Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ 4. Немецкая классическая философия и неклассическая философия второй половины 19-20 вв.

 

1. Философия И.Канта

2. Философия Г.Гегеля

3. Философия Л.Фейербаха

4. Марксизм

5. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше

6. Экзистенциализм

7. Герменевтика

8. Постмодернизм

 

1. Философия И.Канта

 

Она представлена философским творчеством:

Иммануила Канта (1724—1804);

Иоганна Готлиба Фихте (1762— 1814);

Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854);

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831);

В отечественной традиции относят еще и Людвига Андреаса Фейербаха (1804— 1872), но это спорный вопрос.

Западные исследователи выделяют только первых четырех.

 

Еще более спорный вопрос – о К.Марксе и Ф.Энгельсе.

Есть мнение, что ранний К.Маркс – это еще немецкая классическая философия (НКФ).

Есть – что марксизм как раз выход за рамки НКФ.

 

Родоначальник НКФ – И.Кант.

 

В творчестве Канта различаются два периода:

- докритический (до 1770 г.)

Рассматривались в основном естественнонаучные проблемы.

В 1755 г. появилась книга "Всеобщая естественная история и теория неба".

Кант в ней обосновывал гипотезу о естественном происхождении Солнечной системы, высказывал догадки о развитии и гибели звездных миров.

 

- критический.

И. Кант совершает «коперниканский переворот» в теории познания

 

С точки зрения И.Канта, суждения могут быть:

1) Априорными – то есть, доопытными. Это знания, которые нельзя извлечь из опыта.

«…мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта

…из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое…»

2) апостериорными - основанными на опыте, вытекающими из опыта

 

Кроме того они бывают:

1) Аналитическими

Понятие, исполняющее роль предиката (В), может быть включено в понятие, играющее роль субъекта (А), а значит, в анализе может быть извлечено из А.

Например: Треугольник – это фигура, которая имеет три угла. Факт наличия трех углов и так включен в понятие «треугольник».

Универсальное, необходимое, ничего не прибавляет к нашему знанию.

 

2) Синтетическим

Понятие, представляющее предикат (В), может не быть включенным в понятие, представляющее субъект (А), тогда перед нами синтетическое суждение, поскольку предикат присоединяет к субъекту нечто, в простом анализе необнаружимое.

Например: всякое тело имеет вес - суждение синтетическое, т.к. из понятия «тело» нельзя получить понятие «вес».

Они дают новое – но не необходимы, получаются из опыта.

 

По И.Канту, наука должна основываться на априорных синтетических суждениях (чтобы давали новое и были всеобщи, необходимы), потому что законы науки – они всеобщи и необходимы, но это никак не может следовать из опыта.

Пример – математика.

И тут И.Кант задается вопросом, о том, как возможны априорные синтетические суждения, т.е. полученные не из опыта, но дающие новое знание, те, на которых основываются науки.

 

Чтобы это понять, считает И.Кант, нужно понять наши познавательные способности и их отношение к миру.

Именно в этом вопросе И.Кант и производит свой переворот.

Его суть в следующем: происходит общее изменение направления познания. Раньше было «от предмета опыта к субъекту», а Кант сказал, что нужно двигаться «от субъекта к предмету опыта» при учете того, что предмет опыта отличается от объекта, т.е. части мира.

Прежде, чем что-то говорить о мире, человек, по И.Канту, должен сперва изучить, как мы вообще познаем, как мы можем познавать.

 

Кант вводит следующие понятия.

- «Вещь-в-себе» — это объект внешнего мира (или весь мир в целом) такой, какой он существует сам по себе.

Она трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта. Она для человека не познаваема до конца. 

- «Вещь-для-нас» (явление) — это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом), существующий в нашем сознании.

И.Кант: «… вещи, которые мы созерцаем, сами по себе не таковы, как мы их созерцаем… как явления они могут существовать только в нас, а не сами по себе.

Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия».

 

Далее И.Кант пишет: «Всё познание должно строиться не в соответствии с предметами, скорее предметы должны строиться в соответствии с нашими познавательными способностями».

 

Это не является отказом от познания, это не скептицизм! Просто И.Кант указывает на то, что возможности науки не безграничны, что есть сферы, где наука бессильна.

Поэтому Канта называют агностиком: он считает, что полностью и до конца познать мир человек не может, никак и никогда. Т.е. познание человека имеет свои непреодолимые границы.

