Общие положения природообустройства
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие написано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 280100.62-Природообустройства и водопользования (2009г.) и на основе примерной программы по дисциплине «Природно-техногенные комплексы» (2011). Учебное пособие разработано с целью получения более углубленных знаний по природно-техногенным комплексам. Предназначено пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 280100.62 – Природообустройство и водопользование. Данное учебное пособие ставит своей целью дать теоретические основы по созданию природно-техногенных комплексов, научить студентов практическим навыкам оценки воздействия на окружающую среду техногенных объектов как на стадии их проектирования, а так же и при эксплуатации. В разработке учебного пособия участвовали преподаватели кафедры природообустройства и водопользования кандидат сельскохозяйственных наук Троценко Ирина Александровна, кандидат технических наук Золотарев Николай Валерьевич, старший преподаватель Попова Валентина Владимировна и доцент кафедры комплексного использования и охраны водных ресурсов кандидат сельскохозяйственных наук Кныш Андрей Иванович. Авторы будут благодарны за замечания и предложения, которые постараются учесть в последующих изданиях. Наш адрес: 644008, г. Омск, ул. Физкультурная, 2, ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина, кафедра природообустройства и водопользования; тел. (8-3812) 65-27-81.
ВВЕДЕНИЕ При создании и эксплуатации природно-техногенных комплексов (ПТК) приоритетными являются вопросы экологической безопасности как личности человека, так и общества в целом. На современном этапе развития общества остро проявляются противоречия между потребителями и природой. В России формируется ряд регионов, где высокая концентрация населения, промышленного и сельскохозяйственного производства привела к резкому ухудшению экологической обстановки, т.к. сопротивляемость природных компонентов антропогенному воздействию либо исчерпана, либо близка к этому состоянию. Истощение и загрязнение природных ресурсов, снижение экологической устойчивости ландшафтов определяет необходимость формирования новых подходов к разработке стратегии создания и развития природно-техногенных комплексов с учётом эколого-экономических требований и ограничений. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: - способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач; - способность предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к природе; - понимание стратегических и конкретных целей природообустройства; Готовность заинтересованно и критически изучать существующие теоретические и практические разработки в области природообустройства; Стремление на практике использовать принципы природообустройства при принятии инженерных и управленческих решений;
- способность анализировать существующие и создаваемые природно-техногенные комплексы с точки зрения их целесообразности, строения, функционирования, экономической эффективности. В результате изучения дисциплины студент должен: уметь: - составлять водный и солевой балансы земель; - рассчитывать баланс гумуса, показатели мелиоративного режима, параметры оросительных и осушительных систем, оценивать влияние мелиорации на окружающую среду; владеть: - методами анализа и оценки состояния природной среды, обоснования экологической и экономической целесообразности и пределов допустимых воздействий на природную среду, мониторинга природных объектов и природно-техногенных комплексов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
Природно-техногенные системы (комплекс) – это совокупность естественно-ландшафтных элементов в измененном состоянии и организационно-технических мероприятий, создавших эти изменения. Строительство ПТК – природообустройство, при эксплуатации – природопользование. На рисунке 1 представлена структура природно-техногенного комплекса в мелиорации. Природопользование – вовлечение в общественное производство веществ, энергии и информации, содержащихся в компонентах природы для удовлетворения материальных и культурных потребностей человеческого общества. Природообустройство –согласование требований природопользователей и свойств природы, приведение её компонентов и новых свойств, повышающих потребительскую стоимость или полезность компонентов природы, восстановление нарушенных компонентов. В простых случаях (лесопользования, охоты, рыболовства, сбора ягод, грибов, орехов) не требуется создания техногенных элементов. Таким образом, природообустройство предшествует природопользованию. В природообустройство входит мелиорация земель разного назначения: сельскохозяйственных, водного и лесного фондов, населённых пунктов, промышленности, транспорта, связи, рекреационных, оздоровительных; историко-культурного, научного, оборонного назначения.
Составляющей природообустройства является восстановление свойств, компонентов природы или далее самих комплексов после их использования. Например, после рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых; в результате строительства; восстановление растительного покрова, восстановление запасов и качества подземных и поверхностных вод; очистка загрязнённых территорий и т.д.
Рисунок 1 - Природно-техногенный комплекс в мелиорации
Природно-техногенные комплексы или техноприродные системы (геосистемы) это неотъемлемая часть природообустройства. Геосистемы – природные системы различных уровней, охватывающие взаимосвязанные части литосферы, гидросферы биосферы и атмосферы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|