Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка воздействия на атмосферу

Атмосфера ‑ один из элементов (компонент) окружающей среды, который подвержен воздействию человеческой деятельности. Последствия такого воздействия зависят от многих факторов и проявляются в изменении климата и химического состава атмосферы.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах (Закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ"Об охране атмосферного воздуха", ст 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха):

1. приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

2. обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

3. недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

4. обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

5. гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

6. научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

7. обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством федеральный орган в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и для источников загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с органами исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

В целях государственного регулирования воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы.

Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предельно допустимые нормативы, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности: 1-й – вещества чрезвычайно опасные; 2-й – вещества высокоопасные; 3-й – вещества умеренно опасные; 4-й – вещества малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 распространяется на вредные вещества, содержащиеся в сырье, продуктах, полупродуктах и отходах производства, и устанавливает общие требования безопасности при их производстве, применении и хранении ).

Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей

         

Наименование показателя

Нормы для класса опасности

1-го 2-го 3-го 4-го
Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м Менее 0,1 0,1-1,0 1,1-10,0 Более 10,0
Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг Менее 15 15-150 151-5000 Более 5000
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг Менее 100 100-500 501-2500 Более 2500
Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м Менее 500 500-5000 5001-50000 Более 50000
Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) Более 300 300-30 29-3 Менее 3
Зона острого действия Менее 6,0 6,0-18,0 18,1-54,0 Более 54,0
Зона хронического действия Более 10,0 10,0-5,0 4,9-2,5 Менее 2,5

 

Отнесение вредного вещества к классу опасности производят по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности. Если производственная деятельность вязана с вредными веществами, необходимо:

· разработать нормативно-технические документы по безопасности труда при производстве, применении и хранении вредных веществ;

· выполнить комплексы организационно-технических, санитарно-гигиенических и медико-биологических мероприятий.

Мероприятия при работе с вредными веществами:

· замену вредных веществ в производстве наименее вредными, сухих пылящих материалов – на мокрые;

· выпуск продуктов в непылящих формах;

· заменить пламенный нагрев электрическим, твердое и жидкое топливо на газообразное;

· ограничить содержания примесей вредных веществ в исходных и конечных продуктах;

· применять прогрессивные технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций);

· выбор производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию санитарно-технического оборудования и устройств (отопления, вентиляции, водопровода, канализации);

· применение специальных систем по улавливанию и утилизации абгазов, рекуперацию вредных веществ и очистку от них технологических выбросов, нейтрализацию отходов производства, промывных и сточных вод;

· применение средств дегазации, активных и пассивных средств взрывозащиты и взрывоподавления;

Санитарные требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны – обязательные санитарные нормативы для использования при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции.

Содержание в организме вредных веществ, поступающих в него различными путями (при вдыхании, через кожу, через рот), не должно превышать биологических предельно допустимых концентраций (ПДК).

На период, предшествующий проектированию производств, должны временно устанавливаться ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ). В отдельных случаях, по согласованию с органами государственного санитарного надзора, допускается при проектировании производства использование ОБУВ величиной не менее 1 мг/м в воздухе рабочей зоны (умеренно- и малоопасные вещества). В остальных случаях ОБУВ не должны применяться при проектировании производства;

ОБУВ должны пересматриваться через два года после их утверждения или заменяться ПДК с учетом накопленных данных о соотношении здоровья работающих с условиями труда. Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.

Атмосфера, или воздушная среда, оценивается в двух аспектах:

1.    Климат и его возможные изменения под влиянием естественных причин, антропогенных воздействий (макроклимат) и данного проекта в частности (микроклимат). Оценки предполагают прогноз возможного воздействия климатических изменений на осуществление проектируемого вида антропогенной деятельности.

2.    Загрязнение атмосферы. Сначала оценивается возможность загрязнения атмосферы с помощью одного из комплексных показателей: потенциалп загрязнения атмосферы (ПЗА), рассеивающая способность атмосферы (РСА) и др. Затем проводятся оценки существующего уровня загрязнения атмосферы в данном регионе. Выводы о климато-метеорологических особенностях, об исходном загрязнении атмосферы опираются на данные регионального Росгидромета, санитарно-эпидемиологической службы, специальных аналитических инспекций Минэкологии или на нормативные источники.

На основании полученных оценок и данных о конкретных выбросах в атмосферу проектируемого объекта рассчитываются прогнозные оценки загрязнения атмосферы с использованием специальных компьютерных программ ("Эколог", «Интеграл» и др.), позволяющие рассчитать уровни потенциального загрязнения атмосферы и получить картосхемы полей концентраций и данные о выпадении загрязняющих веществ (ЗВ) на подстилающую поверхность.

Критерием оценки степени загрязнения атмосферы являются предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Измеренные или рассчитанные концентрации ЗВ в воздухе сравниваются с ПДК, загрязнение атмосферы измеряется в величинах (долях) ПДК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...