Понятие экологическая информация
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Введение 1. Понятие экологическая информация 2. Право на информацию как одно из основополагающих прав личности 3. Категорирование доступа к информации о деятельности предприятия Заключение Список литературы
Введение
Актуальность Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач. Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред. В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.
Так, в мире существует около 100000 коммерческих химических веществ, хотя на долю 1500 из них приходится 95% мирового производства. При этом, однако, отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки опасности большого числа этих производимых в значительных объемах химических веществ для здоровья человека и окружающей среды. По данным ЮНЕП на 1992 г., из 3350 видов пестицидов, используемых в мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%. Из 8627 пищевых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80%, а из 1815 лекарств данные о токсичности отсутствуют примерно для 42%. Приведенные данные свидетельствуют, в частности, о существенном дефиците экологически значимой информации в такой важнейшей сфере, как быт, а ведь с ним связаны все граждане, в том числе должностные лица органов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды. Такое положение с информацией заставляет сконцентрировать усилия на выявлении опасностей, связанных с использованием разного рода материалов и веществ. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: "Информационное обеспечение деятельности в экологической сфере." Целью данной работы является изучение информационного обеспечения деятельности в экологической сфере. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Раскрыть - понятие экологическая информация Рассмотреть- право на информацию как одно из основополагающих прав личности Изучить - категорирование доступа к информации о деятельности предприятия Предмет - экология При написании контрольной работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.
Понятие экологическая информация
Относительно понятий "экологическая информация" специалистами высказываются различные суждения. Термин "экологическая информация" используется в Законе "Об охране окружающей природной среды", в постановлении Правительства РФ от 26.02.96 № 210 "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр". В состав экологической информации некоторые специалисты включают сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях, промышленной, технической, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической и от. д. безопасности на соответствующей территории. Однако эти сведения Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6) отнесены к информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" установлено, что информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2). Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" от 19.07.98 г. информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определяется как сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. Под мониторингом окружающей среды, ее загрязнения понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения (ст. 1). В приведенной формулировке понятие "мониторинг" по существу тождественно понятию "наблюдение за состоянием окружающей природной среды" (ст. 69 Закона "Об охране окружающей природной среды"). Полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации, является информационной продукцией. Для потребителя информации существенно подразделение информации на экстренную, общего назначения и специализированную.
Федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 2) введено понятие "документированная информация" - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информация общего назначения, специализированная информация Я это информационная продукция, являющаяся документированной информацией. В соответствии с законодательством информационное обеспечение в экологической сфере - это сбор, систематизация, обработка, анализ, хранение и выдача потребителю экологически значимой информации (информационной продукции) об экологической сфере органом власти, организацией, учреждением, информационно-технической системой. Субъекты отношений в процессе информационного обеспечения: собственник информационных ресурсов (в полном объеме реализует полномочия владения, пользования, распоряжения указанными ресурсами); владелец информационных ресурсов (осуществляет владение, пользование и реализует полномочия распоряжения в пределах, установленных законом); пользователь (потребитель) информации (обращается к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользуется ею). Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" установлено, что имущественные отношения, возникающие в связи с использованием организационно-технических средств сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, при осуществлении деятельности гидрометеорологической службы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Гражданским кодексом РФ информация отнесена к объектам гражданских прав (ст. 128) и используется термин "обладатель информации" - применительно к информации, составляющей служебную и коммерческую тайну (ст. 139).
Правовое регулирование информационного обеспечения в экологической сфере рассматривается в трех взаимосвязанных и взаимозависимых направлениях: формирования информационных ресурсов; организации информационного обеспечения и выдачи информации потребителям ее собственниками; регулирования доступа к информационным ресурсам с учетом требований защиты сведений, составляющих государственную, военную, служебную, коммерческую, налоговую тайну. Объектом правового регулирования является документ в целом. Основными компонентами экологически значимой информации являются: экстренная информация, информация общего назначения и специализированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, сбор, обработка и передача которых предусмотрены Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" (должна быть представлена показателями качества окружающей среды, введенными Законом "Об охране окружающей природной среды" (раздел IV); информация в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - сведения о чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о промышленной, технической, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности на соответствующей территории (должна быть представлена показателями, предусмотренными декларацией безопасности промышленных объектов); информация о веществах, используемых как сырье и материалы в технологических процессах и представляющих опасность для окружающей среды и окружающих (должна быть представлена показателями, предусмотренными ГОСТами, реестрами, справочниками и другими документами); информация об использовании природных ресурсов (должна быть представлена показателями, применяемыми при установлении квот и расчете платежей за пользование природными ресурсами, при лицензировании природопользования и другой деятельности в экосфере) бухгалтерская (финансовая) отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другая документация о финансовых обязательствах субъектов деятельности, относящаяся к их деятельности по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нормативно-правовая база о различных видах деятельности в экологической сфере.
Указанные сведения должны быть "привязаны" к экономическому субъекту (предприятию-, учреждению-, организации- природопользователю), либо к территории, на которой расположены объекты производственной и социальной инфраструктуры. В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) составляют информационные ресурсы. На основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении создается Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15 Федерального закона "О гидрометеорологической службе"). Состав и структуру документированной информации определяет Правительство РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|