Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам




Порядок учета расчетов по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов.

Самым главным законодательным актом является Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей: первая из которых общая, а вторая специальная (особенная).

Налоговый Кодекс – универсальный законодательный акт, содержащий в себе все нормы и правила, необходимые к соблюдению в процессе реализации налоговых отношений (виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений).

Таблица 1

Перечень нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ

№ п/п   Название документа   Примечание
Первый уровень нормативного регулирования    
    Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования  
  Гражданский кодекс Российской Федерации   Устанавливает порядок перехода права собственности на товары  
  Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»   Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Второй уровень нормативного регулирования    
  Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ   Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02   Устанавливает порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете  
Третий уровень нормативного регулирования    
  План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению   Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  Приказы Минфина РФ «Об утверждении форм налоговых деклараций»   Устанавливают формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению
Четвертый уровень нормативного регулирования    
  Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения   Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет

 

Первый уровень – законодательный – устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта. Документами данного уровня являются кодексы РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ является основным документом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность. К первому уровню также относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности и определяет юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учёта, определяет ответственность за организацию учётной работы. Законом определяются объекты бухгалтерского учёта, обозначены задачи бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте.1

В Федеральном Законе изложены требования к ведению бухгалтерского учёта, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учёта, оценке имущества и обязательств, к порядку проведения инвентаризации, к составлению бухгалтерской отчётности, определены состав, правила оценки статей бухгалтерской отчётности, порядок её представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчётности и порядок хранения документов бухгалтерского учёта.

Второй уровень – нормативный – регулирует общие принципы организации и ведения бухгалтерского учёта, правила и порядок учёта отдельных объектов бухгалтерского учёта. Нормативную базу данного уровня составляют положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждённые Минфином РФ. Учётные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте и рассматривают отдельные методологические вопросы учёта конкретных операций.

Третий уровень – методический – объединяет нормативные документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой.

Четвёртый уровень – локальный (учётный) – определяет выбор форм и методов ведения учёта исходя из специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Четвёртый уровень регулирования включает в себя внутренние рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые разрабатываются в развитие нормативных актов перечисленных уровней. Например, приказ об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта; концепция ценообразования; положение о документообороте; коллективный договор; положение о премировании; нормативно – справочная, распорядительная документация.

Начисление налогов и их уплата отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для более удобного учета счет 68 разбивается на несколько субсчетов, на каждом из которых учитываются разные налоги. Такое разделение позволит сделать учет более прозрачным и даст понять, по какому налогу какая задолженность перед бюджетом, а по какому бюджет должен организации. Аналогичным образом на субсчета разбивается счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В статье мы поговорим об особенностях учета по счету 68, а также рассмотрим типовые проводки и примеры операций с налогами и сборами.

Счет 68: особенности использования

Счет 68 используется для отражения операций по начислению и перечислению налогов и сборов, которые организация уплачивает в бюджет федерального и регионального уровней. Как правило, на счете 68 предприятия проводят суммы обязательств по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль (НнП), налогу на имущество и т.п.

Начисление сумм налога отражается по К68, при перечислении средств в бюджет и при принятии налога к вычету используют Д68.

Субсчета счета 68

68.1 – предназначен для отражения расчетов по НДФЛ.

68.2 – отражает сведения по начислению и уплате НДС.

68.3 – предназначен для учета акцизов.

68.4 – для начисления и уплаты налога на прибыль.

68.7 – субсчет может быть использован владельцами транспортных средств, уплачивающих транспортный налог.

68.8 – отражаются данные по начислению и уплате налога на имущество.

В зависимости от особенностей деятельности и применяемого налогового режима могут открывать дополнительные субсчета, например:

68.11 – ЕНВД

68.12 — УСН

Дебет счета 68 предназначен для учета оплаченных сумм налогов и сборов, перечисленных в бюджет. Также по дебету указывается НДС, предъявленный поставщиками и направленный к вычету (возмещению из бюджета).

Дебет сч.68 корреспондирует с кредитом счетов, на которых отражает движение денежных средств (наличных, безналичных), а также с кредитом сч.19 «НДС по приобретенным ценностям».

Кредит счета 68 предназначен для отражения сумм начисленных налогов, которые подлежат уплате в бюджет.

