Судебно-психологическая экспертиза
Как и любая иная, судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом на основе специальных познаний, в данном случае - в области психологии, с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу. Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека. Любые психологические исследования в рамках СПЭ состоят из следующих этапов: изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета экспертизы; постановка задач исследовательского характера; отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами; непосредственное проведение исследования: психологический анализ материалов уголовного дела; наблюдение за подэкспертным; беседы с подэкспертным; применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного; анализ и обработка полученной информации; работа со специальной литературой; составление заключения эксперта. Основные методы, применяемые при судебно-психологическом исследовании, следующие: · метод психологического анализа материалов уголовного дела; · анамнестический (биографический) метод; · методы наблюдения и естественного эксперимента; · инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности. Эти методы требуют владения экспертом современными приемами регистрации поведения субъекта, его эмоциональных реакций, особенностей мышления и т. п. в конфликтной ситуации следственного общения, а также навыками анализа феноменологии индивидуального поведения.
К инструментальным методам изучения индивидуально-психологических особенностей прежде всего относятся различные варианты метода эксперимента, а также разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники. Эта группа методов имеет исключительно важное значение для установления уровня, структуры, степени постоянства-изменчивости отдельных психических особенностей человека. Однако в условиях судебно-психологической экспертизы в материалах, получаемых с их помощью, неизбежны искажения, являющиеся специфическими «артефактами» психологического изучения личности человека. Они требуют специального изучения и учета на всех этапах экспертного исследования. От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет к ответу на стоящий перед экспертом вопрос непосредственно. Совместное применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов должно быть во всех случаях направлено как на взаимное дополнение получаемых данных, так и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим, во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования, психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений. Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.
Одним из методологических принципов организации и проведения СПЭ является метод реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей, динамики этих процессов. Используемые методы специалистами судебно-психологической экспертизы при изучении личности осужденных зависят от запроса суда или следователя. Рассмотрим некоторые из них: . Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Квалификационная оценка эмоциональных состояний подследственного зависит в значительной степени от объема информации о личности и поведении субъекта преступления. К сожалению, в процессе следственных действий следователи редко фиксируют свое внимание на особенностях самочувствия, настроения подследственного перед случившимся. В процессе допроса подследственного следователю необходимо выяснить: его соматическое состояние накануне деликта; особенности его личности; особенности и динамику взаимоотношений с жертвой.) . Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы. Данный вид экспертизы, как правило, назначается в период предварительного следствия в случаях, когда преступление совершено неформальной группой асоциальной и криминальной направленности. При анализе преступной группы необходимо учитывать следующие факторы: причины объединения в данную группу или цель группового взаимодействия; особенности внутриличностного взаимодействия: специфика личностных контактов в группе, специфику конфликтов, ролевые функции членов группы. При психологическом анализе организованной преступной группы необходимо определить степень ее антиобщественной направленности, цели и мотивы, а также специфику эмоциональных связей между членами группы. При анализе эмоциональных связей необходимо тщательно изучить индивидуально-психологические характеристики каждого члена группы. Причем важно выявить как лидерские позиции среди подозреваемых, так и позиции конформистов, которые обязательно присутствуют в любой преступной группе.
. Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий. Практические работники правоохранительной системы по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший правонарушение, проявляет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям. При назначении судебно-психологической экспертизы на предмет осознания подростками своих действий и умения руководить ими следователь, анализируя материалы уголовного дела, должен обратить внимание на следующие моменты: цель совершенного преступления; соотношение цели и средств ее достижения; определенность и стойкость цели; соответствие способов достижения цели личностным характеристикам подследственного. . Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей участников преступления. Наиболее часто этот вид экспертизы используется в случаях, когда перед следователем или судом возникает вопрос о личностных особенностях участника преступления и их влиянии на его поведение в изучаемых ситуациях. . Посмертная судебно-психологическая экспертиза. Посмертная психологическая экспертиза может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство, или наоборот, о самоубийстве, замаскированном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая. При всем разнообразии условий, при которых возникает необходимость в посмертной психологической экспертизе, объектом ее всегда является погибший человек, и эксперты решают одни и те же задачи: исследование личности, индивидуально-психологических особенностей погибшего; исследование психического состояния погибшего, в котором он находился в период, предшествовавший смерти; решение вопроса о том, являлось ли оно предрасполагающим к самоубийству; исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.
Относительно развития подэкспертного в детстве экспертам-психологам важно собрать следующие данные следующее: возраст матери на момент рождения подэкспертного; была ли беременность желанной, запланированной; течение беременности, роды, осложнения; не было ли задержек в раннем развитии, начале ходьбы, речи; особенности поведения, возбудимость, плаксивость, пассивность, частые истерики, ночные страхи, сомнамбулизм (снохождение), ночной энурез (недержание мочи), заикание и т. п.; кем воспитывался в детстве, особенности воспитания; не было ли длительных разлук с матерью; черты характера родителей, их стиль воспитания; не было ли утраты родителей, в каком возрасте, по какой причине; посещал ли детские дошкольные учреждения, отзывы воспитателей; возраст начала учебы в школе; успеваемость и ее динамика, отзывы педагогов; особенности пубертатного возраста, изменения в характере, не было ли побегов из дома, прогулов занятий, фактов курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего секса и т. п.; круг друзей, приятелей, групповые нормы общения, кумиры и идеалы подростка; отношение к будущему, профориентация, характер планов, намерений, их самостоятельность, реалистичность, устойчивость; отношение к воинской службе. Кроме того, с помощью метода наблюдения определить внешний вид; манеру держаться; присущее выражение лица другие особенности невербального поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|