Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Порядок учета расчетов по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Самым главным законодательным актом является Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей: первая из которых общая, а вторая специальная (особенная). Налоговый Кодекс – универсальный законодательный акт, содержащий в себе все нормы и правила, необходимые к соблюдению в процессе реализации налоговых отношений (виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений). Таблица 1 Перечень нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ
Первый уровень – законодательный – устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта. Документами данного уровня являются кодексы РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта. Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ является основным документом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность. К первому уровню также относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности и определяет юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учёта, определяет ответственность за организацию учётной работы. Законом определяются объекты бухгалтерского учёта, обозначены задачи бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте.1
В Федеральном Законе изложены требования к ведению бухгалтерского учёта, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учёта, оценке имущества и обязательств, к порядку проведения инвентаризации, к составлению бухгалтерской отчётности, определены состав, правила оценки статей бухгалтерской отчётности, порядок её представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчётности и порядок хранения документов бухгалтерского учёта. Второй уровень – нормативный – регулирует общие принципы организации и ведения бухгалтерского учёта, правила и порядок учёта отдельных объектов бухгалтерского учёта. Нормативную базу данного уровня составляют положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждённые Минфином РФ. Учётные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте и рассматривают отдельные методологические вопросы учёта конкретных операций. Третий уровень – методический – объединяет нормативные документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой. Четвёртый уровень – локальный (учётный) – определяет выбор форм и методов ведения учёта исходя из специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Четвёртый уровень регулирования включает в себя внутренние рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые разрабатываются в развитие нормативных актов перечисленных уровней. Например, приказ об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта; концепция ценообразования; положение о документообороте; коллективный договор; положение о премировании; нормативно – справочная, распорядительная документация. Начисление налогов и их уплата отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для более удобного учета счет 68 разбивается на несколько субсчетов, на каждом из которых учитываются разные налоги. Такое разделение позволит сделать учет более прозрачным и даст понять, по какому налогу какая задолженность перед бюджетом, а по какому бюджет должен организации. Аналогичным образом на субсчета разбивается счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В статье мы поговорим об особенностях учета по счету 68, а также рассмотрим типовые проводки и примеры операций с налогами и сборами.
Счет 68: особенности использования Счет 68 используется для отражения операций по начислению и перечислению налогов и сборов, которые организация уплачивает в бюджет федерального и регионального уровней. Как правило, на счете 68 предприятия проводят суммы обязательств по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль (НнП), налогу на имущество и т.п. Начисление сумм налога отражается по К68, при перечислении средств в бюджет и при принятии налога к вычету используют Д68. Субсчета счета 68 68.1 – предназначен для отражения расчетов по НДФЛ. 68.2 – отражает сведения по начислению и уплате НДС. 68.3 – предназначен для учета акцизов. 68.4 – для начисления и уплаты налога на прибыль. 68.7 – субсчет может быть использован владельцами транспортных средств, уплачивающих транспортный налог. 68.8 – отражаются данные по начислению и уплате налога на имущество. В зависимости от особенностей деятельности и применяемого налогового режима могут открывать дополнительные субсчета, например: 68.11 – ЕНВД 68.12 — УСН Дебет счета 68 предназначен для учета оплаченных сумм налогов и сборов, перечисленных в бюджет. Также по дебету указывается НДС, предъявленный поставщиками и направленный к вычету (возмещению из бюджета). Дебет сч.68 корреспондирует с кредитом счетов, на которых отражает движение денежных средств (наличных, безналичных), а также с кредитом сч.19 «НДС по приобретенным ценностям». Кредит счета 68 предназначен для отражения сумм начисленных налогов, которые подлежат уплате в бюджет. Кредит сч.68 корреспондирует с дебетом различных счетов.1
Сверка взаиморасчетов с бюджетом осуществляется обособленно по каждому конкретному виду платежа, поэтому аналитика сч.68 используется для разделения информации по видам налогов (дополнительно учитываются уровни бюджетов при расчете платежа по прибыли), типам производимых плат (начисление/перечисление, пени/штрафы и т.д.) Таблица 2 Типовые проводки по расчету с бюджетом по НДС
Таблица 3 Типовые проводки по расчету с бюджетом по налогам и сборам
Сверка взаиморасчетов с бюджетом осуществляется обособленно по каждому конкретному виду платежа, поэтому аналитика сч.68 используется для разделения информации по видам налогов (дополнительно учитываются уровни бюджетов при расчете платежа по прибыли), типам производимых плат (начисление/перечисление, пени/штрафы и т.д.) 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|