Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация опыта освоения образовательной области




ТРУД ВЗРОСЛЫХ И РУКОТВОРНЫЙ МИР

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструмен­тами. Представление о том, что в процессе создания предметов чело­век использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки (например, шитье платья для куклы, поделка игрушек из бумаги, «бросового» материала).

В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о пред­метах ближайшего окружения как результатах труда взрослых.

Ребенок приобретает широкую ориентировку в многообразии предметного мира, назначении вещей и предметов, окружающих детей в повседневной жизни детского сада и семьи. Выделяет особенности строения этих предметов и назначение их частей (например, ручка у дверцы шкафчика для одежды сделана для того, чтобы было удобнее открывать; полочка нужна, чтобы положить на нее шапочку, шарфик, варежки). Ребенок начинает ориентироваться в широко используемых для создания предметного мира материалах (бумага, картон, ткань, дерево, пластмасса, стекло) и их основных качествах и свойствах.

В процессе наблюдения воспитатель формирует первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в дет­ском саду; знакомит малыша с действиями мытья посуды, пола, вы­тирания пыли, смены постельного белья, подметания дорожек, обес­печивает понимание направленности данных трудовых процессов на заботу о детях и близких им людях.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель проектирует игровые ситуации, вызывающие необхо­димость в создании предметов из разных материалов (бумага, картон, ткань, дерево, «бросовый» материал) с учетом потребности детской деятельности. Обеспечивает возможность осваивать 3—4 действия и ярко выраженные промежуточные результаты (кораблик из дерева, шитье платья для куклы, смешные человечки из пластмассовых фут­ляров от «Киндер-сюрпризов»), а также трудовые действия хозяйст­венно-бытового труда. Взрослый учит детей вычленять и называть (по вопросам) действия: «Что задумали сшить для куклы Кати? Из чего шили платье? Что нужно было для шитья? Как шили? Что сделали сначала, что потом? (выделение 3—4 действий). Что получилось?» или «Почему после завтрака стали мыть чашки? Где мыли посуду? Что нужно, чтобы вымыть посуду? Как мыли грязные чашки? Что сделали, чтобы смыть мыльную пену? Как чашки стали сухими?»

Используя игровой персонаж, воспитатель совместно с детьми ус­танавливает связь между целью и результатом труда. Дети объясняют игровому персонажу, почему выбрали для шитья платья ткань, а не бумагу, зачем для работы нужны были ножницы, иголки. В игровых ситуациях воспитатель побуждает детей на основе наглядности к со­ставлению простейших описательных рассказов о хорошо известных трудовых процессах.

Дети осваивают умения различать сходные предметы как резуль­таты труда взрослых: точно соотносить название с предметом, вычле­нять его назначение, части, узнавать материал, из которого он сделан, по характерным признакам: твердость, мягкость, прозрачность, глад­кость, блеск, ощущение тепла/холода, пушистость.

Педагог создает условия для освоения соответствующего словаря и простейших обследовательских действий, позволяющих определять качества и свойства материалов, из которых предметы сделаны (по­гладить, надавить, смять, подуть на ворсинки шерсти, приложить к щеке). Широко использует дидактические игры с предметами и кар­тинками на группировку предметов по существенным признакам, а также моделирует ситуации, побуждающие детей отражать простейшие действия бытового труда взрослых.

Педагог проектирует образовательные ситуации, позволяющие на конкретных примерах устанавливать связь между назначением предмета и особенностью его строения, а также материалом, из которого он сде­лан (например, стул сделан из дерева, поэтому он прочный, а сиденье и спинка — из ткани, чтобы было приятно, удобно, мягко сидеть на стуле). Взрослый помогает детям осознать разумный способ поведения в предметном мире, основанный на знании назначения предмета и свойств материалов, использованных при его изготовлении. Так, напри­мер, младшие дошкольники способны понимать, почему не следует иг­рать в мяч около аквариума с рыбками, почему в дождливую погоду мы не берем на прогулку книжки и мягкие игрушки.

Взрослый поощряет бережное отношение к предметам, умение ис­пользовать их в соответствии с назначением и свойствами. Учит детей со­ставлять, с помощью взрослого, первые описательные рассказы о пред­метах, отражая знания о назначении предмета, его строении и назначе­нии частей, качествах и свойствах материала, из которого предмет сделан, и о других ярко выраженных особенностях (цвет, форма, размер).

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ТРУД

Содержание самообслуживания ориентировано на удовлетворение потребности младших дошкольников в самостоятельности в повсе­дневной жизни детского сада и семьи, развитие чувства самостоятель­ности, положительной самооценки, доверия к миру как основы соци­ального становления личности в период дошкольного детства.

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети осваивают первоначальные представления о содержании, способах выполнения отдельных действий, затем процессов самооб­служивания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т. д.

Расширяются представления детей о предметах одежды и обуви, а также предметах, которые используются в процессе самообслужива­ния. Возникает понимание того, что к вещам личного пользования (носовому платку, полотенцу, расческе, одежде и обуви) надо отно­ситься бережно, не отдавать их другим, не использовать чужие вещи.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель эмоционально поддерживает ребенка, побуждая его самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания с удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч), необ­ходимость которой обусловлена ограниченными физическими возмож­ностями младших дошкольников. Привлекает детей к оценке детской деятельности по самообслуживанию, развивает способность совместно со взрослым оценивать качество полученного результата и исправлять ошибку, побуждает предлагать и оказывать помощь сверстнику.

В каждом отдельном случае воспитатель подчеркивает детские до­стижения и успехи («Как хорошо, что ты это делаешь сам!», «Какой молодец, что сам оделся (вымыл руки, сходил в туалет)!»), чтобы ре­бенок испытывал чувство радости от достигнутого результата, стре­мился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, по­лучению одобрения взрослых за умелость, освобождение их от необ­ходимости полного обслуживания ребенка.

Педагог организует игровые ситуации, позволяющие ребенку радо­ваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе, испытывать от­рицательные эмоции от вида грязных рук, грязной и рваной одежды, непричесанных волос. Поддерживает стремление малыша поддерживать опрятный внешний вид, обращаться к старшим с просьбой помочь уст­ранить недостатки, учит пользоваться общепринятыми способами ока­зания и принятия помощи, благодарить словом, улыбкой, жестом.

Воспитатель организует дидактические игры и упражнения, кото­рые обеспечивают развитие мелкой моторики, необходимой для само­стоятельного выполнения действий самообслуживания. Создает усло­вия и побуждает детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику, когда ребенок в роли мамы учит «своих детей» умываться, есть, причесываться, следить за своим внешним видом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...