III. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 По третьему направлению Конституция РФ защищает от угроз информационной безопасности следующие информационные права и свободы. Статья 29 4.Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, переводить и распространять информацию любым законным способом. Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Статья 29 1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Статья 44 1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Статья 29 Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Отдельные положения конституционных норм развиваются нормами Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов. 1.Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационных ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом… 2.Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению…
Статья 24. Защита права на доступ к информации. 1.Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору доставки, купли-продаже, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесённого ими ущерба. 2.Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей. 3.Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защита информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Защита информационных прав и свобод обеспечивается нормами института интеллектуальной собственности, института документированной информации, УК РФ, КоАП РСФСР, ГК РФ. Примеры норм УК РФ: клевета (ст.129), оскорбление (ст.130), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140), нарушение авторских и смежных прав (ст.146), нарушение изобретательских и патентных прав (ст.147), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст.148), разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155).
Примеры норм КоАП РСФСР: воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии (ст.401); распространение ложных сведений о кандидате (ст.403); нарушение прав члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя (ст.404); нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей (ст.405); нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации (ст.408), изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст.409). Примеры норм ГК РФ: компенсация морального вреда (ст.151), защита чести, достоинства и деловой репутации (ст.152).
[14]Информационную безопасность можно рассматривать как аспект или ракурс изучения и формирования системы информационного права, подготовки и совершенствования норм и нормативных актов этой отрасли. Используя материалы исследования в области информационной безопасности, законодатель и исследователь отрасли информационного права получают дополнительные возможности совершенствования средств и механизмов правовой защиты информационной безопасности в информационной сфере. Тем самым существенно повышаются качество и эффективность правового регулирования отношений в информационной сфере. В этой связи структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности как бы повторяет структуру самого информационного законодательства, акцентируя внимание на вопросах защищённости объектов правового регулирования, исходя из требований информационной безопасности. В итоге можно построить некоторую модель основных направлений защиты объектов информационной сферы и институтов информационного законодательства, с помощью нормативных предписаний которых решается проблема правового обеспечения защиты их информационной безопасности (см. рисунок на следующей странице).
[15]Характеристика правонарушений режима охраняемой информации включает в себя совокупность признаков: 1). Помогающих уяснить распространённость и структуру правонарушений, в которой они распределены в зависимости от вида тайны (государственная, служебная и коммерческая). 2). Определяющих сферы профессиональной деятельности исполнителей секретных (конфиденциальных) документов и работ, в которых наблюдается проявление правонарушений режима охраняемой информации. 3) Отражающих личностные особенности лиц, виновных в совершении правонарушений режима охраняемой информации. 4) Способствующих пониманию возникновения угроз для информационной безопасности, прочим правонарушений режима охраняемой информации и осуществлению предупредительной деятельности. Первая группа признаков служит информационной базой для оценки степени актуальности борьбы с правонарушениями режима охраняемой информации, для определения основных направлений этой деятельности, для достижения наиболее оптимального результата использования сил и средств профилактического воздействия. Вторая группа признаков показывает ту среду, своего рода «жизненное пространство», в рамках и при наличии которой правонарушения режима охраняемой информации могут существовать, а при определённых условиях и обеспечивать собственное «воспроизводство». Исследование данных признаков имеет значение для реализации практических действий по нейтрализации и искоренению правонарушений, в том числе и преступлений, посягающих на сохранность государственной, служебной, коммерческой и других видов тайн. Третья группа признаков основана на наличии неразрывной связи между деянием и исполнителем. Она позволяет при решении задач борьбы с правонарушениями в сфере обращения информации с ограниченным доступом изучить особенности проявления этих нарушений, обусловленные особенностями личности тех, кто совершает такого рода правонарушения, и учитывать их в профилактической деятельности.
Четвёртая группа признаков отражает социальные явления и процессы, обуславливающие правонарушения в сфере обращения информации с ограниченным доступом, показывает единство объективных и субъективных элементов в характеристике правонарушений режима охраняемой информации и убеждает в необходимости учитывать подобные данные в законотворческой и предупредительной деятельности.
[16]Существенное значение для раскрытия характеристики правонарушений режима охраняемой информации имеет выявление возможных каналов утечки информации. Исследования показывают, что нарушения указанного режима выражаются прежде всего в фактическом невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, закреплённых нормами законодательства и договорными обязательствами сторон. В системе борьбы с нарушениями норм обеспечения информационной безопасности могут быть включены следующие элементы: § Определённые действия либо бездействие лиц, нарушающих правила обращения с секретной (конфиденциальной) информацией (субъекты) § Объекты посягательства, на которые направлены действия либо бездействие любых лиц, не исключая собственников (обладателей) охраняемой информации § Причины и обстоятельства, способствующие нарушениям режима охраняемой информации, ведущие к образованию внутренних и внешних угроз информационной безопасности § Меры предупреждения нарушений режима охраняемой информации § Обеспечение законности в сфере действия режима охраняемой информации
Единственным собственником информации, составляющей государственную тайну, является государство. Содержание и объём сведений, составляющих служебную тайну, порядок их защиты определяется государственными и муниципальными органами управления. Информация, составляющая коммерческую тайну, определяется субъектом предпринимательской деятельности и представляет для него действительную или юридическую коммерческую ценность; доступ к такой информационных ограничивается и принимаются меры по охране её конфиденциальности. Правовое регулирование информационной безопасности формируется на базе информационных правоотношений, охватывающих все направления деятельности субъектов информационной сферы. Они охватывают все области информационной сферы, всех субъектов и объектов правоотношений. Проблемы правового регулирования, обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере характеризуются значительной актуальностью. Российское государство находится в начальной стадии формирования высокоорганизованной и жизнеспособной среды, которая включает в себя и совокупность материальных благ, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства, и связанных с их созданием, использований и защитой общественных отношений.
Таким образом, информационное право – это достаточно молодая отрасль права, возникшая в условиях информатизации общества. Оно всё ещё нуждается в доработке и усовершенствовании, согласовании различных законов и актов между собой, а также согласования систем информационного права различных стран между собой.
Литература: вестник Московского университета «Право», №4 2000 г.; журнал «Государство и право», №2 2001 г.; ОБЖ №5 2002 г.; Копылов В.А. «Информационное право». [1] ОБЖ [2] Журнал «Государство и право» [3] Журнал «Государство и право»
[4] Журнал «Государство и право»
[5] Журнал «Государство и право»
[6] Журнал «Государство и право»
[7] Журнал «Государство и право»
[8] Журнал «Государство и право»
[9] Журнал «Государство и право»
[10] «Информационное право» [11] «Информационное право» [12] «Право» [13] «Информационное право» [14] «Информационное право»
[15] «Право» [16] «Право»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|