Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подъемно-транспортное оборудование

В производстве широко используются подъемно-транспортное оборудование и машины, которые являются наиболее типичными источниками получения механических травм. Число видов и типов машин и устройств для подъемно-транспортных операций велико.

Подъемно-транспортные машины и устройства можно разде­лить на две большие группы: транспортирующие и грузоподъемные машины и устройства.

Транспортирующие машины предназначены для перемещения массовых грузов непрерывным способом. К ним относятся средства горизонтального транспорта: ленточные и цепные конвейеры (транспортеры), винтовые конвейеры (шнеки), пневматические транспортные устройства для перемещения главным образом пыле­видных материалов. Кроме того, широко применяется трубопровод­ный транспорт. Горизонтальное перемещение материалов возможно также средствами периодически действующего транспорта с помо­щью подвесных дорог, рельсовым и безрельсовым транспортом (же­лезнодорожными цистернами, вагонетками, автомашинами, автока­рами и т. п.).

Примером средств горизонтального транспорта являются лен­точные и цепные конвейеры, которые широко применяются в про­мышленности. Анализ травматизма показывает, что 90 % несчаст­ных случаев на них происходит в момент устранения на ходу кон­вейера неполадок вследствие захвата частей тела и одежды набегающими движущимися частями оборудования. Поэтому на ра­ботающем конвейере запрещается исправлять смещение (сбег) лен­ты и устранять ее пробуксовку, убирать просыпавшийся и налипаю­щий материал, подметать под конвейером.

К числу средств горизонтального непрерывного транспорта от­носятся винтовые конвейеры (шнеки). Их используют для транспор­тирования на относительно небольшие расстояния горячих, пыля­щих или выделяющих вредные испарения грузов, так как их конст­рукция может обеспечить достаточную герметичность.

К числу средств непрерывного транспорта без гибких тяговых органов относятся пневматические транспортные устройства. Транспортирующим агентом являются дымовые газы, нефтяные пары, водяной пар, воздух. Недостаток этого способа транспортиро­вания — повышенный износ оборудования от эрозии, при этом даже небольшая негерметичность может привести к значительным выбросам пыли и газа.

В качестве периодически действующего транспорта применяют автомашины и такие подъемно-транспортные устройства, как ваго­нетки, электрокары, приводимые в действие электродвигателями постоянного тока от аккумуляторов, автокары с бензиновым двига­телем, самоходные электро- и бензопогрузчики для штабелирования штучных грузов, другие виды транспорта. Железнодорожный и реч­ной транспорт занимает большое место среди других видов транс­портирования сырья и материалов, а также готовой продукции.

Грузоподъемными машинами являются подъемные устройства циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траектории, задан­ной жесткими направляющими. К подъемникам относятся домкра­ты, блоки, ручные лебедки, лифты (грузовые и для подъема людей).

Кран — это грузоподъемная машина, предназначенная для подъ­ема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крю­ка или другого грузозахватного органа.

Основные опасности, возникающие при эксплуатации подъем­но-транспортных машин и устройств:

• падение груза с высоты вследствие разрыва грузового каната или неисправности грузозахватного устройства (ГЗУ);

• разрушение металлоконструкции крана (тягового органа — в конвейерных установках);

• спадание каната или цепи с блока особенно при подъеме гру­за, кроме того при раскачке блока возможно соскальзывание каната или цепи с крюка;

• самопроизвольное опускание груза при использовании руч­ных лебедок, при этом может иметь место травмирование как самим грузом, так и приводными рукоятками;

• срыв винтовых, реечных и гидравлических домкратов, если они установлены на неустойчивом и непрочном основании или не вертикально (с наклоном), а также самопроизвольное опускание;

• ручные безрельсовые тележки могут являться источником травм при погрузке и разгрузке крупногабаритного груза.

Подъемно-транспортные машины содержат большое количество разнообразных механизмов, обладающих комплексом механических опасностей, перечисленных выше.

Опасная зона подъемно-транспортной машины не является по­стоянной и перемещается в пространстве при перемещении всей машины или ее отдельных частей.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные источники и причины получения механических травм на производстве.

