Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Что значит «уметь учиться» 12 глава




щ ставление о взрослости.

> При комплектовании классов дифференцированного обучения, [ к которому обычно привлекается психолог, необходимо помнить о

том, что интеллектуальное развитие происходит в разном темпе. Есть дети, которые достигают высокого уровня интеллектуального развития достаточно быстро и рано. Есть и такие, темп развития которых замедлен, совершенствование интеллекта происходит путем постепенного накопления, результаты можно часто наблюдать лишь отсрочен-но, но они часто превышают результаты тех, кто развивался быстрее (Лейтес Н. С).

Существенное значение в таком «внезапном пробуждении» интеллекта играет мотивация, формирование в юношеском возрасте готовности к самоопределению. Однако если такой школьник уже со среднего возраста попадет в классы, ориентированные на краткосрочную образовательную перспективу, возможности для такого рывка у него сильно сокращаются.

I Психолог может помочь педагогам в развитии мотивации учения, обратив внимание на возрастные и индивидуальные особенности школьников,

' способствующие и препятствующие формированию адекватной мотивации, среди которых существенное значение имеет общение с учителем как человеком, заинтересованным и в предмете, и лично в школьнике.

414 ________________________________ Часть II. Детская практическая пс ихрЛог

Подростки довольно много говорят о будущем, но реально их у ная мотивация продолжает во многом определяться непосредствен ными потребностями и стремлениями. 1,5-2 года для 11-13-летнму школьников — очень длительный период жизни. Окончание IX класса, несмотря на частые обсуждения этой проблемы, выглядит как нечто весьма далекое.

Поэтому развитие мотивации учения важно проводить через актуальные потребности подростка. Центральное место в мотивации учения в средних классах занимает мотив самоутверждения, на нее влияют и особенности самооценки подростка — ее неустойчивость, смена критериев и т. п.

Современные представления характеризуются стремлением охватить, «задействовать» как можно более широкий круг мотивов — познавательные, компетентности, общения с учителем и сверстниками и уважения с их стороны, мотивации достижения, личной ответственности и личностной причинности (атрибутивные) и др.

Это открывает возможности развивать мотивацию учения и общую познавательную мотивацию через укрепление самооценки школьника, развитие произвольности поведения, стратегии преодоления трудностей. Нередко интересы подростков быстро гаснут потому, что в увлекшей его области школьник испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он поэтому быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Таким образом, эффективность коррекционной и развивающей работы в этой сфере во многом зависит от того, насколько она позволяет реализовать и способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в общении и самоутверждении, от того, насколько она включена в широкий контекст общего личностного развития подростка.

В средних классах школы хорошо зарекомендовали себя специальные психологические приемы и способы формирования мотивации, предназначенные для проведения педагогами и органически включаемые в учебный процесс (Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1990; Хамблин Д., 1986), овладеть которыми педагог может с помощью психолога.

Эффективными являются также собственно психологические тренинги учебной мотивации, проводимые психологом и подкрепляемые

огнов ные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте 415

соответствующей работой учителей в классе (Маркова А. К. и др., j990; Хекхаузен X., 1986).

L результативность тренингов не ограничивается только тренируемой областью. Как правило, подростки становятся более уверенными в себе, научаются ставить перед собой более реальные цели и находить руги их достижения. Однако все это происходит лишь при условии, если в их повседневной жизни, прежде всего учебе, созданы условия, дозволяющие реализовывать и тренировать укрепляющие выработанные на тренингах навыки и умения.

§ 5. Развитие интересов

Период 11-12 лет характеризуется как этап возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов.

Приведем результаты сравнительно недавнего экспериментального исследования, свидетельствующего, что подростки «отличаются высокой любознательностью, которая и по своему содержанию, и по интенсивности носит "взрывной" характер. Резко расширяются рамки любознательности, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пре-

I делы настоящего времени (вопросы, обращенные в прошлое и будущее), за пределы нашей планеты и нашего познания мира. Подростков волнуют проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и остросоциальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл... В этот период наблюдается своеобразный "пик любознательности", исследовательская активность в форме вопросов максимальна по объему, широте и глубине но сравнению с младшими школьниками и старшими

| подростками» (Развитие творческой активности школьников, 1991, с. 27).

Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих Проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие связи их со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

f Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся Интерес школьника к миру за пределами школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для «подпитки» Чувства взрослости. Недаром именно 11-12-летние дети часто очень эффективно относятся, можно даже сказать аффективно отрицают Требование взрослых считать, что «их главная деятельность — учеба».

Часть II. Детская практическая пси хол

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебньш. лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки шкодь ной программы (Дубровина И. В., 1991). Вместе с тем эти интереСь еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще достаточно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Спецификой интересов в 10-14-летнем возрасте является то, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками-общие интересы дают повод, содержание, средства общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании или является знаком принадлежности к ней (например, фанатичное увлечение какой-либо рок- или панк-группой, увлечение ездой на мотоцикле или направлением моды).

С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие возникшей в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.

Управлять модой на интересы очень сложно, но обращ-.о на нее внимание и при необходимости вмешиваться психологу необходимо. Нередки случаи, когда подобная мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение человека. Помочь этому, если увлечение носит позитивный характер для развития, или вовремя воспрепятствовать в противоположном случае — существенная задача и психолога, и педагога.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает для подростка сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрасте, но наиболее часто в 11-12 лет. «Сверхценными» могут стать

 

£унр вные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте 417

л ситуативные, и достаточно устойчивые желания, по сути, любые мотиву и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно Быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрели характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные «фаны» спортивных клубов, музыкантов и т. п. |> Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой нате или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростка, с потребностью в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

\ Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям явление полного отсутствия интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.

f Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию, по анализу того, что увлекает подростка и что оставляет его безразличным, во многом можно судить

■развитии его личности. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов кроются часто в таких особенностях школьного и семейно-Yo воспитания, как отсутствие каких-либо ярких интересов у окружающих подростка взрослых, или их чрезмерная активность в развитии интереса школьника. Влияют на это также социальные условия: отсутствие условий для их возникновения и удовлетворения (отсутствие -Кружков, книг в библиотеках секций) или высокая, не доступная семье

(ЛИкольника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу

В>т усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют

Основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти

|й1кольники нуждаются в особом внимании и педагогов, и психолога.

14 Зак. 746

Часть II. Детская практическая пс ихОАо

"

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется прежл всего общей атмосферой школы, увлеченностью педагогов собствен ным предметом и наличием у них более широких интересов, желаци ем передать это ученикам, тем, что в школе ценятся и поддерживаю увлечения школьников. Стремясь к развитию интересов школьника психолог должен способствовать созданию такой атмосферы, работая прежде всего с педагогами. В средних классах хорошо работают также психологические кружки, где дети знакомятся с начальными знаниями по психологии.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л. С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л. С, т. 4, с. 6).

Итак, основное внимание в работе с учащимися среднего подросткового возраста психологу следует уделить развитию самосознания подростка — формированию чувства собственного достоинства и уверенности в себе, укреплению чувства взрослости, а также формированию интересов и мотивации учения.

Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте

Задачи развития

Начало старшего подросткового возраста, 13 лет, — начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются «детские» черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении младшего и среднего подросткового возраста.

Основные задачи в старшем подростковом возрасте состоят в развитии:

♦ умения оперировать гипотезами, переходить от частного к общему и, наоборот, строить умозаключения, делать на их основе выводы;

♦ рефлексии как интеллектуальной (умение делать предметом анализа собственную мысль, анализировать собственные способы

ргнов ные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 419

умственной деятельности), так и личностной (умение размышлять о своих личностных качествах, делать предметом анализа собственное «Я»); + воли, умения ставить перед собой цели и достигать их;

В * мотивационной сферы, способов регуляции поведения, эмоцио-, нальных состояний;

I * воображения;

В» умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

щ* умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

Е» позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

§ 2. Развитие общения со сверстниками

Отрочество — период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка.

