Образовательные потребности женщин
Семинар 8.
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образование как средство социальной защиты женщин Образовательные потребности женщин Организация женского образования Женское образование и мобильность Образование как средство социальной защиты женщин
Исходя из веками сложившейся практики, образование должно помогать мужчинам и женщинам в освоении полоролевых функций и решении проблем, специфических для представителей «сильного и слабого полов». Для женщин это сферы защиты, опеки, направленность на сохранение семейных традиций, деторождение, воспитание, выполнение ролей дочери, матери, свекрови, бабушки. Для мужчин — сфера профессиональных, политических, социально-экономических достижений, обеспечение благосостояния семьи. Вместе с тем культурно-исторический опыт показывает, что в системе непрерывного образования женщина постоянно оказывается в неравном положении. Особенно это касается ступени высшего профессионального образования и управленческой подготовки. Женщины, начинающие свою карьеру на равном или чуть более высоком образовательном уровне, чем мужчины, в дальнейшем резко отстают в своей квалификации и профессиональном статусе. Это происходит несмотря на то, что цифры свидетельствуют о высоком образовательном и социальном потенциале «слабого пола». В высшем образовании 55 % всего числа работников представлены женщинами. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение и образование. Женщины составляют 28% от общего числа кандидатов наук, 13% — от числа докторов наук. Среди специалистов с высшим и средним образованием около 60% женщин. Наличие «избыточного» образования многих из них позволило бы им выполнять значительно более сложную работу, нежели ту, которой они заняты.
Возможное вступление Украины в Совет Европы предполагает принятие на себя определенных обязательств, в частности в сфере реализации политики равноправия и равных возможностей женщин и мужчин, в том числе в области образования. Эта политика предусматривает разработку программ подготовки, переподготовки, обучения новым технологиям, адресованных женщинам. Разрабатываются меры по обеспечению равного доступа женщин к непрерывному обучению, включая безработных, матерей-одиночек, женщин, возвращающихся на рынок труда после длительного перерыва, обусловленного семейными обстоятельствами и другими причинами. Общество XXI в. требует формирования такого типа женщины, которая способна адаптироваться к современной ситуации, сохраняя свое природное начало. В силу этого перед женским образованием стоит специфическая задача гармонизации социополовой позиции во всех сферах жизнедеятельности. Это касается проблемы самореализации в общественной жизни, сохранения согласия в семье, утверждения через карьеру (наравне с мужчинами). Именно образование становится одним из важных факторов повышения конкурентоспособности женщины на рынке труда, создания возможности для ее полноценного включения в общественную жизнь.
Образовательные потребности женщин
Практика показывает, что внутри женской общности обнаруживается многообразие образовательных потребностей. Они впрямую зависят от возраста, социального слоя, этнической и религиозной принадлежности, семейного положения женщины. В условиях жесткой конкуренции многие женщины в дополнение к имеющейся квалификации вынуждены осваивать новые для них прикладные профессиональные умения (владение деловым иностранным языком, персональным компьютером, делопроизводство, имидж), чтобы сохранить или улучшить свой служебный статус. За последние годы значительно расширился круг женщин, которые получают второе (третье) высшее образование, обеспечивающее им вхождение в сферу управления.
Женщины, ориентированные в первую очередь на свой пол, имеют возможность осваивать клубные формы (фитнес, шейпинг, аэробика и др.), параллельно приобретая знания и навыки, позволяющие поддерживать здоровье и физическую форму. Напротив, сторонницы эмансипации и унификации полов готовы активно осваивать виды деятельности, свойственные мужчинам, такие, как вождение различных видов транспорта, экстремальные виды спорта, участие в различных организациях и движениях за женское равноправие. Женщины, для которых основные ценности связаны с семьей, охотно посещают различного вида курсы, позволяющие осваивать круг прикладных умений и быть «квалифицированными» женами и матерями (шитье, вязание, изготовление мягких игрушек, украшений, декоративно-прикладных изделий, кулинария, домашняя экономика, квартирный дизайн и др.). Все более популярной становится система подготовки и обучения женщин для выполнения традиционно женских функций и ролей (программы адаптации к беременности, планирования семьи). Молодым мамам и бабушкам нередко приходится приобщаться к началам педагогики и современным научным знаниям в силу необходимости помогать детям и внукам, обучающимся в школе. Стремление к духовному совершенствованию приводит женщин в различные религиозные объединения и группы духовной практики. Характерна направленность современного женского образования на расширение восприятия окружающего мира и себя в нем, формирование умения соединять в едином профессионально-личностном контексте семейные и общественные проблемы. Помимо содержательной стороны образование выполняет для женщины функцию психологической поддержки, повышения «компетентности» как хранительницы домашнего очага, представительницы прекрасного пола. Если для мужчин эффективной является информационно-поисковая концепция освоения знаний, направленная на освоение принципиально иных сфер и областей деятельности (в том числе на уровне досуга), то для женщин продуктивнее работает знаниевая концепция, ориентированная на расширение и обогащение их прошлого опыта, развитие социального творчества в сфере труда, семьи, образования, досуга. Неформальное общение зачастую оказывается для женщин более важным и значимым в обучении, чем их непосредственные профессиональные интересы, так как оно больше пронизано эмоциональными компонентами и предоставляет больше шансов для самовыражения.
Роль преподавателей-андрагогов в системе женского образования во многом способствует формированию современной модели поведения слушательниц. Преподаватели-женщины, работающие с представителями своего пола, могут служить для них эталоном, начиная с внешности и профессионального имиджа и кончая стилем мышления, деятельности, общения. Мужчина в условиях дамской аудитории играет стимулирующую роль, демонстрирует социальные варианты продуктивного тендерного партнерства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|