2. Какие движения и действия технологического оборудования и инстру­мента являются наиболее опасными?

3. Какой ручной и механизированный слесарный, столярный и монтаж­ный инструмент может являться источником механической травмы? Рассмотрите возможные причины получения травмы.

4. Какие виды подъемно-транспортного оборудования представляют наибольшую опасность?

5. Каковы основные опасности подъемно-транспортных машин и устройств?

Физические негативные факторы

Вибрация

Вибрация — это малые механические колебания, возникающие в упругих телах.

Источниками вибрации могут являться:

• возвратно-поступательные движущиеся системы — криво-

шипно-шатунные механизмы, перфораторы, вибротрамбовки, виброфармовочные машины и др.;

• рукоятки с накладными виброизоляторами, в которых упру­гие полимерные накладки и облицовки размещены на наруж­ной поверхности рукоятки и контактируют с руками операто­ра;

• рукоятки с комбинированными виброизоляторами, пред­усматривающие различные сочетания промежуточных, встро­енных и накладных виброизоляторов. В качестве средств индивидуальной защитыот вибрации использу­ются: для рук — виброизолирующие рукавицы, перчатки, вкладыши и прокладки; для ног — виброизолирующая обувь, стельки, подметки.

• неуравновешенные вращающиеся массы — режущий инстру­мент, дрели, шлифовальные машины, технологическое обору­дование;

• ударное взаимодействие сопрягаемых деталей — зубчатые пе­редачи, подшипниковые узлы;

• оборудование и инструмент, использующие в технологиче­ских целях ударное воздействие на обрабатываемый матери­ал — рубильные и отбойные молотки, прессы, инструмент ис­пользуемый в клепке, чеканке.

Область распространения вибрации называется вибрационной зоной.

 Производственную вибра цию классифицируют по следующим признакам:

• способ передачи вибрации;

• направление действия вибрации;

• временная характеристика вибрации;

• характер спектра вибрации;

• источник возникновения вибрации.

По способу передачивибрацию подразделяют на общуюи локаль­ную.Общая вибрация передается через опорные поверхности на все тело сидящего или стоящего человека. Локальная вибрация переда­ется на руки или отдельные участки тела человека, контактирующие с вибрирующим инструментом или вибрирующими поверхностями технологического оборудования.

По направлению действиявибрация подразделяется на:

• вертикальную вибрацию;

• горизонтальную вибрацию — от спины к груди;

• горизонтальную вибрацию — от правого плеча к левому
плечу.

По временным характеристикамвибрации подразделяются на:

• постоянныевибрации, для которых величина виброскорости
изменяется не более чем на 6 дБ;

• непостоянныевибрации, для которых величине виброскоро­сти изменяется не менее чем на 6 дБ; при этом непостоян­ные вибрации дополнительно различаются на колеблющиеся,
для которых уровень виброскорости изменяется во времени
непрерывно; прерывистые,когда контакт человека с вибрирующей поверхностью прерывается, причем длительность ин­тервалов в течение которых имеет место контакт с вибрацией не превышает 1 с; импульсные - состоящие из одного или нескольких вибрационных воздействий, каждый длитель­ностью менее 1 с.

По спектрувибрации подразделяются на:

• узкополосные,у которых уровни виброскорости на отдельных
частотах или диапазонах частот более чем на 15 дБ превыша­ют значения в соседних диапазонах;

• широкополосные,у которых отсутствуют выраженные частоты
или узкие диапазоны частот, на которых уровни виброскоро­сти превышают более чем на 15 дБ уровни соседних частот.

По источнику возникновенияобщая вибрация подразделяется на несколько категорий:

• категория 1 — транспортная вибрация,воздействующая на че­ловека на рабочих местах транспортных средств при их дви­жении по местности;

• категория2 — транспортно-технологическая вибрация,воздействующая на человека на рабочих местах машин с ограничен­
ной зоной перемещения при их перемещении по специально
подготовленным поверхностям производственных помеще­ний, промышленных площадок;

• категория 3 — технологическая вибрация,воздействующая на
человека на рабочих местах стационарных машин и технологического оборудования или передающаяся на рабочие места,
не имеющие источников вибрации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...