 

Познавательные способности человека, по Канту, включают:

1. Чувственность

Ее априорными формами являются пространство и время.

То есть, пространство и время «собирают» образ предмета восприятия из тех ощущений, которые поступают извне, эти ощущения упорядочиваются ими.

Т.е., с точки зрения Канта, пространство и время – это не свойства мира, а свойства нашего восприятия.

 

2. Рассудок

Как пишет сам И.Кант, «…посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

Из рассудка возникают понятия, он есть способность составлять суждения.

Для этого используются априорные категории.

Он выделят категории количества (единство, множественность, целокупность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение), модальности (возможность, существование, необходимость).,

 

3. Разум

В узком смысле слова рассудок у Канта – это сфера науки, где осуществляется познавательный синтез; а разум – это высшая контрольная и направляющая инстанция, это сфера философии.

Разум занимается тем, что выходит за пределы чувственно воспринимаемого мира.

Проблемы разума, по Канту, это бог, свобода и бессмертие.

Т.е. разум – это рассудок, выходящий за горизонт возможного опыта.

 

Т.о., с точки зрения И.Канта, человек имеет дело с явлениями, а вещи-в-себе для него непознаваемы.

Если же человек забывает об этом, то возникают т.н. антиномии.

Антиномии - это исключающие друг друга равно доказуемые суждения; к ним с неизбежностью приходит разум, пытающийся охватить мир в целом, когда мыслит явление как вещь в себе.

 

Кант выделяет следующие антиномии:

1. Тезис: Мир имеет начало (границу) во времени и пространстве.

Антитезис: Мир во времени и пространстве безграничен.

 

2. Тезис: Все в мире состоит из простого.

Антитезис: Нет ничего простого, все сложно.

 

3. Тезис: В мире существует причинность через свободу.

Антитезис: Никакой свободы нет, все совершается по законам природы.

 

4. Тезис: В ряду мировых причин есть некая необходимая сущность.

Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно.

 

 

Еще одной областью философии, в которую Кант внес огромный вклад, была этика.

Он считает, что в мире явлений человек не свободен, а как вещь-в-себе – свободен.

Поэтому можно говорить о нравственности и моральной ответственности (если же человек не обладает свободой, то применять к нему мораль невозможно).

Истинно нравственный поступок, по Канту, это только тот, который совершен из чувства долга, на основании веления доброй воли, а не из каких-то корыстных соображений.

 

Есть поступки:

- легальные;

Внешне сообразуются с должным, но мотивы их – субъективные.

Например, депутат, который помогает детскому дому накануне выборов ради популярности.

- моральные (истинно моральные).

Руководствуются только требованием долга.

Т.е. нравственную ценность имеют только те поступки, которые совершены из чувства долга безо всякой выгоды.

 

Кант сформулировал т.н. категорический императив:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Или: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».   

 

Моральный закон незыблем, он является априорным. И.Кант даже существование бога выводит из него (а не наоборот, как делали до Канта).

 

 

2. Философия Г.Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831)

О нем даже пишут, что он, как бог (но «философский») создал целый мир (тоже «философский»): четкий, упорядоченный, где все продуманно и взаимосвязано.

 

Философская система Гегеля – это система абсолютного логического идеализма.

В основе бытия лежит идеальное начало – абсолютная идея.

Все остальное – производное от нее.

 

Гегель развивает идею тождества субстанции и субъекта, а также принцип тождества бытия и мышления.

Философия, по Гегелю – это наука о мышлении, предмет философии – это понятие.

Абсолютная идея должна познать саму себя и вернуться к себе.

Т.е. бытие, по Гегелю, находится в развитии, и это развитие есть высшая цель всего.

Это развитие есть процесс самопознания абсолютной идеи.

 

Оно проходит в три стадии:

 

1) Абсолютная идея

Это т.н. «бытие-в-себе».    

Изучается эта стадия логикой.

Как пишет Гегель: «Логика – это мысли Бога до сотворения мира».

 

2) Природа   

Это т.н. «инобытие» абсолютной идеи, или ее «бытие-для-другого»

Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, и этим отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей.

Эта стадия изучается философией природы

 

3) Дух

Это т.н. «бытие-в-себе-и-для-себя»          

Изучается философией духа.

 

Стадия духа включает в себя:

3.1. субъективный дух

Проявляется в отдельном человеке.

