Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные потребности женщин

Семинар 8.

 

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Образование как средство социальной защиты женщин

Образовательные потребности женщин

Организация женского образования

Женское образование и мобильность

Образование как средство социальной защиты женщин

 

Исходя из веками сложившейся практики, образование должно помогать мужчинам и женщинам в освоении полоролевых функ­ций и решении проблем, специфических для представителей «сильного и слабого полов». Для женщин это сферы защиты, опеки, направленность на сохранение семейных традиций, деторождение, воспитание, выполнение ролей дочери, матери, свекрови, бабушки. Для мужчин — сфера профессиональных, политических, социально-экономических достижений, обеспечение благосостояния семьи.

Вместе с тем культурно-исторический опыт показывает, что в си­стеме непрерывного образования женщина постоянно оказывает­ся в неравном положении. Особенно это касается ступени высше­го профессионального образования и управленческой подготовки. Женщины, начинающие свою карьеру на равном или чуть более высоком образовательном уровне, чем мужчины, в дальнейшем резко отстают в своей квалификации и профессиональном статусе. Это происходит несмотря на то, что цифры свидетельствуют о вы­соком образовательном и социальном потенциале «слабого пола».

В высшем образовании 55 % всего числа работников пред­ставлены женщинами. Они преобладают в таких областях, как экономи­ка, здравоохранение и образование. Женщины составляют 28% от обще­го числа кандидатов наук, 13% — от числа докторов наук. Среди специ­алистов с высшим и средним образованием около 60% женщин. Нали­чие «избыточного» образования многих из них позволило бы им выпол­нять значительно более сложную работу, нежели ту, которой они заняты.

Возможное вступление Украины в Совет Европы предполагает принятие на себя определенных обязательств, в частности в сфере реализации политики равноправия и равных возможностей женщин и муж­чин, в том числе в области образования. Эта политика предусмат­ривает разработку программ подготовки, переподготовки, обуче­ния новым технологиям, адресованных женщинам. Разрабатывают­ся меры по обеспечению равного доступа женщин к непрерывному обучению, включая безработных, матерей-одиночек, женщин, воз­вращающихся на рынок труда после длительного перерыва, обус­ловленного семейными обстоятельствами и другими причинами.

Общество XXI в. требует формирования такого типа женщины, которая способна адаптироваться к современной ситуации, со­храняя свое природное начало. В силу этого перед женским обра­зованием стоит специфическая задача гармонизации социополовой позиции во всех сферах жизнедеятельности. Это касается про­блемы самореализации в общественной жизни, сохранения со­гласия в семье, утверждения через карьеру (наравне с мужчина­ми). Именно образование становится одним из важных факторов повышения конкурентоспособности женщины на рынке труда, создания возможности для ее полноценного включения в обще­ственную жизнь.

 

Образовательные потребности женщин

 

Практика показывает, что внутри женской общности обнару­живается многообразие образовательных потребностей. Они впря­мую зависят от возраста, социального слоя, этнической и религиозной принадлежности, семейного положения женщины. В условиях жесткой конкуренции многие женщины в дополнение к имеющейся квалификации вынуж­дены осваивать новые для них прикладные профессиональные умения (владение деловым иностранным языком, персональным ком­пьютером, делопроизводство, имидж), чтобы сохранить или улуч­шить свой служебный статус. За последние годы значительно рас­ширился круг женщин, которые получают второе (третье) высшее образование, обеспечивающее им вхождение в сферу управления.

Женщины, ориентированные в первую очередь на свой пол, имеют возможность осваивать клубные формы (фитнес, шейпинг, аэробика и др.), параллельно приобретая знания и навыки, по­зволяющие поддерживать здоровье и физическую форму. Напро­тив, сторонницы эмансипации и унификации полов готовы ак­тивно осваивать виды деятельности, свойственные мужчинам, такие, как вождение различных видов транспорта, экстремаль­ные виды спорта, участие в различных организациях и движениях за женское равноправие.

Женщины, для которых основные ценности связаны с семьей, охотно посещают различного вида курсы, позволяющие осваи­вать круг прикладных умений и быть «квалифицированными» же­нами и матерями (шитье, вязание, изготовление мягких игрушек, украшений, декоративно-прикладных изделий, кулинария, домаш­няя экономика, квартирный дизайн и др.). Все более популярной становится система подготовки и обучения женщин для выполне­ния традиционно женских функций и ролей (программы адапта­ции к беременности, планирования семьи). Молодым мамам и бабушкам нередко приходится приобщаться к началам педагоги­ки и современным научным знаниям в силу необходимости по­могать детям и внукам, обучающимся в школе.

Стремление к духовному совершенствованию приводит жен­щин в различные религиозные объединения и группы духовной практики. Характерна направленность современного женского об­разования на расширение восприятия окружающего мира и себя в нем, формирование умения соединять в едином профессиональ­но-личностном контексте семейные и общественные проблемы.

Помимо содержательной стороны образование выполняет для женщины функцию психологической поддержки, повышения «ком­петентности» как хранительницы домашнего очага, представитель­ницы прекрасного пола. Если для мужчин эффективной является информационно-поисковая концепция освоения знаний, направ­ленная на освоение принципиально иных сфер и областей деятель­ности (в том числе на уровне досуга), то для женщин продуктивнее работает знаниевая концепция, ориентированная на расширение и обогащение их прошлого опыта, развитие социального творче­ства в сфере труда, семьи, образования, досуга. Неформальное общение зачастую оказывается для женщин более важным и зна­чимым в обучении, чем их непосредственные профессиональные интересы, так как оно больше пронизано эмоциональными ком­понентами и предоставляет больше шансов для самовыражения.

Роль преподавателей-андрагогов в системе женского образова­ния во многом способствует формированию современной модели поведения слушательниц. Преподаватели-женщины, работающие с представителями своего пола, могут служить для них эталоном, начиная с внешности и профессионального имиджа и кончая сти­лем мышления, деятельности, общения. Мужчина в условиях дам­ской аудитории играет стимулирующую роль, демонстрирует со­циальные варианты продуктивного тендерного партнерства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...