И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и раньше, сейчас эта потребность приобретает новое качество — и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка — в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Стремление к общению со сверстниками становится особенно интенсивным и оказывает наибольшее влияние на развитие личности подростка в 12-13-летнем возрасте.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.

| Вот как описывает это рок-музыкант Ди Снайдер (он называет такую

■ Подростковую группу— «стаей»): «Присоединившись к стае, ты— но и лишь на время — как бы получаешь "удостоверение личности": теперь

■ Всем остальным понятно, чего от тебя ждать. Чтобы влиться в стаю, f ты принимаешь ее стиль одежды, манеры, взгляды. "Присоединив-| шись", ты обретаешь и определенную степень безопасности, окружа-I ющие теперь точно знают, как тебя воспринимать, потому что на тебя I распространяются общегрупповые признаки. Я отчаянно стремился

420 _____________________________ Часть II. Детская практическая пс ихол

"присоединиться", потому что тогда я еще не понимал, кто и (или) что я есть на самом деле. Мне очень хотелось, чтобы меня куда-нибудь приняли, потому что тогда мнение других значило для меня куда больше, чем мое собственное» (Снайдср Д., 1995, с. 31-32).

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки к тем, кто им не нравится, они «очень жестоки по отношению к тем, кто отличается выбивается из их среды. Они еще не знают, кто они есть на самом деле и чувствуют опасность со стороны тех, кто не хочет приспосабливаться. И поскольку они еще не обрели той уверенности, что приходит с осознанием своего "Я", они стремятся сбиться в стадо... Подростки-нонконформисты могут заслужить некое смешанное с недоброжелательством уважение, но они же обычно становятся мишенью для насмешек» (Снайдер Д., 1995, с. 18).

Группа создает особое чувство — «чувство мы». Деление на «мы» — сверстники, члены одной группы, и «они» — взрослые или ровесники, но члены другой группы — имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника.

Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке (Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова обозначили его как «принцип товарищества»). В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников.

Стихийно складывающиеся нормы, непосредственно отражающиеся в поведении подростков, доставляют много проблем взрослым, в том числе и школьному психологу. В задачи его работы входит диагностика причин нарушений поведения, за которыми в подростковом возрасте нередко скрывается именно действие указанных норм, а также разъяснение механизма действия этих норм окружающим подростка взрослым- Входе бесед психолога с подростками также плодотворным является обсуждение таких норм: анализ их действенности, причин привлекательности и т. п.

Именно в группе сверстников подросток устанавливает равные с другими ее членами отношения, характерные для взаимоотношении

Осн овные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 421

рзрослых, усваивает основные нормы и ценности, учится преодолевать конфликты, находить среди сверстников свое место и т. п. Другими словами, в этот период группа сверстников становится важнейшим агентом социализации.

» Поэтому большое значение имеет формирование коллектива класса, создание условий для того, чтобы именно эта группа стала для подростка одной из наиболее значимых. Конечно, формирование таких коллективов — работа педагога, однако и психологу следует уделить этому внимание. Это включает как работу с педагогами по раскрытию для них психологических особенностей группы как коллектива. При этом важно подчеркнуть различие между коллективом как группой высокого уровня развития и распространенными в последнее время группами-командами. Для команды основное — достижение конкретных (производственных, спортивных, учебных и т. п.) целей, и задач ■ межличностные отношения подчинены выполнению этой задачи. Коллектив предполагает гармоничное сочетание целей и содержания деятельности и эмоционально теплых, дружеских и вместе с тем требовательных отношений между его членами. Цели деятельности коллектива определяются его ценностями и, как правило, являются социально значимыми. Однако основное для коллектива — реализация Возможностей развития каждого его члена.

К Работа с подростками связана с развитием средств общения, пониманием другого человека, созданием эмоционально благоприятной атмосферы в группе и т. п.

I Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в стихийную группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым как все, выглядеть как все |&ля подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать как все. Причем если для младших детей такой одеждой ■иогла быть и форма какой-нибудь общественной организации, то в 13-14 лет все большее значение приобретает обладание какой-либо Неформальной, но общей для всех одеждой (все носят ботинки определенного типа, или головные платки, или джинсы определенного фасона).

f Для других — это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует.