(антропология, феноменология, психология)

3.2. объективный дух

Т.н. «объективные формы» права и морали

3.3. абсолютный дух (искусство, религия, философия)

На этой стадии происходит возвращение абсолютной идеи к самой себе. 

 

Т.е., по Гегелю, все, что есть и происходит в мире, существует для того, чтобы абсолютная идея познала саму себя, все есть средства ее самопознания.

 

 

Диалектика Гегеля

Для него это и теория реальности, и метод.

Диалектика в этом смысле - это учение о противоположностях и учение о развитии (через скачки, борьбу противоположностей и отрицание отрицания).

«Это постижение противоположностей в их единстве»

 

Основные категории диалектики Гегеля

1. «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

2. «Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность.

Так, например, дом остается тем, что oн есть, будь он больше или меньше, и красное остается красным, будь оно светлее или темнее».

3. «Мера есть единство первых двух, качественное количество.

Все вещи имеют свою меру, т. е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие имеет также свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были.

Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи — к сущности».

 

Законы диалектики (правда, они были сформулированы не самим Гегелем, а позже Ф.Энгельсом)

1. Взаимопереход количества и качества

«Когда происходит количественное изменение, оно кажется сначала совершенно невинным, но за этим изменением скрывается еще и нечто другое, и это кажущееся невинным изменение количественного представляет собой как бы хитрость, посредством которой уловляется качественное».

«Так, например, в отношении к расходам, которые мы делаем, сначала имеется некоторый простор, в пределах которого не имеет значения, расходуется ли несколько больше или меньше. Но если переступают ту или другую сторону определяемой для каждого человека индивидуальными обстоятельствами меры, то напоминает о себе качественная природа меры (так же, как в вышеприведенном примере с различной температурой воды), и то, что еще недавно следовало рассматривать как хорошее ведение хозяйства, превращается в скупость или в расточительность».

 

2. Единство и борьба противоположностей

"...Все конечное вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще", поскольку, "будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность".

 

3. Отрицания отрицания

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние.

Тезис и антитезис сохраняются в синтезе, но это сохранение в некотором высшем, гармонизующем единстве, «снимается» их противоречие.

Пример Гегеля: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".

 

 

3. Философия Л.Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872)

Один из важнейших вопросов – о религии.

Она играет серьезную роль – но нужно понять ее сущность.

 

«Религия есть отношение человека к своей собственной сущности – в этом заключается её истинность и нравственная спасительная сила, – но не как к своей сущности, а как к другому, отличному от него и даже противоположному ему существу; в этом заключается её ложь, её ограниченность, её противоречие разуму и нравственности, в этом – пагубный источник религиозного фанатизма, высший, метафизический принцип кровавых человеческих жертв, одним словом, в этом заключается первопричина всех ужасов, всех потрясающих сцен в трагедии истории религии».

 

Религия ложна, т.к. в ней свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую – божественную.

Но религия истинна в том смысле, что, обращаясь к Богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «человек человеку Бог».

 

«Любовь к человеку не должна быть производной; она должна стать первоначальной. Только тогда любовь будет истинной, священной, надежной силой. Если человеческая сущность есть высшая сущность человека, то и практически любовь к человеку должна быть высшим и первым законом человека. Человек человеку бог – таково высшее практическое основа начало, таков и поворотный пункт всемирной истории. Отношение ребенка к родителям, мужа к жене, брата к брату, друга к другу, вообще человека к человеку, короче, моральные отношения сами по себе суть истинно религиозные отношения».

 

 

Философия Фейербаха – это антропологический материализм

«Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в т. ч. и физиологию, в универсальную науку» (Основные положения философии будущего. – Там же, т. 1. М., 1955, с. 202)

Человек – единство природного и духовного.

Природа является бесконечной в пространстве и времени; нет ничего существующего вне пространства и времени, но нет также и пространства и времени вне природы.

 

4. Марксизм

Карл Маркс (1818 – 1883)

Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

 

Традиционно марксистскую философию делят на:

- диалектический материализм (уче­ние о природе и познании);

- исторический материализм (учение об обществе).

 

Диалектический материализм – как переработка гегелевской диалектики на материалистической основе (Маркс поставил диалектику «с головы на ноги»).

Основные идеи:

- Материя (природа) первична, а человеческое сознание — вторич­но, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной материи, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития.

- Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения — без материи. При этом движение абсолютно, а покой (понимаемый как некий «момент» движения) — относителен. Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место у ньютоновско­го абсолютного пространства и времени). Существует ряд форм дви­жения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социаль­ное), отражающих общий ход эволюции материи.

- Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики.

Причем это законы в первую очередь бытия, материального мира, а потом уже сознания, т.к. оно вторично.

- Познание – это отражение, оно тоже идет по законам диалектики.

 

Исторический материализм

Распространение на общество законов материалистической диалекти­ки.

Тезис о первичности обществен­ного бытия и вторичности общественного сознания.

Общественное бытие – совокупность материаль­ных общественных процессов и отношений, существующих независи­мо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом.

Общественное сознание – отражение общественного бытия.

 

Общественно-экономическая формация – это исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

Состоит из базиса (производительные силы и производственные отношения) и надстройки.

Характер и уровень развития производи­тельных сил в целом определяет тип производственных отношений.

Переход от одной формации к другой есть социальная революция.

В основе социальной революции лежит конфликт между развившими­ся производительными силами и старыми, отжившими производствен­ными отношениями, тормозящими дальнейшее развитие производи­тельных сил.

Главной движущей силой соци­ального развития является борьба классов, существующих только в единстве (соответственно: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепост­ных крестьян, буржуазии и пролетариата). Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на сред­ства производства.

Государство возникает как оружие имущих классов и служит для защиты их интересов.

 

 

Важной частью учения К.Маркса является его учение об отчужденном труде.

«Отчужденный труд человека, отчуждая от него 1) природу, 2) его самого, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает от человека род: он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни. Во-первых, он отчуждает родовую жизнь и индивидуальную жизнь, а во-вторых, делает индивидуальную жизнь, взятую в ее абстрактной форме, целью родовой жизни, тоже в ее абстрактной и отчужденной форме.

Дело в том, что, во-первых, сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственная жизнь оказываются для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физического существования. А производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь. В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека. Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни».

 

5.Философя А.Шопенгауэра и Ф.Ницше

 

Западная философия второй половины XIX - XXвв.

В противовес немецкой классической философии возникает т.н. неклассическая философия второй половины XIX – XXвв.

Одна из ее основных черт – иррационализм. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Такой мир не постижим разумом.

 

Артур Шопенгауэр (1788—1860)

 

Основной труд - «Мир как воля и представление».

Философские основания – И.Кант, буддизм, платонизм

Гносеология:

"Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек... Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением... Все, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта. Мир есть представление".

 

Онтология:

Абсолютное начало всего бытия – воля (Мировая воля). Она слепая, свободная, иррациональная жизненная сила, ни к чему не направленная и не имеющая никакой высшей цели. Она есть слепое бурление жизненных сил, она толкает природные силы на непрерывную борьбу за возможность жить и доминировать.

На стадии органической природы она проявляется как «воля к жизни», а в человеке - как «личность».

Мировая воля лишена смысла, поэтому исторические события не имеют никакой цели и единства, это просто набор случайностей.

Мировая воля разрушительна, зла. Жизнь человека в мире, которым управляет такая воля – страдание. Из-за воли к жизни в нас возникают желания, но мы никогда не сможет их полностью удовлетворить. Наше счастье – это только временное отсутствие страданий.

Философия Шопенгауэра – это философия пессимизма.

Выход для человека состоит в том, чтобы подавить в себе волю к жизни.

Это возможно следующими способами:

1. Гениальность в искусстве.

Гений созерцает окружающий мир, растворяется в нем, забывая свою индивидуальность, свою волю, остается только в качестве чистого зеркала мира. Гениальность, по Шопенгауэру, есть полная объективность.

Вариант, доступный «обычным людям» - эстетическое созерцание.

2. Аскеза

В ней нужно пройти три ступени:

- справедливость, т. е. мы обязаны признать других равными себе, чужую волю равной своей воле;

- сострадание, т. е. уничтожение различий между собой и другими, когда чужая боль, желание, воля воспринимается как своя;

- отказ от собственных желаний, подавление своей воли.

3. Самоубийство (но, по Шопенгауэру, это неверный путь, потому что он не уменьшает мировую волю, наоборот, это есть яркое ее проявление: человек решается умереть потому, чтор не моет отказаться от своего желания и от желаемого).

