Из опыта работы педагогов начальной школы по диагностике исследовательских умений младших школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Мы проанализировали этап диагностирования исследовательских умений в работах разных учителей. Диагностика во всех работах проходила в 2 этапа. Первый - определение начального уровня исследовательских умений. Второй диагностирование умений после формирующего эксперимента. Нам важны не результаты, а методы диагностики, поэтому в нашей работе мы заострим свое внимание именно на методах. В эксперименте на базе МОУ СОШ №31 города Ишима приняли участие учащиеся 4 класса. Учителями было выявлено пять групп исследовательских умений младших школьников: . Умения организовать свою работу (организационные); . Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые); . Умения работать с информацией, текстом (информационные); . Умения оформить и представить результат своей работы. . Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста они определяют как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. Оценивали сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов они с помощью выявленных, на основании анализа соответствующей литературы (Л.И. Божович, А.Г. Иодко, Е.В. Кочановская, Г.В. Макотрова, А.К. Маркова, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков) критериев: . Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). . Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет. . Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в их работе:
. Исходный уровень они определяют как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. . Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. . Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. . Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы: педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью; анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ); опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников. Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных опросников для педагогов и заданий для учащихся. Методика контрольного диагностирования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников. [26] В результате нашего анализа работы педагогов ГБОУ СОШ №1155 г. Москва, нами было выявлено, что уровни развития исследовательских умений и критерии в обоих работах были взяты одинаковые, на основе исследовательской деятельности О.А. Ивашовой. Отличие составляют методы диагностики исследовательских умений. В ГБОУ СОШ №1155 учащиеся оценивались по критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов - не умеет, 1 балл - нуждается в помощи учителя, 2 балла - может выполнить самостоятельно. Также ими были определены уровни развития исследовательских навыков: -5 - низкий уровень -9 - средний уровень -14 - высокий уровень [27] Диагностика исследовательских умений необходима и должна проводиться минимум два раза. Если анализировать работу учителей города Ишима, то мы понимаем, что работа ведется регулярно, начиная уже с первого класса. И первая диагностика проводилась в первом классе, для определения исходного уровня сформированости исследовательских умений. Так же, учителя используют в своих работах несколько методов диагностирования исследовательских умений, так как один лишь метод диагностирования не позволит увидеть достоверного результата.
Заключение
Таким образом, я пришла к выводу: . Определяя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, мы будем говорить о специально организованной, познавательной творческой деятельности учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. Исследовательскими умениями, характерными для учащихся начальных классов, мы выделяем такие как: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность. Так же можно отметить, что исследовательская деятельность это приемлемый метод работы с детьми, но он отличается некоторыми особенностями и не может существовать как единственный вид занятия на уроке, так как основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретение навыков исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. В настоящее время ФГОС НОО требует он учителей как раз таки развития у младшеклассников универсальных учебных действий, которые можно формировать как на уроке, так и во внеурочное время, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, которая будет им интересна. . Младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. У ребенка появляются анатомические преобразования - формирование скелета, рост мышц, укрепление сердечной мышцы, так же увеличение головного мозга. Кроме этого у младших школьников можно наблюдать такие психологические новообразования как умение учиться, понятийное мышление, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, ориентация на группу сверстников. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости, особенно если мы говорим об исследовательской деятельности, которая требует внимательности, усердности, трудолюбия, наблюдательности. Для нас становится понятным, что для ребенка исследование - это часть его жизни, в связи с этим для учителя главной задачей становится не просто поддержание детского интереса к исследовательской деятельности, но и развитие этого интереса.
. Сложность в диагностировании исследовательских умений младших школьников заключается в том, что у ребенка, в силу возрастных особенностей, еще не сформировано умение ставить цель, задачи, выбирать тему, он делает это с помощью учителя. В этом случае при диагностике получается неверный результат. На сегодняшний день не достаточно разработаны критерии и уровни сформированности исследовательских умений детей младшего школьного возраста, что, соответственно, затрудняет процедуру диагностики исследовательских умений младших школьников. Эта проблема остается актуальной и мало проработанной, мы считаем, что ей следует уделить больше внимания. . Диагностика исследовательских умений необходима и должна проводиться минимум два раза. Если анализировать работу учителей города Ишима, то мы понимаем, что работа ведется регулярно, начиная уже с первого класса. И первая диагностика проводилась в первом классе, для определения исходного уровня сформированности исследовательских умений. Так же, учителя используют в своих работах несколько методов диагностирования исследовательских умений, так как один лишь метод диагностирования не позволит увидеть достоверного результата. Таким образом, через решение поставленных нами задач, мы достигли цели.
Список использованных источников: 1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 1975. 304 с. 2. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Дис. канд. психол. наук: Москва, 2003. -210 с. . Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности.- Ижевск: ИЦПКПС, 2001. . Психическое развитие младших школьников: Эксперим. Психол. Иссл. / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика,1990.-168с. . Семенова Н.А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей: журнал Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Номер выпуска: 10 . Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.,2003.-448 с. . Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М: Просвещение, 2008. - 150 с. . Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М., 2000.231 с. . Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков.- М., 2006.- 479 с. . А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.- М., 2011.- 42 с. . Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.-М.,1990, 319 с. . Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 2003, 456 с. . Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знания, 1974.-64с. . Подолец В.В. Деятельность как социальная форма самоорганизации // Российская идея и идея глобализации. - 1993. . Педагогическая психология / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб.: Питер, 2010. . Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис.д-ра. Психол. Н.: М. 2001.- 350 с. . Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. (Электронная версия: сайт «Образование: исследовано в мире». М.: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, раздел «Монографии») . Мостовая Л.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе. . Организация исследовательской деятельности младших школьников. Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект» - Сборник методических материалов / под ред. С.Ю. Прохоровой. Ульяновск: УИПКПРО,-2010.- 73 с Электронные ресурсы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|