Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нетрадиционные формы проведения уроков; методы и приемы работы учителей новаторов.




Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Признаки нетрадиционного занятия:

· присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;

· кроме программного, используется и внепрограммный материал;

· организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;

· занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;

· в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;

· дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;

· требует серьезной предварительной подготовки.

Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно.

Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению.

А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

 

Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работы учителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали авторитарно-императивную педагогику. И в противовес ей в условиях перестройки общественно-политической жизни страны зарождается педагогика сотрудничества. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. Новатор (от лат. novator -- обновитель) - это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это -- учебно-воспитательная деятельность. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только!) общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин. Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.

1. Педагогика сотрудничества - это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.

2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому и называют их новаторами.

3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.

4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов. Она объясняется тем, что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, проверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной работы в городских и сельских школах. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов, были тематические радио- и телепередачи о них, проходили их встречи с широкими массами учителей.

Это давало возможность учителям от самих новаторов получить материал об их опыте.

Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ, возникших уже в 90-е годы.

Волков Игорь Павлович

Сущность опыта: в разработанной системе развития разноплановых и доминирующей способности школьника посредством обучения решать оригинальные задачи при выполнении заданий и изготовлении разнообразных предметов, отступая от образца. При этом вместо уроков труда, рисования, внеклассной работы применяются «блоки знаний и умений», и вместо традиционных уроков проводятся уроки обучения творчеству.
Продуктивность: у школьников развиваются познавательные, трудовые, эвристические, изобретательские способности, и прежде всего в тех видах деятельности, в которых соответствуют природному дарованию; достоверно определяется профессиональная направленность.
Трудоемкость: динамична и у учителя, и у школьника.
Доступность: опыт доступен в первую очередь тем учителям, которые обладают творческим потенциалом в различных областях своей деятельности.
Внедрение данного опыта требует поддержки педагогического коллектива и родителей, а также создания достаточной материально-технической базы: комнат для творчества, рабочих мест, материалов, инструментов, типографским способом изготовленных «творческих книжек».

Шаталов Виктор Федорович

Область педагогического творчества: обучение математике, физики, истории в средней общеобразовательной школе.
Сущность опыта — в создании эффективной организационно-методической системы обучения ряда предметов в общеобразовательной школе. Новаторство заключается в создании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Определена обоснованная структура изучения теоретического материала, решения задач, опроса и контроля знаний.
Продуктивность системы состоит в том, что у учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. В.Ф. Шаталов добился высоких показателей обученности.
Трудоемкость заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов.
Внедрение требует издания опорных сигналов для учителей, а в педвузах начать соответствующую подготовку учителя.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...