Кредит сч.68 корреспондирует с дебетом различных счетов.1

Сверка взаиморасчетов с бюджетом осуществляется обособленно по каждому конкретному виду платежа, поэтому аналитика сч.68 используется для разделения информации по видам налогов (дополнительно учитываются уровни бюджетов при расчете платежа по прибыли), типам производимых плат (начисление/перечисление, пени/штрафы и т.д.)

Таблица 2

Типовые проводки по расчету с бюджетом по НДС

Дебет Кредит Содержание операций Первичные документы  
    Отражены суммы НДС по приобретенным работам (услугам), используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС. Счета-фактуры  
    Отражены суммы НДС по расчетам с подрядчиками при осуществлении капитальных вложений. Счета-фактуры  
  0, 23, 29 19-3 Списана сумма НДС по приобретенным материально-производственным запасам, используемым для производства продукции (работ, услуг), не облагаемой НДС. Бухгалтерская справка-расчет
    19-1, 19-2, 19-3 Предъявлены к вычету суммы НДС по оприходованным, принятым к учету и оплаченным: - основным средствам, - нематериальным активам, - материально-производственным запасам Счета-фактуры
  90-3, 91-2   Начислен НДС по причитающимся к получению доходам от сдачи имущества в аренду (учет для целей налогообложения "по оплате"). Счета-фактуры
  90-3, 91-2   Начислен НДС по причитающимся к получению доходам от сдачи имущества в аренду (учет для целей налогообложения "по отгрузке"). Счета-фактуры
      Начислен НДС к уплате в бюджет в момент погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Бухгалтерская справка-расчет
      Начислен НДС с авансовых платежей, полученных в счет предстоящей отгрузки продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг). Счета-фактуры
      Зачтена сумма НДС с авансовых платежей при отпуске оплаченной продукции (выполнении работ, оказании услуг). Счета-фактуры
  8-3   Начислен НДС на строительно-монтажные работы, выполненные собственными силами. Счета-фактуры
  3, 29   Начислен НДС при выполнении работ (оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при начислении налога на прибыль. Бухгалтерская справка-расчет
  1-2   Начислен НДС при безвозмездной передаче продукции (товаров, работ, услуг) от стоимости, определенной в соответствии с положениями ст. 40 НК РФ. Счета-фактуры
      Удержан НДС с доходов иностранных юридических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории РФ. Счета-фактуры
      Принят к учету НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным у них товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
      Предъявлен к возмещению из бюджета НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
  91-2   Начислен НДС с превышения сумм, полученных от должника по договору переуступки права требования, над суммами, уплаченными при приобретении права требования. Счета-фактуры
      Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет. Выписка банка по расчетному счету
      Предъявлен к возмещению из бюджета НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
  91-2   Начислен НДС с превышения сумм, полученных от должника по договору переуступки права требования, над суммами, уплаченными при приобретении права требования. Счета-фактуры
      Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет. Выписка банка по расчетному счету
      Предъявлен к возмещению из бюджета НДС, уплаченный с доходов иностранных юридических лиц по приобретенным товарам (работам, услугам). Счета-фактуры
  91-2   Начислен НДС с превышения сумм, полученных от должника по договору переуступки права требования, над суммами, уплаченными при приобретении права требования. Счета-фактуры
      Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет. Выписка банка по расчетному счету
                 

 

Таблица 3

Типовые проводки по расчету с бюджетом по налогам и сборам

Операции Корреспондирующие счета  
Дебет Кредит  
Начислен земельный налог, связанный с производственным участком торговой организации.      
Начислен транспортный налог торговой организации.      
Торговой фирмой начислены суммы НДС, предназначенные к уплате в бюджет с полученных от покупателей авансов   68.2  
Начислен налог на имущество организации 91.2    
Оплачен налог на имущество организации      
Удержан НДФЛ из сумм оплаты труда работников   68.1  
Отражена сумма НДС, выделенная торговой компанией из выручки за реализованные товары 90.3 68.2  
  Определена сумма акциза при реализации подакцизной продукции 90.3 68.3
  Начислен налог на рекламу 91.2  
  Перечислена в бюджет сумма налога на рекламу    
             

 

Сверка взаиморасчетов с бюджетом осуществляется обособленно по каждому конкретному виду платежа, поэтому аналитика сч.68 используется для разделения информации по видам налогов (дополнительно учитываются уровни бюджетов при расчете платежа по прибыли), типам производимых плат (начисление/перечисление, пени/штрафы и т.д.) 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...