Организация опыта освоения образовательной области
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Что осваивают дети Педагог вызывает и поддерживает желание детей отражать мир трудовой деятельности взрослых в разных видах детской деятельности. Желательно использовать проекты «У нас в гостях», «Как вырастили и испекли хлеб», «В мире техники», интегрируя в игровой роли личностные и профессиональные качества взрослого как представителя определенной профессии. На основе рассматривания предметов и выстраивания ряда картинок (например, гусиное перо—чернильная авторучка—шариковая или гелевая ручка—пишущая машинка—ноутбук; паровоз—электровоз- современный скоростной поезд и т. п.) воспитатель помогает детям установить причинно-следственные связи между внешним видом предмета и временем его изготовления (конструкцией и материалами, из которых изготовлены основные части предмета, их качеством, удобством использования как способностью более полно удовлетворять возрастающие потребности человека). Педагог использует естественные жизненные ситуации, позволяющие приучать детей сдерживать сиюминутные желания, продумывать целесообразность покупок, их приоритет, устанавливать связь между качеством и стоимостью, не доверять слепо рекламе, а относиться к ней как способу распространения информации о товарах и услугах (игры «Магазин», «Я продавец», «Реклама»). Совместно с родителями дошкольников воспитатель проектирует образовательные ситуации, позволяющие детям, под контролем взрослых, делать первые покупки, оплачивать проезд, проверять сдачу. Используя реальные события повседневной жизни детского сада и семьи, педагог способствует формированию у воспитанников опыта норм и правил культуры потребления (например, не стоит покупать слишком много продуктов, которые могут испортиться от долгого хранения; ненужные, но еще хорошие вещи можно отдать тем, кто в них нуждается).
самообслуживание и детский труд Содержание самообслуживания и детского труда детей седьмого года жизни ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, воспитание основ культуры потребления в процессе использования разнообразных материалов для детской продуктивной деятельности и художественного труда. Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи продолжает оставаться естественным содержанием повседневной жизни, позволяющим осознавать свое взросление. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд детей требует самостоятельности и добросовестности, качественного выполнения обязанностей: чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой комнате и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры; совместное приготовление со взрослыми несложных блюд; уход за растениями и животными. При этом дети включаются как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка салфеток, поливка и пересадка растений, раскладывание дома продуктов в холодильнике), так и целостные виды труда (уборка групповой комнаты, дежурство в уголке природы). Как средство развития общения и взаимодействия со сверстниками используются дежурства и коллективный труд. Дети узнают об обязанностях дежурных по столовой, уголку природы, по подготовке к занятиям, о способах распределения коллективной работы, учатся самостоятельно планировать деятельность, распределять обязанности по способу общего и совместного труда.
Дошкольников нацеливают на выполнение требований гигиены: мыть руки перед сервировкой стола, началом приготовления еды на кухне, после работы в уголке природы, вытирания пыли. Дети закрепляют свои знания правил обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (детская швейная машина, пылесос, миксер, соковыжималка, микроволновая печь). Работа педагога в направлении ручного труда и конструирования ориентирована на содержательный детский досуг в условиях детского сада и семьи, развитие инициативы и творчества, формирование основ культуры организации свободного времени, культуры труда и потребления (экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте, умение хранить и утилизировать уже непригодный материал). Под контролем взрослых ребенок учится пользоваться пылесосом, стиральной и посудомоечной машинами, микроволновой печью, электрическим утюгом, холодильником. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель побуждает детей проявлять полную самостоятельность в самообслуживании, привычно заботиться о своем здоровье, чистоте тела и одежды, развивает у детей умение выйти из проблемной ситуации, связанной, например, с необходимостью привести одежду и обувь в порядок (вымыть резиновые сапожки, вычистить туфли, правильно выбрав цвет крема для обуви; почистить, высушить одежду, пришить пуговицу, вешалку; выстирать носки, носовой платок). Для этого должны быть созданы соответствующие условия. Педагог ориентирует детей на реальную помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде, последовательно расширяя круг поручений. Включает в детские обязанности протирание пыли на полках с игрушками, подоконниках, мебели в спальной комнате; наведение порядка в хозяйственном шкафу; выбрасывание мусора в контейнер и т.п. У детей развиваются умения осознанно принять задачу от взрослого или поставить ее самостоятельно; умения выбрать лучший способ решения, попытаться самостоятельно отыскать варианты, получить совет, дополнительную информацию от взрослого, посоветоваться, реально оценить свои возможности, попросить при необходимости о помощи; контролировать себя, проявляя волевые усилия для достижения качественного результата трудовой деятельности.
В содержание хозяйственно-бытового труда включается обучение детей элементарному приготовлению пищи (нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой, «читать» схематические рецепты приготовления блюд и т. п.). Воспитатель проектирует образовательные ситуации и использует игровые тренинги, обеспечивающие углубление представлений о правилах безопасного поведения и знакомство с приемами первой помощи в случае травмы (уколол палец иголкой, ушиб палец молотком, порезался ножом). Включает детей в изготовление простейших пособий для занятий, атрибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, деталей костюмов и украшений для праздников. Совершенствует специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумага, дерево). Педагог развивает умение детей самостоятельно использовать простейшие инструменты — ножницы, иголки, тиски, пилу, молоток, прибор для выжигания, детскую швейную машину. Побуждает детей к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, использование пооперационных карт, обобщенные способы конструирования, ручного труда и рукоделия, «чтение» схем, простейших чертежей). Педагог учитывает предпочтения девочек и мальчиков разных видов продуктивной деятельности (плетение из бисера, вышивание крестиком, вязание крючком, шитье кукольной одежды и мягких игрушек, поделки из бумаги, дерева, конструкторов, «бросового» и природного материала). В этих целях организует детские мини-мастерские, студии творчества, кружки по интересам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|