Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категорирование доступа к информации о деятельности предприятия




 

Существуют особенности доступа к информации, допускающие ограничения в ее получении и использовании.

При обсуждении на Конференции министров окружающей среды стран Европы руководящих принципов по обеспечению доступа к экологической информации установлено, что в просьбе о предоставлении экологической информации (в ее "расширительном" толковании) может быть отказано, когда она затрагивает:

конфиденциальность материалов работы органов государственной власти и конфиденциальность рассмотрения вопросов, касающихся международных отношений и национальной обороны;

вопросы, связанные с государственной безопасностью;

коммерческую и промышленную конфиденциальность, включая интеллектуальную собственность;

документы, разглашение содержания которых может повлечь за собой угрозу для окружающей среды (например, информацию о местах размножения редких видов животных).

В июне 1998 года на Конференции министров окружающей среды в городе Орхусе (Дания) принята Конвенция по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды.

Ряд стран, в том числе США, Канада, Израиль, Россия и др., не подписали Орхусскую Конвенцию, полагая, что доступ к информации в соответствии с Конвенцией представляет угрозу безопасности в информационной сфере [3]. В частности, статья "Доступ к экологической информации" содержит массу ограничений, связанных с конфиденциальностью коммерческой и промышленной информации, с возможностью отрицательного влияния на международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность, отправление правосудия, на соблюдение права интеллектуальной собственности, интересов третьей стороны. В предоставлении экологической информации может быть отказано, если государственный орган не располагает запрашиваемой информацией (хотя такой орган должен в течение 30 дней сообщить, к кому следует обратиться) или если просьба является необоснованной или сформулирована в слишком общем виде.

Сошлемся на федеральное законодательство, разграничивающее информацию по категориям доступа.

Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации (ст. 8, п. 1). Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам утверждено постановлением Правительства РФ от 02.08.97 № 973.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" разграничивает информацию по категориям доступа (ст. 10). Очевидно, не должна быть открытой информация об опасных для окружающей среды производствах, хранилищах химических веществ и других возможных объектах экологического или технологического терроризма.

Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" также устанавливает категории доступа к информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции (ст. 14), ссылаясь при этом на законодательство Российской Федерации.

На основе общих положений о разграничении информации по категориям доступа действующее российское законодательство регулирует доступ к информации путем:

установления сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, в том числе: о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и специального оружия, о тактико-технических характеристиках и возможностях вооружений и военной техники, о дислокации, назначении, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании и строительстве, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов, о дислокации Вооруженных Сил РФ (ст. 5 Закона "О государственной тайне"; Указ Президента РФ от 24.01.98 № 61 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне");

введения на территориях городских и сельских поселений зон военных объектов и иных режимных территорий, а также специальных разрешений на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну (ст.ст. 40, 48, 63 Градостроительного кодекса РФ);

возложения на лицензиата обязанности внести в перечень документации для получения лицензии на осуществление проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель (Положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 12.12.95 № 1230) данные об обеспечении соблюдения режимных условий, связанных с использованием материалов, и о сохранности сведений,составляющих государственную тайну;

ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием (ст. 10 Закона "О государственной тайне");

ограничения доступа к информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация содержит сведения, составляющие государственную тайну (ст.ст. 2,13 Федерального закона "Об использовании атомной энергии");

регулирования порядка распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 16 Закона "О государственной тайне"). В целях защиты государственной тайны принято постановление Правительства РФ от 15.04.95 N° 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг"; Указом Президента РФ от 09.03.96 № 346 утверждена государственная Программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы; введена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны (ст. 283 Уголовного кодекса РФ).

отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (ст.ст. 21,24 Федерального закона "Об экологической экспертизе");

запрещения привлекать иностранных экспертов к государственной экологической экспертизе тех объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 7, ч. 2);

закрепления требований по сохранению государственной тайны при организации и проведении государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.05.98 №461, п. 16);

обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны (ст. 2, п. 11 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.96 г.);

установления особого порядка осуществления государственного контроля природопользования, предусмотренного, в частности, Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.01.98 № 77);

возложения на должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации при посещении режимных военных и оборонных объектов для проверки ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, обязанности иметь кроме служебного удостоверения, оформленные и выданные в установленном порядке справку о допуске, предписание на выполнение задания и разрешение на посещение территории объекта (ст. 10.1) Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.98 № 850).

