Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №7. Разговорная речь как самостоятельная подсистема РЛЯ.




Разговорная речь — разновидность литературного языка, реализующаяся преимущественно в устной форме в ситуации неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном взаимодействии партнеров коммуникации. Основная сфера реализации разговорной речи – повседневная обиходная коммуникация, протекающая в неофициальной обстановке.

Функции

Разговорная речь выполняет основную функцию языка – функцию общения, её назначение – непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключение составляют частные письма, записки, дневниковые записи). Помимо своей прямой функции – средства общения, разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.

Сфера употребления - любые неофициальные отношения.

Разговорная речь осваивается только в процессе общения. Представлена главным образом в устной форме. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь противопоставляется им как некодифицированная сфера общения. Кодификация — это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей. Нормы и правила разговорного общения не фиксируются. Вот небольшой разговорный диалог, который позволяет в этом убедиться:

А. “Арбат” (станция метро) мне как лучше (проехать на метро)? Б. '“Арбат” — это же “Библиотека”, “Боровицкая” / это -же все равно / Вот “Боровицкая” тебе удобней //.

Разговорный стиль, как одна из разновидностей литературного языка, обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях и т.д.

Основной формой реализации разговорного стиля является устная речь, хотя он может проявляться и в письменной форме (неофициальные дружеские письма, записки на бытовые темы, дневниковые записи, реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы). В таких случаях фиксируются особенности устной формы речи.

 

Признаки

В качестве общих признаков разговорной речи выделяются:

· неподготовленность, экспромтный характер речи;

· неофициальность, непринуждённость, естественность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств,автоматизм речи, обыденность содержания;

· ведущая роль диалога в общении (хотя реален и монолог: начальник, делающий наставления, - подчинённый;

· отсутствие строгой логики;

· непоследовательность изложения, прерывность, личностный характер речи.

 

Поэтому разговорная речь — это одна из полноправных литературных разновидностей языка,

Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка — “не режет слуха”. Нормы разговорной речи имеют одну важную особенность. Они не являются строго обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма, и это не нарушает разговорный статус текста.

 

Основные черты разговорной речи:

1. Минимальная забота о форме выражения\неполнооформленность структур (наэрна, здрасьте, шойто)

2. Логическая непоследовательность и прерывистость

3. Эллиптичность – пропуск членов предложения (Ты после работы домой или на футбол?)

4. Оценочность

5. Индивидуализированность

6. Только перспективное развертывание текста(линейное протекание без возможности вернуться назад)

7. Экстралингвистические факторы: мимика, жесты, позы - кинетика

 

**Для того чтобы разговорная речь возникла, необходимо:

1. Неофициальность и непринужденность общения

2. Непосредственное участие говорящего и слушающего со сменой ролей(для построение диалога необходимо наличие у коммуникантов общих сведений)

3. Сильная опора на внеязыковую ситуацию (ситуативность- опора на ситуацию, в которой происходит диалог: на остановке мама-сыну: «Саша, автобус!»)

4. Спонтанность, неподготовленность

5. Активизация невербальных языковых средств

6. Разговорное общение за исключением телефонного всегда контактное: коммуниканты слышат, видят друг друга и могут испытывать одинаковые ощущения

 

Лексико-фразеологические особенности разговорного стиля.

Для данного стиля характерна эмоциональность. Многие слова не только отражают понятия, но и отражают отношение к ним говорящего (личико, мордашка). Эмоциональная лексика должна выражать отрицание или отрицание + оценка. Её называют эмоционально-оценочной лексикой. В разговорном стиле используются междометья.

 

Лексика

Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что она накладывается на лексическое значение; оно имеет три разновидности:

  1. слова с ярким оценочным значением, однозначные (опорочить, бестолочь, умница)
  2. многозначные (они нейтральные в основном значении, но получают яркую эмоциональность при переносном значении: тряпка, курица, медведь)
  3. слова с суффиксами субъективной оценки, которые передают и положительное и отрицательно значение (деточка, детина)

Разговорный стиль имеет упрощённые синтаксические конструкции (неполные предложения, нет осложнений).

Фразеологизмы. Разговорный стиль богат фразеологизмами, который имеют оценочный характер (без году неделя – «немного», во всю ивановскую, водой не разольёшь). В разговорном стиле может изредка наблюдаться и просторечная фразеология: драть глотку, чесать языком.

 

Морфолого-синтаксические и фонетические особенности разговорного стиля

Морфологические:

  1. Существительные общего рода (гуляка, жадина, ябеда, тихоня).
  2. Существительные женского рода, обозначающие профессии с ироническим оттенком (директриса, шафиня, учителка).
  3. Прилагательные с экспрессивным оттенком (оголтелый, обвальный, разнузданный).
  4. Большое количество местоимений.
  5. Использование настоящего времени в значении будущего: «У меня уже всё готово, я после обеда отправляюсь».
  6. Использование прошедшего времени в значении будущего: «Так я и пошла за него замуж».
  7. Экспрессивные формы прошедшего времени (писывала, посмеивалась, захаживал – суффикс -ИВА-).
  8. Использование частицы «бывало».
  9. Глаголы, подчёркивающие стремительность действия (возьми да и запусти мотор, а он дорогой и заболей).
  10. Глагольные междометья (прыг, бух, бац, толк, стук).

 

Синтаксические

Разговорный стиль имеет упрощённые синтаксические конструкции (неполные предложения, нет осложнений).

1. Использование эллиптических конструкций (Два до Петербурга)

2. Огромная роль интонации и порядка слов

3. Начало высказывания занимает новая информация, конец – уже известная

4. Активное использование приема дополнения (добавления), закон переспроса

5. Многочисленные и разнообразные повторы

6. Наст. вр. в значении буд. (После обеда я иду)

7. Неполные предложения, без осложнений, простые предложения

8. Именительный темы\представления – конструкция, когда в спонтанной речи невозможно сначала продумать структуру предложения (Наполеон - он великий человек)

9. Вводные слова и конструкции

10. Активность междометных фраз Ой ли? Вот как?

 

Фонетические особенности:

1. Максимальная редукция, т.е. пропуск отдел. звуков, слогов, слов Марь Ивана, Здрасьте

2. Непроговаривание

 

 

***(На всякий случай)

Условия успешного общения

1. Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, в явном виде не выраженная языковыми формами, коммуникативная заинтересованность а) глубина знакомства (близкие друзья, знакомые, незнакомые); б) степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе); в) эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь). В любом случае при заинтересованности имеет место согласие “внимать”, “солидарность”.

2. Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания — настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего.

3. Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.

4. Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события.

5. На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо,

6. Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим и норм этикетного речевого общения. Условия успешного речевого общения коренятся и в соответствии планов и схем речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия.

7. К успеху в диалоге ведет успешный прогноз восприятия слушателем реплик говорящего, умение говорящего предугадать общий замысел интерпретации слушателя и стратегию его восприятия.

Причины коммуникативных неудач

1. Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга.

2. Серьезным основанием для отчуждения участников разговора может быть нарушение паритетности общения.

3. Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое речевое общение будет pитуализовано.

4. Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего (нарушение правила кооперации, солидарности, релевантности).

5.Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...