Организация женского образования
В организационном плане внутри той или иной образовательной структуры могут создаваться группы для женщин. Возможно также создание отдельных институтов, специализирующихся на женском образовании. Эта традиция имеет в России и Украине трехсотлетнюю историю, восходящую к деятельности Смольного института благородных девиц, опыту Бестужевских курсов и сегодня продолжающуюся в работе организаций типа Международного института «Женщина в науке». (Особый контингент в системе непрерывного образования женщин в будущем составят выпускницы учебных заведений с раздельным обучением, снова появившихся в Украине в последние годы.) С каждым годом в Украине увеличивается количество организаций, обучающих женским профессиям, в том числе и «новым» (гувернантки, сиделки, няни, социальные работники). Значительно возросло количество объединений, занимающихся народными художественными промыслами, где обучение происходит непосредственно в процессе деятельности. В рамках неформального образования возникает все больше женских объединений, с помощью которых формируются новые каналы и виды обучения. К таким формам могут быть отнесены объединения «Женский деловой мир» (сообщество женщин-предпринимателей), «Женщины для женщин» (организация, занимающаяся производством продукции для женщин), женские клубы по интересам и др. Все новые формы объединения женщин создаются по месту жительства для совместного обсуждения и решения женских вопросов, оказанию друг другу психологической взаимопомощи. Принципы организации таких объединений достаточно разнообразны. Например, объединения на пересечении сфер «место жительства + интересы + работа», «досуг + самозанятость + малый бизнес», «женская занятость + сферы малого бизнеса + семейный бизнес». Такое сочетание позволяет максимально учитывать особенности социального положения и личностного опыта женщин, что способствует более продуктивному усвоению ими новых ролей, нахождению своего места в изменившейся структуре общества.
Реализация равных прав на образование и повышение квалификации женщин и мужчин сегодня воплощается в конкретные государственные программы профессионального обучения и переподготовки с учетом исходного образовательного уровня женщин. Социальная политика выравнивания стартовых условий для женщин в ситуации рынка находит отражение также в организации условий для учебы, учитывающих функциональные роли женщины в семье. Это предусматривает использование в женском образовании гибких модульных программ; вариативность сроков и форм обучения; возможность организации присмотра за детьми во время занятий; обеспечение на всех этапах обучения поддержки в организации собственного дела. Вот несколько примеров современной организации женского образования. Судя по опыту России, одним из важных шагов в этом направлении стала разработка первым и пока единственным в России Международным институтом «Женщина и образование» новых обучающих программ для безработных женщин. Специалисты и преподаватели института создали программы, учитывающие как особенности рынка Санкт-Петербурга, так и уровень образования и подготовки женщин. В г. Тосно Ленинградской области негосударственная некоммерческая благотворительная организация «Центр женских инициатив» при финансовом и моральном содействии Института международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов создала «Школу прикладных ремесел». Основная цель данной организации — помочь женщине адаптироваться к новым условиям жизни: получить специальность, которая, с одной стороны, поможет хотя бы частично решить материальные проблемы, а с другой — создать необходимые условия для творческой самореализации. По мысли создателей центра, это поможет женщинам расширить свои возможности на профессиональном рынке труда, будет в широком смысле способствовать их мобильности в профессиональном самоопределении.
Проведенный опрос показал, что для слушателей в школе созданы психологический комфорт, благожелательная атмосфера, располагающая к позитивному восприятию других людей. У 80 % слушательниц в процессе обучения сложились приятельские отношения со своими сокурсницами, 60 % надеются, что эти контакты сохранятся и после окончания курсов. Обучение помогло «почувствовать себя уверенней» (48 %), «получить какую-то надежду в жизни» (34 %), а также «обрести внутренний комфорт» (50 %), «разбудить душевные силы» (65 %). Больше половины опрошенных признались, что они пошли учиться в надежде хотя бы на время избежать домашней рутины, а в результате обучения 52 % женщин увидели свой дом, жилище «в новом свете». В структуру современного женского образования вводятся компоненты, обеспечивающие знакомство с социальными аспектами (вопросы права, трудоустройства, проблематика деловых отношений), проблемами здоровья (образ жизни, секс), способствующие развитию психологической культуры (снятие стереотипов, связанных с реализацией тендерной позиции, владение эмоциями, преодоление стрессовых ситуаций), знакомящие с новыми предметами: феминологией (наука об особенностях женщин), имиджелогией (наука о формировании профессионально-личностного образа). Таким образом, понятие «женское образование» можно воспринять как метафору, несущую скорее социальную, нежели образовательную, нагрузку и призванную привлечь внимание общества к значимости включения всех категорий женщин в систему непрерывного образования. За этим сочетанием кроется очень широкий диапазон реального опыта организации обучения женской половины населения, нуждающегося в серьезном изучении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|