Классификация очерка по методу отображения действительности (М. Н. Ким)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 По объекту изображения и характеру повествования очерки можно разделить на следующие виды. Художественно-изобразительные. Основная их цель – описание авторских впечатлений от увиденного, услышанного и пережитого, т. е. в них сильно событийное начало. К этой разновидности относятся путевые очерки, эссе и зарисовки. Автор в подобного рода произведениях может вести повествование в лирическом ключе, делясь собственными эмоциональными переживаниями, мыслями и суждениями. Художественно-публицистические. В этом виде очерка центром изображения является человек. К этой разновидности относится портретный очерк. В этих произведениях воссоздается не только образ человека, но и дается развернутая авторская трактовка судьбы конкретной личности. Исследовательские очерки. В этом виде на первое место выдвигается социально важная проблема, рассмотрению которой посвящается произведение. К этой разновидности относятся «проблемные», «исследовательские» и «публицистические» очерки. Для данной группы характерно публицистическое изложение, связное с открытым отстаиванием авторской мысли, позиции, мнения и т. д. В пределах обозначенных жанров выделяются подвиды, давайте рассмотрим некоторые их особенности. Путевой очерк. Как уже отмечалось, путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра – литературного путешествия. Путешествие относилось к занимательному литературному жанру. Широкое распространение получило еще в эпоху античности и продолжал развиваться. В истории русской литературы первым произведением в жанре путешествия было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Однако «хождение» так и не получило распространения и расцвет жанра приходится только на XIX век. И наиболее известный образец периода «путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.
Журналисты охотно прибегали к возможностям данного жанра, потому что он позволял в свободной форме рассказать читателям о непосредственных наблюдениях. Роль «путешествий» в становлении очерка неоценима, так как именно в недрах этих произведений стали выкристаллизовываться те содержательные и структурные элементы, которые со временем оформились в путевой очерк. В отличие от литературных «путешествий» в путевом очерке автор стал занимать более активную позицию и делиться с читателем своими размышлениями. Таким образом, субъективность авторского подхода в осмыслении реальной действительности становится характерной чертой нарождающегося очеркового жанра, а открытая авторская публицистичность – ее отличительной чертой. Со временем жанр путевых очерков стал более разветвленным. На его основе стали возникать другие разновидности: путевые заметки, зарисовки. Лирические дневники и т. п. жанровые разновидности очерка во многом определяются маршрутом поездки, целями и задачами путешествия, самим характером познания жизни, наконец, авторскими раздумьями. В путевом очерке все должно соответствовать целям произведения. Разновидностью путевого очерка являются путевые заметки. В отличие от путевых очерков они менее объемны по масштабу описания. Характер повествования в путевых заметках имеет сугубо личностный характер. Он не лишен лиризма. Авто – главное действующее лицо. В современной очеркистике в качестве определенного приема отображения действительности, позволяющей отойти от определенной заданности маршрута и от предсказуемости встреч, избирается «путешествие автостопом». Журналисты отваживаются на этот рискованный и непредсказуемый шаг, чтобы выйти за рамки обычного хода событий. Интрига, лежащая в основе сюжета, может завлечь читателя своими неожиданными поворотами.
Таким образом, к отличительным чертам путевого очерка относятся: принцип панорамности в изображении действительности; ярко выраженное авторское начало; свободная манера изложения, которая может строиться как в хроникальной последовательности, так и в свободной ассоциативной форме, а так же широта освещаемых тем. Субъективность авторского подхода в осмыслении окружающей действительности – одни из важнейших признаков данного вида очерка. Портретный очерк. В публицистическом творчестве термин «портрет» обозначает не только внешние особенности человека, но и внутренние – всё, что связано с духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. В обрисовке человека журналисты обращают внимание на следующие моменты: на наиболее важные вехи в его судьбе (биографические сведения), на духовные искания личности, на жизненный опыт героя, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. В силу того, что конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, отсюда и возникает сверхзадача в показе героя произведения не просто как носителя определенных социальных ролей и функций, а как целостное и неповторимое образование. В современной очеркистке человеческая жизнь рассматривается в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально - психологическими процессами в обществе. При характеристике человека учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т. п. влияние этих факторов на жизнь человека имеет исключительное значение. Однако показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка, из которого можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждого подвида есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики человека, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения.
Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и т.п. посредством этого субъективного материала воссоздается история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя произведения. Важным компонентом биографического портретного очерка является обрисовка характера человека. Характер же – это совокупность реакций человека на социальное окружение. Поэтому, рассказывая о человеке столь важно показать, какие черты характера, он проявляет в той или иной жизненной ситуации. Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного материала является празднование юбилея известного деятеля науки, искусства, литературы и т.д. в данном случае необходимо показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился парадным, требуется особое мастерство публициста. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное на чем должен сконцентрироваться публицист – это на духовных исканиях личности.
Особой популярностью у читателей пользуются очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. В данном случае читателя интересует личность творца, его индивидуальный портрет, а не анализ его произведений. Диапазон обрисовки творца может быть самым широким, начиная от характеристики художественной или научной деятельности и кончая сведениями о его творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии художника, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях как правило сосредотачивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества. Очерк-исследование. Начиная с 60-х годов в публицистике происходит кардинальный поворот в сторону научного познания человека. Журналисты активно обращаются к данным, полученным в области социологии и психологии. Социологический план изучения личности предполагал исследование взаимоотношений личности и общества и развития ее в историческом процессе, а психологический – нацелен на исследование различных психологических характеристик индивида. Публицистика, синтезируя научные методы познания человека с художественно-эстетическими, становится уникальным пластом человековедения. Очеркисты исследуют человека и его характер с помощью научных методов анализа, а художественная интерпретация осуществляется методами искусства. Судебный очерк. Характерной чертой данного вида очерка является реконструкция состава преступления, совершенного конкретным человеком или группой лиц. В судебных очерках дается не правовая оценка совершенному преступлению, а морально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людям разобраться в феномене человеческого зла, а главное – показать те условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основным содержательным элементам судебного очерка можно отнести: обрисовку морального облика преступника и анализ мотивов его преступления. В произведении могут быть рассмотрены различные авторские версии в объяснении состава преступления, детали и подробности уголовно наказуемого деяния, свидетельские показания и мн. Др. весь этот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским замыслом и идеей произведения. Очерк – расследование. Данный вид очерка нацелен на исследование каких-либо явлений, процессов, ситуаций, требующих особого рассмотрения с использованием социологического инструментария для обнаружения скрытых сторон действительности или человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется специальная методика по сбору первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и версий, проверку исходных данных и т.п.
В очерковом расследовании автор может не только делиться собственными впечатлениями, но и активно вступать в диалоги со своими героями, давать им развернутые характеристику и, по-своему, исходя из обнаруженных фактов, интерпретировать их поступки, наконец, с публицистических позиций, отстаивать свою точки зрения. Важную роль при проведении журналистского расследования играют различного рода версии. Версии помогают рассмотреть различные варианты развития того или иного события, вскрыть его причины, обозначить путем сопоставления наиболее значимые предположения и т.п. правда, выдвижение версий ни к чему журналиста не обязывает. Версия в деятельности журналиста – расследователя выступает в качестве рабочего инструмента, с помощью которого он пытается разобраться в расследуемом вопросе. Журналист может поделиться в очерке-расследовании различными версиями, но только в качестве демонстрации своей поисковой работы. Не более. Любая версия лишь отправная точка в отборе фактов. Если они находят свое фактическое подтверждение, значит, данная версия имеет место быть в очерке. Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотрены самые разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные, моральные и т.п. любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждает человека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет, в конечном счете, обрисовать характер героя или его поступок. Для достижения этой цели очеркисты могут предпринять анализ конфликтной ситуации, начиная от её зарождения и кончая её разрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственных поступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон, последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрыть мотивационно – личностные факторы побуждающие человека к противоборству с идейным противником и т.д.т [1] Тертычный. См1 [2] Е. Журбина Повесть с двумя сюжетами. 1979. – 373 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|