ЛЕКЦИЯ 8. Философская антропология и аксиология
1. Философские подходы к описанию человека 2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» 3. Философское понятие «ценность»
1. Подходы к описанию человека Философская антропология – это учение о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях (к природе, к обществу, другим людям, самому себе), о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия. Первый вопрос – кто такой человек, что такое «человек»?
Варианты ответа: 1) деcкриптивный подход: тщательное описание морфологических, физиологических, поведенческих и др.признаков, которые отличают человека от других биологических видов. Это в рамках естественнонаучной антропологии. Можно выделять кластеры: прямохождение, большой объем и сложная структура мозга и т.д. Этот же подход – у философской антропологии М.Шелера, А.Гелена и проч. Черты: неспециализированность, биологическая «ущербность», способность производить орудия труда, особые эмоции и чувства, фантазия и проч.
2) атрибутивный: выделить единственный самый важный, определяющий специфику человека признак, который детерминирует все остальное. Самые известные: - «разумность» (хомо сапиенс) - способность что-то производить, действовать (хомо фабер – «человек рабочий»); - способность к символической деятельности (хомо симболикус), создавать символы (Э.Кассирер); - общественное существо (Аристотель); - «биографическое животное» (Х.Арангурен) и др.
3) сущностный Попытка описать природу человека, его сущность, смысл существования в мире.
Под "природой человека" подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки – значит выразить человеческую природу.
Но тут опасность: ссылка на природу человека может оправдывать рабство, например (Аристотель), расизм (еще и биологические данные привлекались), насилие, тоталитаризм и проч.
Другой вариант: представление о том, что у человека нет неизменной «природы», все зависит от культуры (культурная антропология, экзистенциалисты и др.).
Собственно, это все переходит в вопрос о биологическом и социальном в человеке. Человек телесное существо, однако его телесность преломляется через социальность. Вся биология в нас проходит через социальность.
Редукционистские подходы: - пансоциологизм; Человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. - панбиологизм; Социал-дарвинизм, расизм и проч.
Человек – это неразрывное единство и взаимодействие биологического и социального. Биология значима, но не фатальна (разные культуры, «преломление» биологического, «социальность» телесности) – и культура значима, но культурные различия не фатальны (иначе бы просто не понимали друг друга).
2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» Рабочее определение: Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами.
Применительно к человеку используют понятия:
1. Индивид – это человек как представитель вида Homo sapiens, то есть, как единица своего вида. Понятие "индивид" впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом". Сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума.
2. Индивидуальность – это уникальное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей; это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
3. Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность многомерна. Человек предстает как: 1. участник эволюционно-исторического процесса, носитель социальных ролей и программ социотипического поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, на котором он осуществляет преобразование природы, общества и себя; 2. диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается и преобразумется в совместном существовании с другими людьми; 3. субъект свободного, целенаправленного, ответственного поведения, выступающий в качестве ценности, обладающий относительно автономной и устойчивой системой многообразных самобытных индивидуальных качеств.
3. Философское понятие «ценность» Аксиология (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
Специфика ценностного отношения: - онтологически: “Что по самому своему существу представляют собой данный предмет или явление?” - гносеологически: “как мы их познаем?” - ценностно: “В чем смысл существования данных вещей и явлений и насколько они важны (или не важны) для нашего человеческого существования в мире?”.
Но в реальности это все – в единстве.
Как самостоятельная «философская наука» аксиология появилась лишь в конце 19 века. Античность: все на разуме концентрируется. Средние века: одна ценность – Бог, другие второстепенны и не интересны. Возрождение и Просвещение: снова к разуму. И только когда с разумом «не сложилось», постепенно пришли к вопросу о ценностях.
Ценность – не то же самое, что польза. Ценности – это идеально-эталонные побуждения, цели и нормы деятельности человека, в соответствии с которыми он оценивает (выражает субъективное отношение), а также практически преобразует себя и мир.
Ценности могут и не осознаваться. При этом они осознаются, когда мы сталкиваемся с тем, что им противоречит, или когда встречаем кого-то с другими ценностями – и по контрасту. Иногда сознательные ценности (выбранные, осознанные и т.д.) могут не совпадать с неосознаваемыми, противоречить им.
Функции ценностей: 1) они основа целеполагания; Крайности здесь: утопизм (недостижимые цели) и конформизм (отказ от постановки собственных целей). В итоге – смысл жизни. 2) основа процессов оценки и самооценки; Акты оценки и самооценки есть всегда акты интерпретации событий, вещей и собственных переживаний на предмет их соответствия или рассогласования с имеющейся у него системой ценностей. Параллельно – это всегда “шлифовка” старых или выработка новых ценностных эталонов. Крайности: - если нет устойчивой ценностной системы – конформизм, подверженность чужому влиянию. - если слишком жесткая система ценностей – бескомпромиссный человек, старающийся навязать другим свою систему ценностей, считающий себя единственно правым.
3) основа творчества; 4) основа социализации. Процесс социализации - это усвоение правовых и социальных ценностей через эффективно функционирующий институт семьи, а также государственную систему образования и воспитания. Т.е. социализация суть процесс усвоения в первую очередь ценностей.
Есть разные классификации ценностей. 1. Материальные и духовные. Материальные - это вещи производственно-технического /орудия и средства производства/ и потребительского /продовольствие, одежда, жилище и т.д./ назначения; Для них материальное – определяющее, главный носитель их функций. В процессе потребления поглощаются и исчезают. Духовные - это идеи: политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные; существуют в форме идеалов и установок, норм и эталонов, социальных проектов и принципов действия и т.д. Их «материальность» - это лишь способ воплощения определенного содержания и передачи его читателю, зрителю, слушателю и т.д. При потреблении не исчезают, а иногда и обогащаются.
2. Ценности и антиценности. 3. Ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). 4. В.Франкл («Человек в поисках смысла» и др.) выделяет - ценности творчества - ценности переживания - ценности отношения
Ценности имеют иерархический порядок (иначе все бессмысленно, исчерпывается сам смысл понятия «ценность» – к чему и привел постмодернизм). Они бинарны (два полюса). Субординационные отношения претерпевают качественные изменения на протяжении индивидуальной человеческой жизни, от семьи к семье, от народа к народу, от эпохи к эпохе и т.д., но наиболее устойчивыми всегда являются высшие духовные ценности и главные антиценности. Ценности имеют практическую направленность.
Оценка – это установление ценности какого-то объекта. Соотнесение объекта с ценностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|