Многосторонние международные конвенции и соглашения
Лекция №1 ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Определение по Федеральному закону от 23.11.95 был принят закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»: «Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду» (ред. 2017) В Законе “Об охране окружающей среды” указано, что Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды"(ред. 2017). В эколого-правовом словаре Экологическая экспертиза – это “ организационно-правовая форма предупредительного контроля и... самостоятельный вид управленческой деятельности”, которая проводит "... предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды». Закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»: − реализует конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. − рассматривает теоретические вопросы проведения экологической экспертизы; принципы подхода при экспертной оценке строительных объектов в области охраны атмосферы, почвы, водных ресурсов; в области обращения с отходами производства и потребления, акустического, электромагнитного и радиационного загрязнения окружающей среды.
Предметом изучения дисциплины является информационный метод управления природопользованием и охраной окружающей среды ("экологический менеджмент"), а также способ изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения.
Инвестор (заказчик) осуществляет строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту только при наличии разрешения на производство строительно-монтажных и земляных работ. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, и их эксплуатация допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, так как связаны: с обращением с отходами производства и потребления, производственными выбросами в атмосферу, сбросами в водные объекты. Заключение государственной экологической экспертизы готовит экспертная комиссия, которое должно быть одобрено большинством списочного состава квалифицированных экспертов комиссии. В Заключении отражены обоснованные выводы: − о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, − о возможности реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения – запрет реализации объекта. Заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Обязательным условием для утверждения строительной документации является: − согласование выбранного участка под строительство с органами санитарно-эпидемиологического надзора,
− получение геологического и археологического заключений на участок, − проведение инженерно-геологических изысканий − проведение гидрологических изысканий и др. При разработке строительных проектов необходимо учитывать санитарные требования: − соблюдение нормативной санитарно-защитной зоны объекта в зависимости от его класса опасности; − проведение публичных слушаний (материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными организациями); − выбор площадки для строительства с учетом климатологических характеристик, рельефа местности, инженерно-геологических и других изысканий; − недопущение превышения предельно допустимых концентраций производственных выбросов в атмосферу на границе санитарно-защитной зоны; − недопущение размещения объекта в водоохраной зоне и др. Загрязнение и накопление токсичных веществ, поступающих в окружающую среду, прямое их воздействие на живые организмы или миграция по пищевым цепям ухудшают качество жизни, вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, аллергические реакции, воспаления слизистых органов дыхания и др. Многие вещества, поступающие в окружающую среду, являются чуждыми для ее компонентов, к которым они не выработали механизм ассимиляции, например, тяжелые металлы, стойкие органические соединения, проявляющие мутагенные, канцерогенные, тератогенные (нарушение эмбрионального развития под влиянием химических, физических и лекарственных препаратов) свойства. Научно аргументированный и рациональный метод регулирования взаимодействия общества и природы, соотношений экономических и экологических интересов в целях сохранения оптимального, наиболее благоприятного для жизни человека процесса называется «управлением качеством окружающей среды». Управление качеством окружающей среды должно благоприятствовать сохранению, рациональному использованию природной среды и созданию оптимальных условий для жизни населения. Задачи экологической экспертизы: 1) организация и проведение всестороннего, объективного, научно обоснованного анализа материалов;
2) оценка принятых проектных решений экспертируемых материалов: − проверка соответствия принятых решений экологическим требованиям стандартов и нормативов; − оценка правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной деятельности; − определение обоснованности, эффективности или достаточности предусматриваемых мер по охране здоровья населения, окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; − подготовка объективного, научно обоснованного заключения по рассматриваемым материалам, своевременная передача его государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта государственной экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы строительных проектов имеет большое значение в целях реализации Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Технические регламенты устанавливают требования к объектам технического регулирования (продукции: здания, строения и сооружения; или к процессам проектирования (изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) для применения и исполнения. Технические регламенты учитывают риск причинения вреда и устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность: излучений; биологическую; взрывобезопасность; механическую; пожарную; промышленную; термическую; химическую; электрическую; ядерную и радиационную; электромагнитную совместимость для обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений и другие виды безопасности. Любые объекты должны быть спроектированы, размещены, сооружены и эксплуатироваться с проработанными мерами по ограничению воздействий вредных и опасных факторов при запроектных авариях и без превышения: − предельно допустимых уровней воздействий вредных и опасных факторов при нормальной эксплуатации;
− запланированного уровня воздействий вредных и опасных факторов при проектных авариях. Жизненный цикл объекта недвижимости как собственности детализирован по размещению, проектированию, сооружению, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, выводу из эксплуатации. К нарушению эксплуатации объекта или его элементов, подразделяются: − на отказы при нормальной эксплуатации, не приводящие к авариям на объекте; − отказы, рассмотренные в проекте и приводящие к авариям (проектные аварии); − все остальные события, приводящие к авариям, не рассмотренные в проекте (запроектные аварии). Вероятности и риски отказов (аварий) рассчитываются и полученные показатели безопасности включаются в доказательственные материалы при оценке соответствия. Расчетные величины приемлемых рисков используются для прогноза и планирования мер безопасности. В Законе “Об охране окружающей среды” установлены требования к проведению «Оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе» в главе VI, непосредственно в статье 32 «Проведение оценки воздействия на окружающую среду»: Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.1) Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п.3). различия ОВОС и Экологической экспертизы О ВОС ‑ это " процедура учета" экологических требований (или обоснование ‑ информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), ЭЭ ‑ " установление соответствия" этим требованиям уже готового проекта... и " определение допустимости" принятия решения о его реализации (т.е. разрешение ‑ административная мера). 1. ОВОС – процесс исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноз его последствий для окружающей среды и здоровья человека, ЭЭ (государственная ЭЭ) – процесс предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства. 2. Цели ОВОС и ЭЭ ОВОС ‑ "выявление и принятие" (т.е. разработка) необходимых природоохранных мер, ЭЭ ‑ " предупреждение" (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры.
