Профессиограмма педагога профессионального образования.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Общие сведения о профессиограмме: педагог профессионального образования может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитательное и профессиональное обучение обучаемых, передавая их знания и социальный опыт. 2. Обязанности педагога профессионального образования: - осуществлять политехническую, общетрудовую профессиональную подготовку учащихся; - формировать у учащихся способность к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию; - обеспечивать профессиональную ориентированность учащихся; - воспитывать у учащихся личную ответственность за результаты своего и общего труда. 3. Работа, выполняемая педагогом профессионального образования: - преподавание учебных предметов в образовательном учреждении, соответствующих его специальности; - разработка содержательных и методических основ преподаваемых предметов; - анализ учебно-программной документации по учебному предмету; 4. Требования профессии к личности педагога профессионального образования: Предметом труда инженера- педагога являются люди (“человек-человек”), группы, коллективы, поэтому личности инженера-педагога присущи: - высокие моральные качества, целеустремленность; - высокое профессиональное мастерство- любовь к своей профессии; - профессионально- педагогическая направленность включающая интерес и любовь к детям; - технические способности стремление работать с инструментами; - познавательная направленность и способность к самосовершенствованию; интеллектуальная активность, чувство нового; - высокая подвижность нервных процессов (быстрое переключение с одного вида работы на другой);
- психическая устойчивость; адаптивность, эмоциональная стабильность; - адекватная самооценка, способность к эмпатии, искренность, общительность, эмоциональность и пластичность поведения.
5. Требования к знаниям педагога профессионального образования: 1) знает: - виды конструкторской документации; - основные сведения о технологическом оборудовании; - основы электротехники; - основные свойства металлов; - основы маркетинга и менеджмента; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности; - меры по поддержанию чистоты экологической среды; - основы трудового законодательства; 2) владеет: - системой знаний о сфере образования; - о человеке как субъекте образовательного процесса; - о закономерностях психического развития; - о законах общения и способах управления индивидом и группой.
6. Требуемые умения и навыки: 1. Перцептивные (“перцепция”- с лат. восприятие отражение действительности органами чувств) - умения адекватного восприятия и понимания психологии ребенка (ученика); 2. Дидактические - способность планировать учебный процесс; 3. Конструктивные - способность проектирования и формирования личности воспитанника. 4. Коммуникативные - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями коллегами; доброжелательность; 5. Организаторские - иметь способности к организации индивидуальной и групповой деятельности; 6. Экспрессивные (функциональные - с лат. выражение, выразительность)- способность к внешнему выражению мыслей, знаний, убеждений посредством речи, мимики, пантомимики; 7. Академические - способность к познавательной деятельности, к научной деятельности; 8. Технико-технологические: - владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации; - владеет навыками одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки;
-владеет навыками конструирования деталей, узлов и механизмов, проекционного черчения, использования вычислительной техники. Противопоказания к профессии: равнодушное отношение к детям, безнравственность, лживость, эгоистичность, безответственность, неумение сдерживать раздражение, отсутствие собранности, инициативы, находчивости, наличие некоторых признаков психических заболеваний, дефекты речи, хронические заболевания органов зрения и слуха.
Тема: Культура и техника труда студента в вузе. Студент как субъект учебной деятельности.
Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятыми, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется: - профессиональной направленностью; - сформированностью отношения к будущей профессии. Заслуга постановки проблемы студенчества принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева. В исследованиях Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, (В.А. Сластенина – педаг.) накоплен большой материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (декватно – неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе. Чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе. Студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта. Учебные задания вуза всегда одновременно направлены на: - понимание, - осмысление, - запоминание, - структурирование в памяти усваиваемого материала, - сохранение, - актуализация усваиваемого материала.
Такая постановка вопроса находит отражение в учебниках и учебном процессе вуза. Учебная деятельность определяется мотивами. Существуют два типа мотивов: - мотивация достижения, - познавательная мотивация. Основа учебно – познавательной деятельности: познавательная мотивация (соответствует самой природе мыслительной деятельности человека). Во время обучения в вузе формируется основа профессиональной деятельности. Средства профессиональной деятельности: усвоенные в обучении знания, умения, навыки. Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии. Существенным показателем студента является его умение выполнять все виды и формы учебной деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют: - слушать и записывать лекции; - конспектировать литературу; - не умеют выступать перед аудиторией; - вести спор; - давать аналитическую оценку проблем.
37,5 % студентов – стремятся хорошо учиться, 53,6 % студентов – не всегда стараются, 8 % студентов – не стремится хорошо учиться (но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2 % случается, что учеба не идет хорошо). Основная психолого-педагогическая задача в процессе обучения в вузе – формирование студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает наличие умений: - планировать и - организовывать свою деятельность. Лекции НОТ студента Основа - педагогическая система немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841) Философские воззрения Гербарта - идеалист – метафизик: мир состоит из множества вечных сущностей – реалов, которые недоступны познанию человека; сущность бытия – неизменна; отрицательное отношение к идеям французско й революции; путь к идеальному обществу лежит через воспитание, основанное на общих (внеклассовых) нравственных идеях; «правильно воспитанный человек не будет вступать с окружающими в конфликт»; разрабатывал идею широкого общего образования, идею воспитывающего обучения.
Душа – простая и неразрушимая реальность; - сложное целое, состоящее из: - ощущений, - чувств, - идей, - желаний, все это может зародиться в душе лишь под влиянием воздействия со стороны других реальностей.
Неразрушимая реальность – душа входит в соприкосновение с другими реальностями, которые стараются проникнуть в ее существо и ослабить его. Душа сопротивляется таким вторжениям. Эти сопротивления мы и испытываем как ощущения, идеи, чувства и стремления. Сопротивления души – состояния сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|