Специфика сюжета и композиции газетного очерка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Портретный очерк Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования3. Ибо это является исключительно важным моментом в жизни каждого человека. Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои действия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Гораздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать – как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называется показом или раскрытием характера героя. В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.
Хотя талантливый очеркист может найти нечто интересное и в такой ситуации. Он может, например, эффектно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям (т.е. включить подходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т.д. и т.п. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда журналист поступает еще проще – кратко пересказывает биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о человеке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную публикацию можно назвать портретным очерком. Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример – портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей – предпринимателей, экономистов, банкиров, политиков и других деятелей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик. Создать хороший портретный очерк, не обращаясь к духовной, нравственной стороне личности героя, вряд ли возможно. Хотя, надо заметить, что значение портрета для конкретной аудитории может заключаться, скажем, не в высоких нравственных качествах героя, а в его оригинальности, необычности. Именно это может первоначально привлечь читательскую аудиторию, а уж затем, возможно, ее внимание переключится на нравственную сторону изображаемой личности. Художественный анализ качеств героя может приводить автора-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выявить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессионального, экономического или какого-то иного анализа.
Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из анализа иного вида (например, профессионального), выступает как различие, существующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же профессионального) развития людей, общества. Порой это различие может достигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может разрешить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художественный анализ политическим целям. В этом случае он может специально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использовать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего политического вывода. Такого рода «насилие» можно легко наблюдать в периоды выборных кампаний, когда самыми актуальными объектами художественного анализа в журналистских публикациях становятся кандидаты на какой-то высокий пост. Как известно, широкие слои населения часто не знают программ участвующих в выборах политических организаций, их идеологию, однако представление о лидерах этих организаций у них какое-то может быть. Поэтому-то на лидеров и нацелено в первую очередь внимание прессы. Политический анализ их личностей она и начинает активно проводить. В ходе его СМИ могут искажать настоящую сущность того или иного деятеля в сторону «негатива» или «позитива», используя для этого художественные средства. Так, во время выборов 1996 г. «выпячивались» смелость, честность Лебедя, ум Зюганова, сильный характер Ельцина. Этим же кандидатам «приклеивались» образы: Б. Ельцину – «единственного человека, способного противостоять коммунизму», Зюганову – «человека вчерашнего дня», Лебедю – «человека с лицом из гранита, лающего голосом сержанта», «терминатора-профессионала, для которого Пиночет – идеал» и т.д.
Естественно, что объективная журналистика, насколько это возможно, должна избегать искажения. Ее задача – стремиться к достоверности своих выводов, в том числе достоверности того, что утверждается художественными средствами. Но на практике наблюдать подобное стремление можно отнюдь не всегда. Проблемный очерк Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения4. Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести. В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы. При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке5.
Путевой очерк Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе6. А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла. Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А.С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н.И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»), И.А. Гончаров («Фрегат «Паллада»). Много прекрасных путевых очерков было создано публицистами советского времени, например И.А. Ильфом и Е.П. Петровым, И.Г. Эренбургом, М.А. Шагинян, М.Е. Кольцовым, Ю. Смуулом, В.В. Маевским, В.М. Песковым и другими журналистами. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» – «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным – зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в какой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен – все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста.
Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впечатления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их приходится оставить в журналистском блокноте. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки. В любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего – сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «прелести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска.[1] ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Композиция очерка. (Беневоленская) Одна из "забот" композиции - выстроить материал во времени и пространстве. Очерк, особенно портретный, вмещает в себя несколько временных параметров, связанных с отдельными периодами жизни героя, а также самые различные "площадки", на которых развертывается действие или которые нужны автору для каких-то его рассуждении, выводов. Композиция "заведует" не только балансом количества, но и балансом качества. Целостность, единство произведения создаются гармонией всех его частей. Этой гармонии лишены материалы, в которых яркое полновесное начало, выразительная концовка не соответствуют легковесной поверхностной середине. Баланс качества - это мастерское сочетание в тексте различных художественно-изобразительных средств (речевых, детали, ритма) между собой и взаимоотнесенность отдельных поэтических приемов с целой картиной произведения. Композиция - компонент содержательной формы, важное средство выражения содержания, находящееся с ним в неразрывном диалектическом единстве. Это одно из основных положений марксистско-ленинской эстетики. И все, что связано с композицией - ее свойства, приемы, особенности развития - не может быть рассматриваемо вне этого положения. В то же время композицию очерка определяют не только тема и идея, но и творческое лицо автора, его почерк, манера письма. "Композиция - это дисциплинирующая сила и организатор произведения, - говорится в "Теории литературы", изданной Академией Наук СССР. - Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли". Да, жизненный материал "подсказывает" композицию, Ho не обойдешься без знания ее объективных законов и принципов, без овладения ее устойчивыми приемами. Нарушение этих законов и принципов срывает порой успех, казалось бы, прочно обеспеченный ярким материалом, готовыми, ясно обозначенными ситуациями. Всякое преуменьшение роли композиции, пренебрежение законами формы ведет к снижению идейно-художественного уровня произведения. СПЕЦИФИКА СЮЖЕТА И КОМПОЗИЦИИ ГАЗЕТНОГО ОЧЕРКА Исследуя композицию газетного очерка, нельзя забывать о двух важных предпосылках: 1) что речь идет о газетном материале, специфика которого (малоформатность, адресность, оперативность, политическая острота) требует и особой организации, построения; 2) что речь, в отличие от основной группы газетных жанров, относящихся к "ведомству" публицистики, идет о представителе особых, так называемых комбинированных, художественно-публицистических жанров. Вот с этих-то основополагающих признаков жанра и надо начинать разговор о композиции газетного очерка. Пренебрежение одной из основных закономерностей очерковой формы - богатством и многообразием композиционно-стилистических структур - обедняет и практику, лишает журналиста возможности использовать всю многокрасочную палитру изобразительно-выразительных средств. Полифоничность композиции газетного очерка выражается двумя факторами. Это, во-первых, внутренняя неоднородность, пестрота композиционного рисунка каждого отдельного материала. И, во-вторых, обилие и многообразие композиционных структур и приемов в различных видах очерков, у разных авторов, при решении разных творческих задач. Если композиция других газетных жанров строго регламентирована (статья всегда строится как система выводов и доказательств, фактов и комментариев, жестко скрепленных причинно-следственными связями, репортаж - как рассказ очевидца, где события излагаются в той последовательности, в которой они происходили в жизни и т. д.) и при всех возможных отклонениях редко выходит за пределы устойчивого стереотипа, то очерк - наиболее свободный по своему построению жанр. Он включает в себя огромное разнообразие строительных материалов, пользуется композиционными средствами и приемами не только других газетных жанров (т. е. публицистики), но и других родов словесного творчества: беллетристики, науки. Очеркист, пренебрегая какими бы то ни было канонами, может взять любой блок и положить его в любом порядке. Для того, чтобы яснее представить себе это свойство очерковой композиции на конкретных примерах текста, воспользуемся предложением ученых о делении текста литературного произведения на единицы композиции. " Единицей (или компонентом) композиции является... такой элемент, отрезок произведения, в рамках или границах которого сохранилась одна определенная форма (или один способ, ракурс) литературного изображения. С этой точки зрения можно выделить в литературном произведении элементы динамического повествования, статического описания или характеристики, диалога персонажей, монолога и так называемого внутреннего монолога, письмо персонажа, авторскую ремарку, лирическое отступление и т. д." Принцип временного расчленения (разъятия) целостного организма произведения на отдельные элементы для удобства изучения механизма его построения выдвигают не только литературоведы, но и теоретики печати. Интересен в этом отношении опыт немецкого ученого Ганса Виснера, попытавшегося выделить при изучении композиции портретного газетного очерка более 20 элементов текста. Г. Виснер выделяет следующие элементы структуры портретного очерка: эпизод, портрет, пейзаж, обстановка, сообщение, размышление, речь (Rede), реминисценция, экскурс, постановка вопроса, комментарий, оценка, призыв, репортажная ситуация, документ (цитата, цифровой материал) и др. Мы найдем в практике очерки с деформированными элементами сюжета (Е. Журбина, С. Фурса, М. Черепахов, В. Горохов и другие пишут о так называемом "сплющенном", сжатом в одно целое сюжете). Наконец (и это чаще всего), мы встретим очерки без каких бы то ни было следов беллетристического сюжета, организованные движением темы, идеи, авторской мысли. Причем, и композиция так называемых бессюжетных очерков (если брать узкое толкование сюжета) также отличается бесконечным многообразием, связанным с богатством и многообразием тематики, творческих задач, авторских индивидуальностей. Есть очерки, похожие по композиции на стихотворение, с романтикой и откровенностью лирических отступлений, свободных ассоциаций. И есть очерки с четко выраженным научно-исследовательским планом построения. Есть хроника, летопись. Есть остросюжетный