утверждения особого порядка организации и проведения государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ (постановление Правительства РФ от 18.05.98 № 461). При этом заметим, что в соответствии с приказом Минобороны РФ от 14.08.93 № 406, согласованным с Минприроды России, воинские части любой категории режимности доступны для осуществления государственного экологического контроля. Органами государственного экологического контроля ежегодно проверяется около 1900 воинских частей и объектов Вооруженных сил РФ;

обеспечения особого порядка государственного экологического контроля за объектами, связанными с уничтожением химического оружия (приказ Госкомэкологии РФ от 05.10.98 г. №561);

обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии (постановления Правительства РФ от 11.06.96 № 693, от 03.04.97 № 385);

обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Минобороны РФ, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.98 № 655. Не распространяется действие норм Федерального закона "Об использовании атомной энергии", "Правил принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения" (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.03.97 № 306), "Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации" (утвержден постановлением Правительства РФ от 22.07.92 № 505), на объекты использования атомной энергии военного назначения;

недопущения (в соответствии со ст. 43 Закона "О недрах") платы за право на пользование недрами в виде услуг военного характера и выдачи информации, составляющей государственную тайну или коммерческую тайну пользователя;

лицензирования деятельности по международному информационному обмену, установленного постановлением Правительства РФ от 03.06.98 № 564. Целью лицензирования деятельности по международному информационному обмену является предотвращение незаконного вывоза за пределы территории РФ государственных информационных ресурсов и государственное регулирование деятельности по ввозу документированной информации.

Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 №28-ФЗ установлено, что сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа и содержащиеся как сведения государственного земельного кадастра, не являются открытыми (ст. 8, п. 1).

Приведенные выше примеры ограничения на получение информации о состоянии окружающей среды и предприятиях как источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дают определенное представление о возможных трудностях сбора информации в экологической сфере.

Таким образом, в экологической сфере деятельности констатируется наличие противоречия: "необходимость соблюдения требований об охране государственной, служебной, военной, коммерческой и иных видов тайны - открытость экологически значимой информации".

 


 

Заключение

право экологический информация декларация

Термин "экологическая информация" используется в Законе "Об охране окружающей природной среды", в постановлении Правительства РФ от 26.02.96 № 210 "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр".

В состав экологической информации некоторые специалисты включают сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях, промышленной, технической, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической и от. д. безопасности на соответствующей территории. Однако эти сведения Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6) отнесены к информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Право на информацию закреплено ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 г.

В соответствии с Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" от 04.07.96 № 85-ФЗ участниками информационного обмена в Российской Федерации могут являться физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государства, лица без гражданства.

Существуют особенности доступа к информации, допускающие ограничения в ее получении и использовании.

При обсуждении на Конференции министров окружающей среды стран Европы руководящих принципов по обеспечению доступа к экологической информации установлено, что в просьбе о предоставлении экологической информации (в ее "расширительном" толковании) может быть отказано, когда она затрагивает:

конфиденциальность материалов работы органов государственной власти и конфиденциальность рассмотрения вопросов, касающихся международных отношений и национальной обороны;

вопросы, связанные с государственной безопасностью;

коммерческую и промышленную конфиденциальность, включая интеллектуальную собственность;

документы, разглашение содержания которых может повлечь за собой угрозу для окружающей среды (например, информацию о местах размножения редких видов животных). Таким образом, в экологической сфере деятельности констатируется наличие противоречия: "необходимость соблюдения требований об охране государственной, служебной, военной, коммерческой и иных видов тайны - открытость экологически значимой информации".

 


Список литературы

1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: учебник для студентов вузов - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006

.   Афанасьев Ю.А., Фомин С.А., Меньшиков В.В. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. Учеб. пособие в двух частях. М., 2002.

.   Бабина Ю. В., Варфоломеева Э. А. Экологический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИД "Социальные отношения", Изд-во "Перспектива", 2002.

.   Гринин А.С.,Орехов Н.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент. Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

.   Николайкин Н. И., Николайкина Н. Е., Мелехова О. П. Экология: Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2003.

.   Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. - М.: Высшая шк., 2005. - 343 с.: ил.

.   Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

.   Экологическое нормирование и стандартизация. Уч. Пособие. Под общ. ред. проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова, М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

.   Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

.   Экология и защита окружающей среды. Информационно- справочный бюллетень "Деловая активность". ООО "ИД Свод- информ", 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...