Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.




 

Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. Оно связано с этическими нормами поведения. Появляется моральный кодекс, который диктует подросткам стиль поведения и взаимоотношений со сверстниками. Моральное развитие приобретает существенные изменения именно в подростковом возрасте. Интеллектуальные изменения позволяют развиваться собственной иерархии ценностей, которая начинает влиять на поведение подростка. Развитие ценностных ориентаций подростка характеризуется их усложнением, увеличением либерализации, возрастанием личностной независимости. Ценностные ориентации начинают складываться в сложную и стойкую систему, которая определяет становление активной жизненной позиции.

Подростковый период - сензитивный для развития потребностей, направленности личности, оформление идеалов.

Основные потребности подросткового возраста:


1) потребность в самовыражении;

2) потребность уметь что-то делать;

3) потребность что-то значить для других;

4) потребность равноправного общения с взрослыми;

5) усиление половой идентификации


.

Подростковый период - это период интенсивного формирования самооценки, бурного развития самосознания как способности направлять сознание на собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний, потребности познать себя как личность. На границе младшего школьного возраста и подросткового происходит кризис самооценки. Отмечается резкий рост неудовлетворенности собою. Было установлено, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требования авторитетных взрослых, а и через собственные требования.

До конца подросткового периода самооценка может стать значительным регулятором поведения индивида. Изменяется, сравнительно с младшим школьным возрастом, значимость разных качеств личности. У младших подростков еще сохраняется ориентация на качества, которые проявляются в учебной деятельности, но основным критерием оценки себя и другого становятся нравственно-психологические особенности личности, которые проявляются во взаимоотношениях с другими. Основным критерием оценки себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений. Содержание и характер представлений о себе непосредственно зависят от меры включенности школьника в разные виды деятельности и от опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Давид Иосифович Фельдштейн выделяет такие стадии развития самооценки подростка:

1 стадия (10-11 лет): подростки подчеркивают свои недостатки, они глубоко переживают неумение оценить себя, преобладает критическое отношение к себе;

2 стадия (12-13 лет): актуализируется потребность в самоуважении, общем положительном отношении к себе как к личности;

3 стадия (14-15 лет): возникает "оперативная самооценка", которая определяет отношение подростка к себе в настоящее время, подросток сопоставляет свои свойства с нормами.

Стадии развития личностной рефлексии:

1 стадия - предметом рефлексивного ожидания выступают отдельные поступки детей;

2 стадия - главным становится анализ черт своего характера и особенностей взаимоотношений с другими людьми;

3 стадия - возрастает критическое отношение подростков к себе.

Для подросткового периода характерен поиск идентичности, которая означает осознание подростком самого себя, непрерывности во времени собственной личности и возникновения в связи с этим ощущения, что другие также это признают. Подросток впервые стремится познать собственную индивидуальность, понять, каким он является и каким он хотел бы быть. Образы "Я" разнообразные, они отображают многообразие жизни подростка. Понять себя помогают друзья. После поисков себя, личностной нестабильности у ребенка до конца подросткового возраста становится меньше, представления о себе стабилизируются и образовывают целостную систему внутрисогласованных представлений о себе - "Я-концепцию".

Этот этап социализации отличается не только наиболее выраженной индивидуализацией, а и самодетерминацией (самообусловленостью), самоуправлением личности. Подростковый возраст связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности.

Важной стороной самосознания является потребность в самовыражении, которая обнаруживается в направленности его личности на выделение и реализацию своей уникальности в системе социальных связей. Для этого возраста характерно стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция.

Становление "Я" подростка это:

— достижение значительной волевой саморегуляции, усвоение новых значимых ценностей безотносительно к взглядам референтных лиц, рост доверия к группе ровесников, потребность влиять на других, возрастание стойкости к фрустрации;

— потребность в самостоятельности, повышение требований к самому себе, углубление самооценки, принятие на себя ответственности;

— замена гедонистических мотивов более отдаленными целями, которые направленны на достижение в будущем определенного социального статуса.

 

Подросток - еще не цельная зрелая личность. Личностная нестабильность проявляется в борьбе противоположных черт, стремлений. Для подростков характерны:

· реакция эмансипации (тип поведения, с помощью которого подросток хочет выйти из-под опеки взрослых),

· реакция увлечения (увлечения в этот период очень разнообразные: интеллектуально-эстетичные; телесно-мануальные; накопление; азартные; лидерские),

· реакция группирования с ровесниками (желание принадлежать к определенной группе),

· реакция отказа (пассивно-оборонительный тип реакции оппозиции).

— интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

 

— неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

— самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;

— ведущая деятельность — общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;

 

— формирование самооценки, характера;

 

— возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения;

 

— формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

 

— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

 

— развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

 

— самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

 

— склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

 

— появление сексуальных влечений и интересов;

 

— формирование самосознания своего «Я», эго-идентичности;

 

— избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

 

Личностные новообразования:

— появляется «чувство взрослости»;

— формирование самосознания;

— формирование самоопределения и самоотношения.


[1] Маргинал (англ. marinal position — краевое состояние) — обозначение групп, находящихся за пределами характерных для данного общества социокультурных норм и традиций, за рамками типичных для данного общества основных структурных подразделений.

Маргинальность — результат конфликта с существующими традиционными общепринятыми нормами, возникающими в результате столкновения сложившихся форм общественного бытия и вновь возникшими формами.

 

[2] Аффилиация (от англ. To affilitate – присоединять, присоединяться) – стремление человека быть в обществе других людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...