 

 

Фридрих Ницше (1844—1900)

Осознанно не пытался постро­ить строгую философскую систему.

Онтология:

Мир является иррациональным и жестоким.

В его основе лежит воля к власти, стремление к расширению собственного Я. И эта воля к власти – это хорошо и правильно, ее нужно культивировать.

 

Человека – не венец творения, не последним звеном эволюции.

Человек - это натянутая струна между животным и чем-то высшим – сверхчеловеком, причем натянутая над пропастью.

Сверхчеловек – это тот, кто придет на смену человеку. Он свободен, он сам создает себя и сам несет за себя ответственность. Это творец самого себя. Он выше морали и чужих правил. В нем сильна воля к власти. Он индивидуалист.

 

Но формированию сверхчеловека, по Ницше, мешает вся современная ему культура, но особенно мешают наука, христианство и мораль.

 

Ницше призывает к переоценке ценностей.

Христианство, которое призывает к состраданию, милосердию и послушанию, портит человека, подавляя важнейшие жизненные инстинкты: «Христианство принима­ло сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых выс­ших ценностях духовного».

Ницше пытается понять происхождение морали, и видит, что часто она возникает из совершенно «неморальных» вещей. Например, требование «возлюби ближнего своего» рождается из страха перед этим ближним. И т.д. Т.е. мораль, по Ницше – это лицемерие, создание «мелких людишек», слабых, для того, чтобы подчинить себе сильных.

 

6. Экзистенциализм

Представители:

Экзистенциализм выделяют религиозный и атеистический.

 

К атеистическим философам-экзистенциалистам относятся Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960) и Морис Мерло-Понти (1908-1961).

 

К представителям религиозного крыла экзистенциализма относят прежде всего Карла Ясперса (1883-1969) и Габриеля Марселя (1889-1973).

Отчасти экзистенциалистами можно назвать Николая Бердяева (1874-1948) и Льва Шестова (1866-1938).

М. Хайдеггера (1889-1976) многие авторы относят к экзистенциализму, но он особый случай, т.к. сам себя к экзистенциалистам не относил.

 

Экзистенциализм возникает в период мировых войн и очень тесно связан с историческими реалиями.

 

Экзистенция – это бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность.

Только человек может не только существовать, но и осознавать это, и вопрошать о своем бытии.

Человек «заброшен» в этот мир, у него нет «указателей», «помощников» и «гарантий».

 

Ж.-П.Сартр:

У человека существование предшествует сущности: у человека нет предзаданной судьбы, он сначала существует, живет, а потом «выбирает себя», становится кем-то.

Проблема выбора и конструирования себя. Это возможно, потому что человек свободен.

Человек обречен на свободу.

Оборотной стороной свободы является ответственность.

 

А.Камю: абсурдный мир; человек как «Сизиф».

Человеческая жизнь не имеет внешнего смысла, она абсурдна (смертность, бессилие перед природой и т.д.). Но высшее достоинство человека – бунт против этого абсурда.

 

К.Ясперс:

Одно из важных его понятий – пограничная ситуация.

Это бытие перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием.

В ней человек освобождается от всего чужого, навязанного ему, и может «постичь себя как экзистенцию», задуматься о смысле и содержании своей жизни, переоценить свои ценности.

 

К 60-ым годам экзистенциализм утратил свое влияние.

 

7. Герменевтика

От греч. ἑρμηνευτική, от ἑρμηνεύω – разъясняю, истолковываю, это искусство толкования текстов, учение о принципах интерпретации.

Заслуга обоснования герменевтики как науки принадлежит Ф.Шлейермахеру (1768 — 1834).

Для него герменевтика – это универсальная теория истолкования как такового, безотносительно к тому, о каких текстах идет речь; он считал, что правила интерпретации едины для всех текстов.

Шлейермахер определял герменевтику как искусство понимания.

Выдвинул принцип, в соответствии с которым целью герменевтики является понимание текста и его автора лучше, чем сам автор понимал себя и свое собственное творение.

Шлейермахер описал т.н. «герменевтический круг»: понимание части (напр., отдельного слова) невозможно без понимания целого (предложения, в которое это слово входит), но понимание целого так же невозможно без понимания его частей.

Причем в качестве частей здесь могут пониматься отдельные тексты, а в качестве целого – культура как таковая.

Но герменевтика Шлейермахера все же филологическая дисциплина.

