Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте




Содержание

 

Введение

. Понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте

. Особенности развития младшего школьника и влияние на исследовательские умения

. Методы диагностики исследовательских умений младших школьников

. Из опыта работыпедагогов начальной школы подиагностике исследовательских умений младших школьников

Заключение

Список использованных источников

 

 


 

Введение

 

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив постепенно теряется, и желание учиться у ребенка угасает. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. [28]

Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. С появлением нового стандарта учителю начальных классов приходится чаще сталкиваться с исследовательской деятельностью младших школьников. Поэтому важно иметь полное представление об этом виде деятельности.

Проблемам изучения исследовательских умений младших школьников посвящено сегодня достаточно много исследований, их анализ позволяет нам сделать вывод, что исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П. Виноградова, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. [29]

Не менее важным является диагностирование исследовательских умений младшего школьника. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат, на те умения которые прописаны в ФГОС НОО. А чтобы узнать результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать плюсы и минусы каждого метода, использовать различные методы в совокупности.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы научно-методической работы: изучить в теоретическом аспекте проблему диагностики исследовательских умений младших школьников.

В исследовании мы ставим следующие задачи:

. Изучить теоретический аспект понятия исследовательские умения

2. Изучить особенности развития младших школьников и их влияние на исследовательские умения

.   Изучить методы диагностики исследовательских умений

.   Проанализировать опыт работы учителей.

Для решения задач необходимо использовать следующий комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретический анализ, обобщение, анализ литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение опыта работы учителей, реферирование, составление библиографии.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из двадцати девяти источников.

 


Понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте

 

Исследовательские умения младших школьников формируются во время исследовательской деятельности. По определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности». [3]

Для того, чтобы в полной мере изучить понятие «исследовательская деятельность» мы изучили понятие «деятельность» и «исследование»

Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности. [15]

Понятие деятельности можно определить как специфический вид сознательной активности человека, в течение которой человек познает и совершенствует окружающий его мир, а так же себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. [22]

Поисковая активность - начало поисковой деятельности, затем поискового поведения как способа взаимодействия с окружающим миром. Развитая поисковая активность создает условия для развития исследовательских способностей, на основе которых формируется исследовательское поведение. А оно является источником здоровой личности. По мнению А.И. Савенкова, именно поисковое поведение позволяет действовать в нестандартных ситуациях. И это не просто деятельность, в условиях неопределенности, а адекватное поведение в такой ситуации с проявлением всех умений, которые формируются через исследовательское обучение: оценивать ситуацию, моделировать, прогнозировать, умение выстроить свое действие.

По определению Поддъякова А.Н. исследовательское поведение - это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации, одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром. Исследовательское поведение, инициативность играют огромную роль в овладении новыми областями познания, в приобретении социального опыта и развития личности. [18] Однако исследовательское поведение может быть качественно разным. В одном случае главенствующую роль занимает интуиция и тогда ребенок действует методом проб и ошибок. В другом случае размышления ребенка в большей степени выстроены на основании логики и логического отношения к миру. В таком случае ребенок всегда анализирует свои действия, оценивает их и прогнозирует результаты. В основе такого поведения лежат исследовательские способности ребенка.

Для того, чтобы перевести исследовательскую деятельность ребенка на качественно новый уровень недостаточно одной лишь поисковой активности, так же важен анализ полученных результатов, построение гипотез дальнейшего развития ситуации, моделирование и реализация своих дальнейших действий-коррекцию исследовательского поведения. но и этого не достаточно для повышения уровня исследовательской деятельности. Только после нового корректированного наблюдения и эксперимента и оценки своей деятельности, исследование выводится на новый уровень.

Исследование, исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, а в частности и младшего школьника, ведь в основе такого поведения лежит любознательность. Исследование помогает приспособиться к постоянно меняющемуся миру, а так же ведет к развитию личности.

Исследовательская деятельность всегда активна, когда возникает какое-либо противоречие, либо пробел в знаниях. Ребенок, занимающийся такой деятельностью всегда стремиться объяснить все противоречия и заполнить все пробелы, тогда он чувствует удовлетворенность, а его исследовательские умения качественно растут.

Под исследовательской деятельностью, по определению А.И. Савенкова, понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающим следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственный вывод. [9]

Исследования можно классифицировать по-разному:

по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

по месту проведения (урочные и внеурочные);

по времени (кратковременные и долговременные);

по теме (предметные или свободные),

по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу). [10]

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся, его предрасположенности к исследовательской деятельности и конкретных педагогических задач.

Исходя из этого, можно выделить следующие умения, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности:

· умение видеть проблемы;

·   умение задавать вопросы;

·   умение вырабатывать гипотезы;

·   умение давать определение понятиям;

·   умение классифицировать;

·   умение наблюдать;

·   умение проводить эксперименты;

·   умение делать выводы и умозаключения;

·   умение структурировать материал;

·   умение доказывать и защищать свои идеи. [9]

Мы согласны с исследователем А.Б. Мухамбетовой, которая рассматривает умение как готовность к осуществлению определенной деятельности на основе осознанного использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств этой деятельности. В свою очередь исследование - это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или явлений на основе имеющихся знаний.

Важно, что исследование обладает следующими особенностями: стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному; всегда определять место изучаемого в системе известного. Если научный поиск обладает этими тремя характеристиками, то его можно назвать исследованием. [9]

Так же исследование предполагает наличие основных этапов:

постановка проблемы;

изучение теории, посвящённой данной проблематике;

подбор методик исследования;

сбор материала, его анализ и обобщение;

научный комментарий;

собственные выводы. [9]

Мы согласимся с исследователем Савенковым А.И. в том, что практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. [8]

Таким образом, в контексте нашего исследования, говоря о сущности исследовательской деятельности младшего школьника, мы будем разделять позицию ученого Н.А. Семеновой, которая понимает под этим специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. Исследовательскими умениями, характерными для учащихся начальных классов, мы выделяем такие как: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.

Так же можно отметить, что исследовательская деятельность это приемлемый способ работы с детьми, но он отличается некоторыми особенностями и не может существовать как единственный вид занятия на уроке, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретение навыков исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

В настоящее время ФГОС НОО требует он учителей как раз таки развития у младшеклассников универсальных учебных действий, которые можно формировать как на уроке, так и во внеурочное время, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, которая будет им интересна.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...