Экологическое обоснование (ЭО) –часть проектной деятельности, является совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека ("доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду"). Экологический аудит (ЭА): − объективный независимый анализ, оценка разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности; − предпринимательская деятельность..., заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия. − инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система... и функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля..., а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям...; − систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями. − это эколого-экономическая экспертиза послепроектной стадии действующего объекта (хозяйственной деятельности). "Экологическое сопровождение" (ЭС) или "экологическое регламентирование " (ЭР) хозяйственной деятельности: оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), разрабатываемая в рамках проекта, состоящая из совокупности покомпонентных оценок по видам объектов воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т.д., сводимых к итоговой обобщенной оценке; экологическая экспертиза (ЭЭ): государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ) – комплексная, контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОВОС обоснования достаточности аргументации экологической безопасности проекта. Экологический аудит (ЭА) осуществляется в рамках экологического контроля – мониторинга. Два аспекта структуры ОВОС: Горизонтальная структура – это последовательное рассмотрение всех элементов и факторов, взаимодействие которых ожидается в результате осуществления проекта: все виды и источники возможного воздействия, а также факторы природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) и социальной среды. Вертикальная структура – это анализ природных (спонтанных) закономерностей многочисленных процессов, протекающих в данном регионе, оценка существующего уровня нарушений и изменений, как основа для планирования деятельности. После анализа делаются прогнозные оценки. Вертикальная структура каждого "горизонтального" раздела ОВОС: спонтанные особенности и закономерности Þ существующее состояние Þ прогноз В каждом разделе рассматриваются прямые воздействия и опосредованные другими факторами, поэтому комплексность оценок достигается из необходимости использования данных и выводов каждого раздела для остальных разделов. Включение послепроектной стадии в сферу экологической экспертизы и ОВОС, необходимо особое внимание уделить анализу и оценке аварийных ситуаций на действующих объектах и соответствующих прогнозах. Лекция №2 Законодательные основы экологической экспертизы В статье 2. Законодательство об экологической экспертизе Закона “Об экологической экспертизе” написано, что Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Основными источниками законодательной базы в области охраны окружающей среды: − международные договоры, конвенции, соглашения; − федеральные и региональные (на уровне субъектов Российской Федерации) законы; − указы Президента и постановления (распоряжения) исполнительной власти субъектов Российской Федерации; − системы государственных стандартов (ГОСТ и СНиП) и региональных стандартов и нормативов; − системы отраслевых стандартов (ОСТ, РДС, СанПиН, ПДК, ОБУ и др.); − система межведомственной и ведомственной нормативной документации (инструкции, правила, порядок и т.п.).
Многосторонние международные конвенции и соглашения Ратифицирующие международные документы. 1. Федеральный закон «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата» от 4 ноября 1994 года N 34-ФЗ 2. Федеральный закон О ратификации «Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» 25 ноября 1994 года N 49-ФЗ 3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» 17 февраля 1995 года N 16-ФЗ 4. Федеральный закон О ратификации «Протокола по охран окружающей среде к Договору о Антарктике» 24 мая 1997 года N 79-ФЗ 5. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 год об изменении Международной конвенций о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнении нефтью 1971 год денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года» 2 января 2000 года N 26-ФЗ
Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования определены законодательством Российской Федерации, которые условно можно разбить на четыре группы. I. Общие законы: 1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» 3. Федеральный закон от 9 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» II. Блок законов по экологической безопасности: 1. Федеральный закон от 30 март 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 2. Федеральный закон 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера». 5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» 6. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-Ф «Об отходах производства и потребления» III. Блок законов по радиационной безопасности населения: 1. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» 2. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». 3. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов». 4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории». IV. Блок законов по природным ресурсам: 1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. 74-ФЗ 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ 3. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 4. Федеральный закон о 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» 5. Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» 6. Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 7. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» 8. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 9. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды. Вопрос защиты окружающей среды затронут в гл. 7 «Административные нарушения в области охраны собственности» и гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»
Принципы экологической экспертизы 1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; Любая деятельность может быть опасна. При отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, происходит потребление энергии, производство которой может быть вредным, загрязнение отходами. Обоснование допустимой намечаемой деятельности на окружающую среду и принятие необходимых мер по защите окружающей среды является обязанностью заказчика проекта. Прогнозы и обоснования должны входить в состав документации, представляемой на экспертизу. Необходимым условием приема документации на государственную экспертизу является наличие раздела «Перечень материалов по охране окружающей среды». 2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; Принцип имеет два значения: обязательность ее проведения и обязательность выполнения требований заключения экспертизы. Открытие финансирования и осуществление работ возможно только после положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|