Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I . Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по проведению информационно-разъяснительной работы при подготовке к социально-психологическому тестированию обучающихся




Информационно-методические материалы

по организации и проведению информационно­-коммуникационной кампании социально-психологического тестирования

Содержание

I. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по проведению социально-психологического тестирования обучающихся.

II. Формы информированных добровольных согласий.

III. Методические рекомендации по проведению родительских собраний по вопросам социально-психологического тестирования

IV. Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий с обучающимися по организации социально-психологического тестирования

 

 

I. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по проведению информационно-разъяснительной работы при подготовке к социально-психологическому тестированию обучающихся

 

В целях создания условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, а также раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в компетенцию образовательных организаций с 2014 года включено социально-психологическое тестирование обучающихся[1] (далее – СПТ).

Проведение СПТ является неотъемлемым элементом плана воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающей системное выявление обучающихся «группы риска» по вовлечению в девиантное поведение, и организации с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы.

Организация и проведение СПТ и профилактических медицинских осмотров обучающихся регламентируются следующими нормативными правовыми актами:

приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»,

приказом Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических и психотропных веществ».

Минпросвещение России (письмо от 29 августа 2019 года № ТС-2035/07) рекомендует следующий порядок действий и взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и образовательных организаций, осуществляющих проведение СПТ в 2019-2020 гг:

в период с 1 сентября по 1 октября - проведение информационно-разъяснительной кампании с родителями или иными законными представителями обучающихся и мотивационной работы с обучающимися в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для повышения активности участия и снижения количества отказов от СПТ и профилактических медицинских осмотров обучающихся;

в период с 15 сентября по 1 ноября - проведение СПТ, предусматривающее в том числе дистанционную форму;

в период с января по май - содействие в организации профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Обращаем внимание, что в соответствии с действующими нормативно­правовыми актами социально-психологическое тестирование обучающихся проводится конфиденциально и не предполагает представления персональной информации о его результатах в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, иные органы и учреждения системы профилактики.

В соответствии с пунктом 2.7 Протокола Государственного антинаркотического комитета (далее - ГАК) от 24 декабря 2018 г. № 39, органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовано обеспечить проведение социально-­психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях всех субъектов Российской Федерации, в 2019/2020 учебном году с использованием единой методики (письмо Минпросвещения России от 03 июля 2019 года № 07-4416-дсп). Единая методика социально-психологического тестирования (далее - ЕМ СПТ, методика) разработана в соответствии с поручением ГАК (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.

ЕМ СПТосуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости обучающегося.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 разработанного Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.

В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» освобождение особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) не предусмотрено.

Согласно ЕМ СПТ при получении добровольных информированных согласий родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет, и добровольных информированных согласий обучающихся старше 15 лет, проведение СПТ в отношении обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы, реализуемые для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, носит рекомендательный характер.

В целях соблюдения конфиденциальности, повышения лояльности к участию в социально-психологическом тестировании и формировании у обучающихся устойчивой мотивации на самоисследование рекомендовано:

детализация правил работы с конфиденциальной информацией в локальных нормативных актах образовательной организации и ознакомление с ними работников под подпись;

определение круга работников образовательной организации, имеющих различные уровни доступа к результатам социально-психологического тестирования;

 кодирование персональных данных обучающихся при организации проведения социально-психологического тестирования (диагностических процедур) в образовательной организации.

Для проведения тестирования руководитель образовательной организации:

· организует информационно-разъяснительную работу с педагогическим коллективом, обучающимися и родителями (законными представителями) по проведению тестирования,

· обеспечивает соблюдение конфиденциальности при хранении и использовании документов по подготовке и проведению тестирования, в том числе, добровольных информированных согласий, определению мест хранения списков и результатов;

· организует получение от обучающихся, достигших 15-летнего возраста, информированных согласий в письменной форме на участие в тестировании. Тестирование обучающихся, не достигших возраста 15 лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей (законных представителей). В случае отказа обучающимся/родителям (законным представителям) предлагается указать причину (формы согласий см. ниже, раздел II);

· создает необходимые условия для проведения тестирования (обеспечение организованного доступа к сети Интернет в образовательной организации).

По результатам СПТ:

- обучающийся получает оперативную обобщенную обратную связь, при желании он (родители (законные представители)) может обратиться к педагогу-психологу за более подробной профессиональной интерпретацией результатов.

Обращаем Ваше внимание: и нтерпретация результатов тестирования – детализированная профессиональная информация, используемая только психологом для проведения коррекционной работы. Является строго конфиденциальной информацией и не подлежит распространению;

- родителям (законным представителям) на родительском собрании сообщается обобщенный статистический результат по классу/группе (параллели, организации, возрастной группе).

Статистические результаты тестирования – информация обобщенного характера, полученная с помощью математической обработки, представляющая результаты тестирования по возрастным группам, классам, параллелям, образовательной организации.

Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы.

В целом СПТ выступает как диагностический компонент воспитательной деятельности образовательной организации, предполагающий:

выявление факторов, провоцирующих вовлечение в зависимое поведение;

психолого-педагогическая помощь и сопровождение;

коррекционная работа на индивидуальном и групповых уровнях;

информационно-просветительская (профилактическая) работа;

мотивирование обучающихся на самоисследование и саморазвитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...