Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международный обмен информации




5. Информатизация (проектирование и разработка информационных систем и технологий; локальные, корпоративные, федеральные, региональные, местные информационные системы; формирование, развитие и использование информационных систем; коммуникационные технологии и связь);

СМИ. Телерадиовещание

7. Информационная безопасность (защита открытой информации, охрана государственной тайны, обеспечение защиты информации ограниченного доступа кроме государственной тайны, страхование информации, информационных ресурсов);

8. Управление в области информации и информатизации (программы и координация деятельности в области информатизации, стандартизация и сертификация в сфере информатизации и связи, лицензирование деятельности в области информатизации и связи, организация регистрации и учета информатизационных ресурсов, информационных систем, программной продукции, государственный контроль и надзор в области информатизации, связи, экспертиза в области информатизации, финансирование в области информатизации, подготовка, повышение квалификации кадров в области информатизации, обеспечение условий формирования информационного общества);

9. Информатизационная деятельность. Информационные отношения (формирование и использование информационных ресурсов, информационных систем для собственных потребностей субъекта, формирование и использование информационных ресурсов, информационных систем, информационно-коммуникационных систем для систем государственного и муниципального управления, формирование и использование федеральных информационных ресурсов, информационных систем, сетей, информационные отношения субъектов в процессе их деятельности). В данном блоке размещаются такие предметные области деятельности как: специализация организаций на информационной деятельности; деятельность по обеспечению информационных потребностей граждан, населения; информационное обеспечение местного самоуправления; деятельность по информационному обеспечению юридических лиц и общественных организаций; информационные услуги. Здесь же сосредоточены нормы по регулированию рынка информации и услуг; информационное обеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций;  информационное обеспечение выборов, референдумов; правопреемственность по информационным ресурсам, информационным системам при реорганизации органов власти и организаций; оформление договоров, соглашений, контрактов и иных правовых актов и т.д.;

10. Ответственность за правонарушения в области информации и информатизации (преступления, касающиеся информации и информатизации, преступления, касающиеся государственной тайны, компьютерные преступления; административно-правовые нарушения (проступки); дисциплинарные нарушения при работе с информацией; материальная ответственность).

 

   Информационное право как научная и учебная дисциплины

 

[9]Развитие доктрины информационного права имеет свою историю. Официально мысль о необходимости выделения такой отрасли права высказана А.Венгеровым еще в 1975г.. Она не всеми была поддержана и научная дисциплина развивалась в рамках компьютерного права, отдельных проблем информационного законодательства, правовой информатизации, правовой кибернетики. В настоящее время идея информационного права реализуется достаточно активно. Во многих странах существуют не только кафедры, но и институты информационного права, имеются публикации по данной проблеме за рубежом и в России (В.А.Копылов, М.А.Вус, Р.Сасскинд и др.). Однако пока нельзя сказать, что наукой охвачены все ключевые проблемы отрасли и они имеют достаточную научную информацию.

Примером может служить проблема права на информацию. Даже в специальных работах по правам человека этот вопрос далее общего комментария конституционной нормы в п. 4 ст. 29 Конституции не продвинут. В специальной программной работе коллектива авторов ИГП РАН «Права человека как фактор стратегии устойчивого развития», вышедшей в начале 2000г., места для специального рассмотрения проблемы права на информацию не нашлось. Упоминая о конституционных правах и свободах (слова, мысли, информации…) автор главы о политических правах рассматривает их как «побочные» и напрямую не связанные с проблемой устойчивого развития. В других разделах работы право на информацию затрагивается весьма косвенно.

В настоящее время активно идут процессы трансформации многих государственно-правовых институтов в связи с повышением социальной роли информации, развитием информационных технологий и глобальных сетей. Встают новые правовые проблемы, связанные с использованием глобальных информационно-коммуникативных систем в инфраструктуре экономики, политики и других социальных сферах. Потребность в специалистах по информатике стремительно нарастает. Даже в США отмечается их нехватка. Россия находится далеко не в первых рядах по инвестициям, занятости кадров в этом приоритетном направлении развития общества. Особенно остро стоит вопрос с подготовкой юристов, имеющих необходимую квалификацию по вопросам информации и информатизации, информатизационной безопасности.

