Место подросткового периода в общем процессе индивидуального развития.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ План
1. Место подросткового периода в общем процессе индивидуального развития. 2. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на его психологические особенности и поведение. 3. Перестройка учебной деятельности. Развитие познавательных процессов. 4. Общение как ведущий вид деятельности подростка. 5. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.
Основные понятия Пубертатный возраст, акселерация, половое созревание, чувство взрослости, потребность в социальном самоопределении, товарищество, дружба, познавательная потребность, самосовершенствование и самообразование, интимно-личностное общение, неформальные группы, "Я-концепция", теоретическое мышление, интеллектуализация психических процессов, гипоопека, гиперопека, увлечения, личностная нестабильность, рефлексивное мышление.
Рекомендованная литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997. - Гл. 16. 2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.-С. 27-48. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 282 - 365. 4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. - С. 101-145. 5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 5 - 243. 6. Кле М. Психология подростка. - М., 1991. - С. 109 - 132. 7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997. - Разд. ІІ, гл. 6. 8. Личико А.Э. Психопатии и акцентуации характера в подростков. -Л., 1983. -С. 26 - С. 9. Мир детства: подросток. - М, 1989. - С. 96 - 114. 10. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И.Щербакова. - Тема 6. - С. 121 - 139. 11. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - С, 1987. - 240 с.
12. Учителям и родителям в психологии подростка / Под ред. Г.Г.Аракелова. - М., 1990. - 304 с.
Место подросткового периода в общем процессе индивидуального развития.
Оценка места подросткового периода в общем процессе онтогенеза никогда не была однозначной. Стенли Холл считал, что основным законом психического развития является закон рекапитуляции. Период от 8 до 12 лет отвечает окончанию периода дикости и начала цивилизации, а юность (от 12-13 лет) к периоду взрослости (22-25 лет) - эквивалент эпохи романтизма. Это период бури и нажима, внешних и внутренних конфликтов, в процессе которых у человека появляется чувство индивидуальности. Клаус Конрад называет предподростковый возраст, который характеризуется бушующими эмоциональными проявлениями, циклоидным периодом, а юность с тягой к самоанализу - шизоидниым.
В этот период происходит • осознание собственной индивидуальности, • открытие «Я», • появление жизненного плана, • установка на сознательное построение своей жизни, • постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Эдуард Шпрангер). Арнольд Гезелл детально проанализировал каждый год жизни ребенка:
10 лет — ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11 лет — ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками, появляется негативизм, бунт против родителей, начинается перестройка организма. 12 лет — ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, детям присущее понимание, терпимость, чувство юмора, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу. 13 лет — подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, экспансивен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями. 15 лет — подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. 16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, направленность на будущее. Курт Левин рассматривает подростковый период как социально-психологическое явление, связывает психическое развитие личности подростка с изменением его социальной позиции. Поведение подростка определяется маргинальностью [1]его положения. На пути перехода из детского мира в взрослый подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Согласно теории Левина важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.
Маргарет Мид отмечает, что тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько большой разрыв существует в нормах и требованиях, которые выдвигает определенное общество к ребенку и к взрослому. Существует зависимость взаимоотношений между поколениями от темпов научно-технического и общественного развития. 3игмунд Фрейд обращал внимание на биологическую детерминанту развития. Подростковый возраст характеризуется обязательным возрастным кризисом. Это обусловлено половым созреванием. Подростковый кризис избежать невозможно, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним противоборствам. Лев Семенович Выготский считает, что становление человека предусматривает диалектическое взаимодействие двух видов развития - натурального и социального. Главным новообразованием переходного возраста является то, что в драму развития вступает новый, качественно своеобразный фактор - личность самого подростка. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|