рассказ. Есть "картинки с натуры". Наиболее сильное воздействие на структуру газетного материала оказывают законы публицистики: политическая острота и оперативность отклика на происходящее, документальность, исследовательский, аналитический характер публицистического творчества. Именно эти свойства, сочетаемые с требованием газеты: писать кратко - и определяют специфику построения газетного очерка. Обратимся к более подробному рассмотрению этой взаимозависимости. Одним из главных средств воздействия публицистики и основных ее признаков как литературного творчества является документальность. О значении этого фактора, стремительный рост которого в нашу эпоху обозначен даже специальным выражением "взрыв документализма", написано много. Даже беря за основу сюжета реальное событие, автор художественного произведения "досочиняет" его в отдельных деталях и звеньях, для того, чтобы ярче раскрыть тему. С. Калачева приводит в пример "Воскресение" Л. Толстого. Взяв за основу случай из судебной практики, писатель "досочинил" сюжет. Ни сочинить, ни "досочинить" сюжета нельзя в адресном очерке. Всякое перемещение во времени, выдумывание несуществующих коллизий, поступков героев наталкивается на колючую проволоку точных фактов в документальном произведении. Право автора здесь - только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Хорошо, если действительность сама предоставляет их в распоряжение очеркиста. В последнее время все больше пишут о том, что наша напряженная, насыщенная до предела событиями эпоха сама выдает "на гора" интересные сюжеты. Умение видеть в жизни такие готовые сюжеты, использовать их для раскрытия конфликтов и закономерностей действительности - несомненный признак мастерства. Однако даже и тогда, когда налицо яркие факты, острая конфликтная ситуация, автор адресного очерка не всегда вправе употребить сочиненный сюжет (то есть воспроизведенную при помощи творческого воображения картину события, происшедшего не на глазах у автора). В газетоведении возник новый термин - "публицистический герой". Этот герой-автор активно "строит" материал, какую бы роль при этом - действующего лица или просто комментатора, разъясняющего - он ни играл. И это включение автора в действие своеобразно меняет композицию, делает ее принципиально отличной от структуры произведения, где повествование ведется от 3-го лица, в чисто изобразительной манере. Также нарушает привычные каноны композиции художественного произведения вторжение в текст авторских комментариев, рассуждении, оценок, творческих замыслов, высказываемых вслух. С фактором краткости тесно связана проблема крупного и мелкого, первого и второго планов. Недостаток места заставляет очеркиста тщательно продумывать монтаж разных планов, их сочетание между собой. Проблемы монтажа, принимающие особую остроту в малоформатном газетном очерке, неизбежно выдвигают и еще ряд условий и требований к композиции, среди которых немаловажное значение имеет вопрос о технике и средствах монтажных креплений, переходов, "мостов" между отдельными частями материала. В большом произведении, где ничто не мешает последовательности и постепенности изложения, забота о монтажных "гвоздях", креплениях не стоит так остро, как перед очеркистом, которому приходится жертвовать не только подробностями, но, порой, целыми отрезками жизни героя, целыми аспектами проблем и событий. Малая площадь газетного очерка трансформирует такие компоненты композиции, как пейзаж, портрет, натюрморт. По поводу роли и места этих элементов в газетном очерке существует две крайние точки зрения. Одни утверждают, что пейзаж и портрет выполняют в очерке ту же функцию, что и в любом другом жанре художественной прозы и никаких ограничений и специфики в их подаче быть не должно. "Как можно доказывать, что луна светит героям очерка иначе, чем героям романа?" - иронически опрашивает В. Канторович в своих "Заметках писателя о современном очерке". Другие считают, что из-за экономии места пейзаж, описание внешности героев уходят с газетных полос. Деловой, практический характер пейзажа в газетном очерке не "зачеркивает", однако, его эстетической функции. В некоторых видах очерков пейзаж может играть самостоятельную роль, являясь действенным средством эстетического воспитания. Отсутствуют в практике этих жанров и соответствующие композиционные формы, средства, приемы, призванные передать читателю колорит обстановки, микромир человеческих характеров, чувств, детали, подробности. Вот об этих специфических формах, приемах и средствах, отвечающих основным требованиям и затонам художественного творчества, и пойдет речь. Каковы же эти требования и законы? Прежде всего - о таком важном факторе, коренным образом влияющем на структуру художественного произведения, как условность. Перенесение, жизни, в ее целостности и неповторимости на страницы осуществляется в художественном произведении через систему образов - основной формы художественного обобщения - и требует определенных композиционных средств и приемов. Если публицист может высказать свое отношение к герою прямо, четко назвав его свойства, черты характера, то художник покажет эти черты через цепь поступков героя, через образное изображение отдельных эпизодов его жизни или острого действия, наиболее ярко раскрывающего сущность героя. Сценка, эпизод, картинка с натуры, живой диалог - вот те первичные, простейшие элементы структуры, без которых невозможен показ в "форме жизни". Это требование - писать картинами, строить произведение как цепь картинок - относится и к газетному очерку. Как бы скрупулезно ни сохранил автор адресного очерка точность фактов, названий, фамилий, при комбинировании, перемешивании этого документального материала в одно целое без творческого воображения ему не обойтись. Другой вид композиционной связи - группировка образов по принципу сопоставления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|