 

В. Дильтей (1833—1911)

Предпринял попытку обоснования гуманитарных наук на базе герменевтической методологии.

Есть науки о природе, а есть науки о духе. И методом последних является понимание и истолкование.

 

Далее происходит «онтологизация» проблематики герменевтики.

М.Хайдеггер 

Понимание у него является не способом познания, а способом бытия.

Герменевтический круг трактуется как механизм понимания: «Кто хочет понять текст, тот всегда делает предположение. Он предполагает смысл целого, который кажется ему первым смыслом в тексте. Так получается потому, что текст читают уже со значительным ожиданием определенного смысла” [Г.Гадамер].

Предмет герменевтического анализа - язык, потому что именно язык (а не человек) является, по Хайдеггеру, субъектом речи. Знаменитая фраза: «Язык – дом бытия».

Герменевтика становится универсальной «философией понимания».

 

Гадамер Ганс Георг (1900—2002)

Продолжил линию «онтологизации».

Его категории: предпонимание, традицию, предрассудок, горизонт понимания.

Предпонимание — это предпосылка понимания, предварительная основа понимания, оно определяется традицией.

«Горизонт понимания» - это совокупность предрассудков и «предсуждений», обусловленных традицией.

Предрассудок Гадамер понимает не отрицательно, а нейтрально: «Предрассудком называется суждение, которое имеет место до окончательной проверки всех фактически определяющих моментов. Следовательно, «предрассудком» не называют ложное суждение, в его понятии заложено то, что может быть оценено позитивно и негативно»

 

Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни чувства, ни история, ни общество.

Все, что связано с человеком, находит свое отражение в языке.

Язык есть способ бытия человека, сущностное его свойство.

Понимание считается неотъемлемой функцией языка наряду с говорением, а язык является существенным свойством человеческого бытия.

По Гадамеру, мы понимаем смысл текста, если понимаем вопрос, ответом на который является текст. Мы достигаем понимания в случае слияния “горизонтов понимания” интерпретатора, пытающегося реконструировать вопрос, и текста. Подлинная герменевтическая проблема заключается в проникновении в смысл текста самого по себе, а не в реконструкции “воли автора”.

 

 

8. Постмодернизм.

Возник как художественное явление в середине 50-х годов ХХ века в архитектуре, скульптуре, живописи. Потом - в литературе и музыке.

Особенности художественной практики постмодернизма:

- сознательная ориентация на эклектичность,

- мозаичность,

- ироничность,

- игровой стиль,

- пародийное переосмысление традиций,

- неприятие деления искусства на элитарное и массовое,

- преодоление границы между искусством и повседневной жизнью.

 

Чуть позже это явление попытались осмыслить в философии.

Постмодернизм в философии – это не целостное направление или школа, а скорее стиль мышления.

Представители: Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез, Ж.Бодрийяр и др.

Основные идеи постмодернизма:

1. Культура как система знаков.

 «Мир как текст» – один из наиболее известных тезисов постмодернизма.

Вся реальность – это текст, дискурс, повествование. «Ничто не существует вне текста».

Дискурс – это социально обусловленная организация системы речи, а также определенные принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется в отдельные периоды.

Дискурс примерно можно объяснить как контекст: именно он определяет смысл входящих в него элементов.

Культура любого исторического периода – это сумма текстов или интертекст.


Вводится понятие «гиперреальность» - это новая «реальность», которая возникает тогда, когда культурные представления и знания утрачивают связь с социальной и человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся симулякрами.

Симулякр – это образ отсутствующей действительности, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Знак, у которого нет означаемого.

 

2.  «Смерть субъекта»

Сознание личности – это тоже сумма текстов, не человек говорит языком, а через человека говорит язык, т.е. никакого самостоятельного субъекта нет.

 

3. Децентрация

Постмодернизм пытается преодолеть иерархичность.

Провозглашается т.н. «недоверие к метарассказам», то есть, к великим базовым идеям, «объяснительным системам», которые обеспечивают единство знания, организуют буржуазное общество и служат средством его легитимации [Ж.Ф.Лиотар].

Утверждается, что невозможно существование целостной, универсальной системы знания.

Используется образ ризомы.

Ризома (букв. – корневище) - такой способ развития, для которого характерно отсутствие упорядоченности, направления, синхронного порядка.

Провозглашают равноценность любых жизненных проявлений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...