Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: « Термины и классификации видов транспорта »




Задача перемещения (перевозки) людей и грузов решается различными видами транспорта, включающими себя соответствующие разновидности. Общая целевая функция всех видов транспорта – минимум годовых приведенных затрат (эксплуатационных расходов и капиталовложений) – может быть достигнута, если, преодолев отраслевую разобщенность, классифицировать их структуру (компоненты) по общей методике с единой терминологией. Далее материал изложен, немного отходя от традиционных представлений.

Транспорт ( вид, разновидность транспорта) – совокупность технических средств 9 подвижных единиц и коммуникаций) с технологическими процессами перемещений (перевозки) грузов и людей, необходимая для эффективного функционирования сфер производства, непроизводственных и жилых объектов, (зданий, территорий) и удовлетворения личных потребностей в космических, воздушных, водных, подводных, наземных и подземных средах между планетами, городами и селами, внутри производственных предприятий (промышленных, сельскохозяйственных и т.п.).

Технологические процессы транспорта должны обеспечиваться рациональным образом за счет оптимального выбора его видов, подвижных единиц и коммуникаций, методов организации их эксплуатации, применения средств диагностики, прогнозирования, автоматизации работ по обслуживанию и ремонту.

Транспорт подразделяется на следующие виды: отраслевой и специальный (традиционный и нетрадиционный, находящийся в процессе создания эксплуатационного освоения). Следует рассматривать авиационный, автомобильный, водный, железнодорожный, морской, отраслевые виды транспорта, а также специальные виды транспортной техники: аэростатический, высокочастотный, кабинный автоматизированный, конвейерный, лыжный и коньковый транспорт, вело - и мототранспортные средства, метрополитен монорельсовые дороги, парашютное транспортирование животных, подвесной канатный, подводный, трубопроводный и экзотический транспорт, подъемно-транспортное оборудование, трамвай, троллейбус, ракетно-космический, на воздушной подушке и транспорт с магнитным подвесом.

По назначению транспорт классифицируется следующим образом:

- по объектам перемещаемой массы – для грузов, для людей;

- по видам грузов – штучный, сыпучий, жидкий, живой;

- По отношению людей к транспорту – пассажиры, владельцы;

- по среде, в которой осуществляется транспортирование, - в космосе, в воздушном пространстве над землей, на воде, под водой, на земле;

- по сообщению (перемещению) между пунктами – между планетами (межпланетный, земля - орбитальная станция), между городами и селами (междугородный, пригородный, дальние, местные), внутри городов и сел, (городской, местный), внутри предприятий, организаций и хозяйств (промышленный, горный лесной, внутризаводской, строительный), внутри жилых объектов (внутри дома, на участке (дворе)).

По структуре любая транспортная система может содержать следующие единицы:

- по основным обеспечивающим компонентам – технические средства и технологические процессы;

- по основным группам элементов структуры – комплекс подвижных единиц и комплекс коммуникаций.

По взаимодействию с человеком транспорт может быть перемещаемым и перемещающимся. Транспорт может быть также активным, пассивным и комбинированным. В активном транспорте перемещение осуществляется за счет мускульной энергии, которой человек управляет движением из подвижной единицы, из центрального пункта, или движение осуществляется автоматически.

Подвижные единицы (или полезный груз) должны иметь комбинацию из следующего набора основных компонентов: кузовной комплекс (корпуса, фюзеляж, емкости, контейнеры, гондолы, отвалы, ковши. Крюки, грейферы, кабины, скипы, вьюки, рюкзаки, ленты и т.д.); узлы подвес, двигателя, движителя; энергоноситель, энергополучатель.

Подвижные единицы могут классифицироваться по следующим признакам. По размещению запаса энергоносителя транспорт подразделяется на автономный и неавтономный. Подвижной состав автономных видов транспортных средств имеет свой периодически возобновляемый запас энергии (топлива), необходимой для осуществления движения или подвеса (тепловоз, атомоход, автомобиль, самолет, ракета и т.д.); неавтономные виды получают энергию от какого-либо центрального источника (трамвай, груз на конвейере, канатной дороге, в трубе), по контактной сети ил другим способом. Существую также гибридные транспортные средства (например гиробус).

