустриально-заводской форме организации социума, приведшей к обществу массового по­требления и массовизации культуры;

3) сверхиндустриальная цивилизация (постиндустриальное общество) – результат интеллектуальной революции, где наблюдается огромное разнообразиесубкультури стилей жизни, и которая характери­зующется преодолением дегуманизированных форм труда, фор­мированием нового типа труда и соответственно нового типа рабочего.

Автором концепции техники как производства избыточного становится испанский публицист, общественный деятель и философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Его перу принадлежит книга «Раз­мышления о технике» (1933). Анализируя технику, он указывал на двойственность человека:

1) он отличен от природы,

2) посредством техники он с ней сливается.

Он предлагает периодизацию истории техники на основе взаимоотношений челове­ка к человеку и человека к технике, выделяя три этапа:

1) техника случая – это исторически первая форма су­ществования техники, присущая первобытному обществу и характерная для доисторического человека, которая Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченно­стью технических действий;

2) техника ремесла – это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья, когда существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых требует специальной выучки, а занятие тех­нической деятельностью становится профессией и передает­ся по наследству;

3) техника человека, т.е. машинная техника с техническими устройствами (она берёт своё начало со второй половины XVIII в., когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743), которая существенно меняет отношения между челове­ком и орудием, где «работает» машина, а человек её обслуживает, становясь придатком машины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...