За последние пять-семь лет сформирован большой массив российского законодательства и принято множество (несколько сотен) подзаконных актов, регламентирующих разные направления деятельности в информационной сфере. В настоящее время многие проблемы решаются с учетом процессов формирования информационного общества, но значительно больший объем социально-экономической сферы общественной и государственной жизни лишь стихийно воспринимает информационные инновации. Наиболее консервативной оказывается сфера деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Правовая подготовка и правовая культура даже такой информационной сферы, как СМИ оказывается достаточно низкой. Многие проекты законов и иных нормативных актов разрабатываются без участия юристов и имеют низкое качество. Учитывая эти обстоятельства, Концепция государственной информационной политики 1998г., одобренная Государственной Думой и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ, предусматривает формирование «информационного права». Очевидно, что Россия должна активно участвовать в формировании международных норм в названной области, и это предъявляет большие требования к специализации юристов.

Однако необходимость включения в систему правовых дисциплин специальной отрасли информационного права долго не воспринималась Министерством науки и технологии Российской Федерации в процессе формирования новой номенклатуры научных специальностей. Лишь на пороге включения этого министерства в состав Министерства промышленности, науки и технологий РФ принято решение о месте информационного права в структуре научных специальностей.

Отмеченные обстоятельства требуют внимания к определению места правовой проблематики в исследовании отношений и в подготовке соответствующих специалистов юридического профиля в сфере информации и информатизации. Важно учитывать, что проблемы информационного общества в наибольшей мере затрагивают социальную сферу отношений, гуманитарные аспекты и для права являются сложной межотраслевой сферой регулирования. Именно в связи с этим обострён вопрос о формировании самостоятельной комплексной отрасли «информационное право», аналогичной отрасли «экологическое право».

На основании приказа Миннауки №16-ЛК от 1 октября 2000 г. информационное право включено в систему правовых специальностей 12.00.00 и стало в ряд с административным, финансовым право под шифром 12.00.14.

 

[10]Информационное право – совокупность доктринных положений юридической науки, правовых норм РФ, образующих самостоятельный массив национального права, норм международного законодательства, а также состояние правового сознания субъектов права в области информационной деятельности и отношений, связанных с информационных ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условиях применения современных информационных технологий, направленных на обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государств и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушение установленных законодательством правил в области информации и информатизации.

Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» определено понятие информационной безопасности как состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В соответствии с предписаниями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информационной среды являются:

§ Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации

 

§ Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства

 

§ Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности.

 

§ Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах

 

§ Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствие с законодательством

 

§ Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения

[11]Можно выделить 3 направления правовой защиты объектов в информационной сфере:

I. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.

II. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личные тайны), а также информационных систем, информационных
технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

III. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации, права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

[12] Первое направление – изучение вопросов правового регулирования отношений в сфере охраняемой информации между субъектами гражданского права и совершенствование норм действующего законодательства. И в первую очередь следует уделить внимание вопросам определения собственником (обладателем) сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, доступа граждан и юридических лиц к охраняемой информации; установления и обеспечения режима правовой защиты информации.

Второе направление – обеспечение потребителям охраняемой информации реализации их прав в результате принятия собственником (обладателем) информации мер по её охране. Речь идёт о раскрытии особенности правосубъектности государства, правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц в сфере обращения служебной и коммерческой тайны.

Изучение обязательственных отношений между субъектами гражданского права в сфере обращения охраняемой информации должно определить роль и значение гражданско-правового договора, содержащего условия конфиденциальности.

Гражданско-правовые отношения между субъектами в сфере обращения охраняемой информации урегулированы отдельными нормами права и договорными обязательствами сторон, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Исследование форм, видов, оснований и условий в сфере обращения охраняемой информации и особенно разработка методики определения ущерба, причиняемого вследствие разглашения (утечки) охраняемой информации, важны не только в теоретическом, но и в практическом аспектах.

Третье направление должно быть посвящено вопросам защиты охраняемой информации. Имеется ввиду защита собственником охраняемой информации своих прав при осуществлении её пользователями (физическими и юридическими лицами) их прав и обязанностей. Здесь необходимы исследования деятельности федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, частных детективных и охранных предприятий, направленной на обеспечение и охрану прав граждан и юридических лиц в сфере охраняемой информации. При изучении мер государственного принуждения, применяемых для защиты указанных прав, требует особого внимания судебный порядок рассмотрения споров в сфере обращения охраняемой информации.

[13]Защита информации по всем 3 направлениям регулируется Конституцией РФ:

I. Защита от опасной информации:

Статья 29

5.Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 41

3.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 29

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушение порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Это клевета, оскорбление, заведомо ложная реклама, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...