Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корпоративные организации. Особенности управления корпоративными структурами.




Корпорация - это АО, это организация (союз организаций) созданная для защиты интересов и привилегий участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Современная корпорация, это как правило материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агенств и тд. И имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.

Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем:

1. Привлечение капитала для осуществления крупных проектов;

2. Диверсификация риска.

Выделяют следующие формы организационных объединений:

1. Холдинг (держательская компания). Представляет собой организацию, владеющую контрольным пакетом акций других компаний, входящих в нее с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является своего рода финансовым ядром корпораций. Различают чистые холдинги, которые выполняют только управленческие функции и смешенные (оперативные), которые помимо контрольно-управленческих функций выполняют и другие. Различают следующие типы холдинговых структур:

- интегрированные промышленные компании;

- конгломераты;

- банковские холдинги.

Особенностью холдингов является то, что в них участвует государство.

Преимущества холдинга:

1. Простой способ обретения контроля над другими фирмами;

2. Добровольность вхождения в холдинг;

3. Создание дочерних обществ контролируется холдингом и позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки других стран.

2. Консорциум - это одна из форм объединения, созданная на основе договоров между банками, предприятиями, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций, реализации капиталоемких проектов, в том числе международных. Создание консорциумов позволяет объединить банковский и промышленный капитал, при этом члены консорциума сохраняют полную самостоятельность за исключением вопросов, связанных с деятельностью консорциума. Консорциум позволяет усилить конкурентные преимущества участников. Они обычно создаются в форме товариществ, могут быть временные и постоянные. Консорциум как правило возглавляется крупным банком. Для управления консорциумом выбирается лидер их числа участников, которые координируют совместную деятельность.

3. Конгломерат - представляет собой организационную форму объединения, при котором происходит слияние различных фирм независимо от вертикальных и горизонтальных связей. Различают несколько конгломератных слияний:

- функциональные;

- рыночно-ориентированный холдинг;

- чисто конгломератные.

Цель холдинга получение максимальной прибыли независимо от вида деятельности. В связи с этим в холдинг как правило привлекаются молодые инновационные фирмы.

Выделяют три метода слияния холдинга:

- компания А покупает активы компании В с оплатой наличными или ценными бумагами компании покупателя;

- компания А покупает контрольный пакет компании В и становится ее холдингом;

- компания А специально выпускает акции для собственников компании В, таким образом компания В прекращает свое существование.

Учитывая то, что в конгломератах осуществляется различная деятельность для них характерна большая децентрализация.

4. Картель. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности, в то же время заключают соглашение по ряду вопросов: цена, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и тд. Картельное соглашение предусматривает взаимное обязательство сторон как правило по сбыту продукции, при этом участники картельного соглашения продают продукцию самостоятельно, но в рамках договоренности. Нарушение соглашения влечет собой уплату штрафа в картельную кассу. По формам собственности различают частные и государственные картели. Существуют картели межгосударственного типа. Картель создает по сути монопольные условия нахождения на рынке для его участников, в связи с этим картельные соглашения зачастую являются незаконными со стороны антимонопольного законодательства. За частую картели являются полезными, например они применяются для поддержки малого бизнеса за счет предоставления соответствующих квот.

5. Синдикат - это организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является соглашение между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья, при этом предприятия сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но теряют коммерческую самостоятельность. В синдикате сбыт, а иногда и закупка осуществляется через единый орган. Функцию сбытовой контролы входят концентрация всех заказов и их распределение внутри синдиката в размере отведенных квот. Синдикаты как правило создаются в форме АО, при этом участниками синдикатов могут быть отдельные тресты, концерны и тд.

6. Трест. Трестом принято считать объединение собственности управления предприятий одной или нескольких отраслей полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты обычно создаются в форме акционерной компании. Предприниматели - владельцы предприятия вступая в трест становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству. Во главе треста как правило стоит правление. Трест руководит всей деятельностью. Предприятия входящие в трест выполняют лишь производственные функции. Тресты могут быть в виде холдингов или в виде полностью слившихся предприятий. Одной из разновидностей трестов являются комбинаты, при этом объединяются связанные по вертикали структуры.

7. Кластер - это группа географически локализованных и взаимосвязанных компаний, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций дополняющих друг друга и взаимоусиливающих конкурентные преимущества. В создании кластеров заинтересовано и государство и местные региональные власти. Считается, что кластеры являются движущей силой развития как отраслевой экономики, так и особенно экономики регионов. В связи с этим многие страны предпринимают большие усилия для развития кластеров. Выделяют две модели кластерной политики:

- либеральная;

- дирижерская.

Кластер представляется в виде пирамиды.

1 уровень: ведущие компании, производящие экспортно-ориентированную продукцию;

2 уровень: сеть поставщиков;

3 уровень: различные организации, обеспечивающие людскими ресурсами и тд.

В России существуют особенности кластерной политики. Основная особенность связана с большими масштабами и особенностью различных регионов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...