По способу или устройству подвеса перемещаемой массы (создания подъемной, поддерживающей силы) на коммуникациях может использоваться:

- реакция опорной поверхности (наземный транспорт);

- вытеснение жидкой или газообразной окружающей среды (водный, воздушный транспорт);

-циркуляция с разрежением среды (водный, воздушный транспорт);

- реакция струй (воздушный, космический транспорт);

- воздушная подушка (водный, наземный транспорт);

-магнитная подвеска (наземный транспорт);

Применяемые движители, перемещающие массу относительно коммуникации за счет преобразования работы двигателя или другого источника энергии в силу, функционируют на основе следующих принципов:

- взаимодействие с опорной поверхностью (колесо, шагающее устройство, гусеница, шнек, и т.д.);

- взаимодействие с жидкой или газообразной средой (весло, гребное колесо, гребной винт, ротор, воздушный винт, машущее крыло);

- взаимодействие с активной и реактивной струей (парус, реактивное сопло);

- взаимодействие с силовым полем, создающим тяготение или давление (уклон-спуск, компрессор, насос).

По типу двигателя также может быть проведена обширная классификация. Так, можно назвать двигатели транспортных аппаратов: механические, теплохимические, электрические, ядерные, солнечные.

К механическим и теплохимические относятся маховичные, гиревые, пружинные двигатели, двигатели внутреннего и внешнего сгорания, паровые машины и турбины, газотурбинные, реактивные, ракетные, гидрореактивные двигатели.

К электрическим, ядерным и солнечным относятся вращающиеся и линейные электродвигатели, электроракетные, (статические, термические, магнитные, ядерные и солнечные), паротурбинные, газотурбинные, электрические, электроракетные, ракетные, аннигиляционные двигатели.

В качестве энергоносителя, возобновляемого и невозобновляемого, подвижные единицы и коммуникации могут использовать нефтепродукты, ядерное топливо, химическую, электрическую энергию, уголь, энергию перепада давления воздуха ветра, потенциальную энергию гравитации уклона пути, водяного потока, пищу человека или животного и т.п.

Передача энергии неавтономным подвижным единицам подразумевает в основном электрическую энергию, поэтому подвижная единица должна иметь энергополучатели, которыми могут быть токоприемник (токосъемники), приемные индукторы, приемники лазерного излучения и т.д. Их тип определяется следующими способами передачи энергии: высокочастотным, электродуговым, индуктивным, скользящим или катящимся контактом, лазерным излучением.

Транспортные коммуникации – маршруты (трассы, трассы пути сообщения) перемещения подвижных единиц (с грузами, людьми) вместе с соответствующими устройствами – классифицируются по следующим признакам:

- по пунктам отправления-прибытия – порты, станции, позиции, вокзалы;

- по линейным сооружениям – путевая структура (среда, искусственные сооружения, дискретные элементы пути маршрута, трассы (указатели, бакены, маяки, наблюдательные и управляющие пункты, спутники связи и т.п.);

- по стабильности коммуникации – фиксированные и нефиксированные. Фиксированные состоят из путевой структуры с устройствами отпирания и направления автоблокировки, электроснабжения, искусственных сооружений, станций, вокзалов; они применяются для железнодорожного и автомобильного подвижного состава, речных судов, троллейбусов, грузов на конвейере, в трубах и т.п. Нефиксированные определяются государственными и международными документами, содержат порты и вокзалы; они имеют место у морского, воздушного, космического транспорта (конструкция коммуникаций зависит от автономности подвижного состава).

Анализ видов транспорта по данным признакам позволяет сделать заключение о рассматриваемом виде транспорта по аналогии с известным, использовать общий расчетный аппарат и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...