Корпоративные организации. Особенности управления корпоративными структурами.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Корпорация - это АО, это организация (союз организаций) созданная для защиты интересов и привилегий участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Современная корпорация, это как правило материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агенств и тд. И имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем: 1. Привлечение капитала для осуществления крупных проектов; 2. Диверсификация риска. Выделяют следующие формы организационных объединений: 1. Холдинг (держательская компания). Представляет собой организацию, владеющую контрольным пакетом акций других компаний, входящих в нее с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является своего рода финансовым ядром корпораций. Различают чистые холдинги, которые выполняют только управленческие функции и смешенные (оперативные), которые помимо контрольно-управленческих функций выполняют и другие. Различают следующие типы холдинговых структур: - интегрированные промышленные компании; - конгломераты; - банковские холдинги. Особенностью холдингов является то, что в них участвует государство. Преимущества холдинга: 1. Простой способ обретения контроля над другими фирмами; 2. Добровольность вхождения в холдинг; 3. Создание дочерних обществ контролируется холдингом и позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки других стран. 2. Консорциум - это одна из форм объединения, созданная на основе договоров между банками, предприятиями, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций, реализации капиталоемких проектов, в том числе международных. Создание консорциумов позволяет объединить банковский и промышленный капитал, при этом члены консорциума сохраняют полную самостоятельность за исключением вопросов, связанных с деятельностью консорциума. Консорциум позволяет усилить конкурентные преимущества участников. Они обычно создаются в форме товариществ, могут быть временные и постоянные. Консорциум как правило возглавляется крупным банком. Для управления консорциумом выбирается лидер их числа участников, которые координируют совместную деятельность.
3. Конгломерат - представляет собой организационную форму объединения, при котором происходит слияние различных фирм независимо от вертикальных и горизонтальных связей. Различают несколько конгломератных слияний: - функциональные; - рыночно-ориентированный холдинг; - чисто конгломератные. Цель холдинга получение максимальной прибыли независимо от вида деятельности. В связи с этим в холдинг как правило привлекаются молодые инновационные фирмы. Выделяют три метода слияния холдинга: - компания А покупает активы компании В с оплатой наличными или ценными бумагами компании покупателя; - компания А покупает контрольный пакет компании В и становится ее холдингом; - компания А специально выпускает акции для собственников компании В, таким образом компания В прекращает свое существование. Учитывая то, что в конгломератах осуществляется различная деятельность для них характерна большая децентрализация. 4. Картель. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности, в то же время заключают соглашение по ряду вопросов: цена, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и тд. Картельное соглашение предусматривает взаимное обязательство сторон как правило по сбыту продукции, при этом участники картельного соглашения продают продукцию самостоятельно, но в рамках договоренности. Нарушение соглашения влечет собой уплату штрафа в картельную кассу. По формам собственности различают частные и государственные картели. Существуют картели межгосударственного типа. Картель создает по сути монопольные условия нахождения на рынке для его участников, в связи с этим картельные соглашения зачастую являются незаконными со стороны антимонопольного законодательства. За частую картели являются полезными, например они применяются для поддержки малого бизнеса за счет предоставления соответствующих квот.
5. Синдикат - это организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является соглашение между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья, при этом предприятия сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но теряют коммерческую самостоятельность. В синдикате сбыт, а иногда и закупка осуществляется через единый орган. Функцию сбытовой контролы входят концентрация всех заказов и их распределение внутри синдиката в размере отведенных квот. Синдикаты как правило создаются в форме АО, при этом участниками синдикатов могут быть отдельные тресты, концерны и тд. 6. Трест. Трестом принято считать объединение собственности управления предприятий одной или нескольких отраслей полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты обычно создаются в форме акционерной компании. Предприниматели - владельцы предприятия вступая в трест становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству. Во главе треста как правило стоит правление. Трест руководит всей деятельностью. Предприятия входящие в трест выполняют лишь производственные функции. Тресты могут быть в виде холдингов или в виде полностью слившихся предприятий. Одной из разновидностей трестов являются комбинаты, при этом объединяются связанные по вертикали структуры. 7. Кластер - это группа географически локализованных и взаимосвязанных компаний, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций дополняющих друг друга и взаимоусиливающих конкурентные преимущества. В создании кластеров заинтересовано и государство и местные региональные власти. Считается, что кластеры являются движущей силой развития как отраслевой экономики, так и особенно экономики регионов. В связи с этим многие страны предпринимают большие усилия для развития кластеров. Выделяют две модели кластерной политики:
- либеральная; - дирижерская. Кластер представляется в виде пирамиды. 1 уровень: ведущие компании, производящие экспортно-ориентированную продукцию; 2 уровень: сеть поставщиков; 3 уровень: различные организации, обеспечивающие людскими ресурсами и тд. В России существуют особенности кластерной политики. Основная особенность связана с большими масштабами и особенностью различных регионов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|