Исследовательские данные свидетельствуют, что влияние группы На подростка тем больше, чем неблагополучнее (в самом широком.Смысле) его взаимоотношения с родителями, семейная ситуация, чем

422 Часть II. Детская практическая психолог

более узок и беден мир его увлечений, чем более он неуверен в сей (Божович Л. И., 1968; Развитие личности ребенка, 1987, и др.).

Именно поэтому наибольшее влияние группировок на своих членов на блюдается у подростков-делинквентов, т. е. подростков, проявляющие склонность к мелким правонарушениям, провинностям, проступкам, нр носящим еще криминального характера.

Однако и чрезмерная автономия подростков от сверстников не является положительным показателем. Как уже отмечалось, школьники в 12-14-летнем возрасте, ориентированные преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто имеют личностные проблемы, испытывают трудности в общении.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста — проблема отверженности а в наиболее крайних формах — случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников. Подобное одиночество часто скрывается за фанатичным увлечением индивидуальной игрой в видео- или компьютерные игры, когда общение с умной машиной становится как бы заменителем общения с друзьями.

Причины отверженности очень индивидуальны и многообразны. Рассмотрим их подробнее, поскольку, как уже отмечалось, полноценное общение со сверстниками является одним из центральных факторов развития в этот возрастной период.

Исследователи выделяют три основных группы причин отверженности в подростковом возрасте.

1. Характеристики «отверженного» подростка. К этой группе относятся такие личностные качества подростка, препятствующие нормальному общению, — лживость, агрессивность, трусость, нежелание помогать товарищам, измена товарищу и группе, нарушение слова, отказ в помощи, эгоизм, жадность.

Существенную роль играют особенности отношения подростка к себе — завышенная самооценка и уровень притязаний, усиленное стремление к лидерству, с одной стороны, и низкая самооценка, неуверенность в себе, — с другой. И те и другие не могут установить столь ценимых в этом возрасте равноправных отношений. Первые стремятся подчинить себе сверстников, что вызывает их активный протест. Вторые, как правило, отличаются робостью, неуверенностью, неумением контактировать с другими. Следует отметить, что такие характеристики являются и причиной, и следствием плохого положения в группе.

.осн овные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 423

л Ухудшает положение подростка в группе также отсутствие у него интересов, специальных способностей, его низкая «информативная ценность» (Я. Л. Коломинский), лишающая общение содержательной основы. Практика показывает, что в этом случае улучшить положение ПОДРостка среди сверстников можно без специальной психологической работы — с помощью развития у него умений и интересов, ценимых сверстниками, делающих его интересным для них., Как правило, в этот период успеваемость подростка не оказывает существенного влияния на его положение среди сверстников. Не обнаруживается зависимости и между уровнем интеллектуального развития школьника и его положением среди одноклассников. Вместе с feu, крайние варианты — низкий и очень высокий интеллект — могут послужить причиной отверженности (Раттер М., 1987)., Важную роль играет также соответствие ценностей, интересов и норм подростка тем, которые приняты в группе. Это следует иметь в виду, работая с «отверженными» подростками. Далеко не всегда такая отверженность характеризует неблагоприятные тенденции в его лич-иостном развитии. Интересны в этой связи данные по одаренным детям, которые, нередко оказываются в положении отверженных. Яркая индивидуальность, непохожесть этих детей на других становится барьером, отделяющим их от ровесников, которые изгоняют из своих ря-Эюв сверстников, навешивая обидные ярлыки. Поэтому творческие дети Часто оказываются в положении «неодобряемых» и «нежелательных» (Акимова М. К., Козлова В. Т., 1991).

1 В тех случаях, когда ценности и интересы подростка являются социально значимыми, важно проанализировать, есть ли у подростка Другая группа, членство в которой для него значимо и в которой он занимает удовлетворяющее его положение. Такой группой может быть, «например, спортивная секция или клуб, кружок, студия. [" Отверженность может быть связана также с низким уровнем развития коммуникативных навыков — неумением общаться, преодолевать трудности в общении, оказывать помощь и поддержку в адекватных формах, вести разговор и т. п. Эффективным в этих случаях является проведение психологических тренингов по развитию навыков общения.

Кроме того, причиной отверженности могут быть внешность и поведение подростка, не соответствующие тем, которые приняты в группе.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что в принятии или отвержении Подростка ровесниками ярко проявляется так называемый «эффект ореола». Напомним, что так называется влияние общего впечатления

 

 

424 ________________________________ Часть II. Детская практическая пси холг

человека или какой-то его необычной характеристики на восприя тие и оценку всех остальных его свойств. Если целостное впечатлени производимое подростком на сверстников, — положительное, то отри цательные качества его, даже если они выражены достаточно выпукло, как правило, не замечаются или им придается значение «мелких недостатков». И, напротив, при негативной оценке такие черты становятся определяющими и служат обоснованием отвержения школьника. Поэтому психолог должен уделять этой целостной характеристике личности и поведения особое внимание.

2. Отношение к подростку со стороны педагогов. Исследования свидетельствуют, что, вопреки распространенной точке зрения, отношение педагогов на всем протяжении подросткового периода оказывает существенное влияние на отношения между учащимися. Негативную роль здесь может играть как чрезмерно позитивная оценка педагога, «захваливание ученика», постоянное подчеркивание его достоинств по сравнению с остальными, так и равнодушие учителя, когда он как бы «не замечает» школьника. Отметим, что активное неприятие подростка педагогом, в отличие от младшего школьного возраста, заметного влияния на отношение подростка со сверстниками обычно не имеет.

3. Особенности группы сверстников. Существует связь между уровнем развития группы и ее межличностной структурой: чем выше уровень развития группы, тем сложней и многообразней в ней характер связи между ее членами и тем меньше в ней «абсолютных звезд» и «отверженных» (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, Дж. Морено). Исследования, проводимые в нашей стране, показали, что в группах высокого уровня развития — коллективах, как правило, не бывает изолированных, отверженных членов (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский).

Важно подчеркнуть, что, как отмечал еще основатель социометрической теории Дж. Морено (1953), неблагополучное положение в группе опасно как для самого «отверженного», так и для группы.

Для анализа дружеского или товарищеского отношения между дву-мя-тремя подростками эффективной показала себя схема, предложенная С. Р. Эшером (1996). Здесь выделяется шесть основных проблемных зон, содержание которых формулируется в виде вопросов, которые как бы «задает» себе ребенок и подросток относительно сверстника и, отвечая, решает, может тот стать его близким товарищем или другом (табл. 4).

/ун овные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 425

Таблица 4 Характеристики «принимаемых» и «отвергаемых» сверстниками детей

(по С. Р. Эшер, Г. А. Вильяме. 1996)

 

Проблемная зона Категории детей
«Принимаемые» сверстниками «Отвергаемые» сверстниками
[Ине весело ыц этим сверстником? Чувство юмора. Находчивость, изобретательность/Умелость. Умение участвовать/Готовность включиться. Способность к сотрудничеству Агрессивность/Подлость. Склонный разрушать. Любящий распоряжаться, командовать/ Доминирующий. Склонный к уходу, избеганию/Полный страха, ждущий несчастья. Низкие когнитивные умения
Заслуживает ли этот сверстник доверия? Надежность. Честность. Верность Агрессивность/Подлость. Нечестность. Не оправдывающий доверия, могущий подвести
Влияем ли мы друг на друга 'так, как нравится мне'? Способность к сотрудничеству. Отзывчивость Агрессивность/Подлость. Любящий распоряжаться, командовать/Доминирующий. Невосприимчивость/ Ригидность
Этот сверстник способствует моим целям и не разрушает их? Способность к сотрудничеству. Полезный Склонный разрушать. Импульсивный
Когда я с этим сверстником, I я думаю о себе хорошо? Поддержка/Доброта. Отзывчивость. Нравится мне Склонный оскорблять/ Унижающий. Неотзывчивый. Не нравится мне
: Этот сверстник похож на меня? Общие ценности и интересы. Уважение норм, принятых среди ровесников. Тот же пол, раса, возраст Отличающиеся ценности и интересы. Нонконформизм по отношению к нормам, принятым в группе сверстников. Высокомерность. Ставит в невыгодное положение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...