Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психофизиологические особенности подросткового возраста




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры подростков

Сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры

Психофизиологические особенности подросткового возраста

Методы и средства формирования нравственной культуры личности

Глава 2. Формирование нравственной культуры личности в МБОУ СОШ № 2

Методика оценки уровня нравственной воспитанности подростков

Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

 

В современных условиях глобализирующегося мира всё чаще речь заходит о сохранении традиционной культуры и повышения уровня нравственности личности. В данном аспекте формирование нравственной культуры личности тесно связано с гуманистическим мировоззрением и его устойчивостью. Особенно это актуально при формировании гармонично развитого поколения. В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.

Нравственность - это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой.

Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали. Нравственные чувства являются положительными, когда обусловленные ими действия находятся в соответствии с требованиями общества и получают с его стороны одобрительную оценку. К ним относятся чувства доброжелательства, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, чувство справедливости, долга, дисциплинированности, патриотизма и т. д.

Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Если человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжет, не берет чужого и т.д.), такое поведение считается нормальным, т.е. соответствующим нормам. Встречаясь с людьми самоотверженными, готовыми прийти на помощь не только близким, но и незнакомым людям, которые трудолюбивы, не кривят душой, не завидуют чужому успеху и т.д., мы говорим: "Это хорошие, добродетельные люди". Сталкиваясь с человеком, стремящимся нажиться за чужой счет, который может обмануть, украсть, стремится к праздной и развратной жизни, мы оцениваем его как порочного, безнравственного.

Формирование личности подростка, носит всеобъемлющий характер. Подростковый период - время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего "Я". Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания. Этот возраст представляет идеальную возможность приобщения формирующейся личности к ценностям принятых в обществе, к жизненной этике и эстетике.

В России преодоление кризисных явлений всегда связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию возможностей искусства как средства нравственного воспитания и перевоспитания подростков.

Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.

В российском обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности - признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Женщина стала "двигателем торговли". Редкая реклама обходится без изображения полуобнаженной женщины. Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу - непристойные сцены и фотографии. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И сегодня это часто нацелено именно на детей.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

В статье Андрея Юревича, Дмитрия Ушакова "Нравственность в современной России" приводится ужасающая статистика:

• ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

• каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. - убегают из дома;

• 12% подростков употребляют наркотики;

• более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

• около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;

• детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек;

• темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;

• в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического характера, среди которых значительное место призвана занять культурно-досуговая деятельность.

В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но не следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время невозможно. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения, реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством создания благоприятной социально-культурной среды.

Объектом исследования является процесс формирования нравственной культуры подростков.

Предмет исследования - методы и средства формирования нравственной культуры подростков.

Целью данной работы является выявление методов и средств формирования нравственной культуры личности

Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:

. Изучить научно-методическую литературу и выявить проблемы по формированию нравственной культуры подростков.

. Определить методы и средства формирования нравственной культуры подростков.

. Рассмотреть формирование нравственной культуры личности на примере МБОУ СОШ № 2.

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально педагогические условия и принципы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности, духовно нравственное воспитание личности гражданина России.

В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, а так же эмпирические методы, такие как беседа, опрос, тестирование.

Базой исследования являлась МБОУ СОШ № 2. В школе работает более 40 квалифицированных преподавателей, в том числе директор, завуч, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по информационному образованию, заведующая библиотекой, психолог, социальный педагог, старшая вожатая. В школе с первого по одиннадцатый класс обучаются 440 школьников.

нравственный подростковый асоциальный психологический


Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры подростков

1.1 Сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры

 

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований [3]. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми [16]. Например, согласно морали каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек проявляет к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

·   отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

·   отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

·   отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

·   отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;

·   отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

·   отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

В условиях обновляющихся социальных отношений демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения [4].

Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Психофизиологические особенности подросткового возраста

 

Подростковая культура начинает формироваться, когда родители (общество) отправляют ребенка в школу, где от него, особенно при переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. В значительной степени и школа, и родители блокируют в настоящее время для ребенка возможность решать свои проблемы в сфере игры и фантазии (сказки). Напротив, объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются двусторонние властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями) отношения, которые на подростковом этапе не только четко оформляются и расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики [18, с.49].

В прошлом возрастная терминология не была единообразной. Например, в Толковом словаре В. Даля "подросток - это дитя на подросте, около 14-15 лет". Л. Толстой в трилогии "Детство. Отрочество. Юность" стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20 лет. Как считает И. С. Кон, "возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус", а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. "С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию"[11, с.7].

Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по-разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.

Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 - у мальчиков. На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет (соответственно у девочек и мальчиков). Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. К пятому этапу, в 15-17 лет (16-17 лет у мальчиков, 15-16 - у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста [11].

Следует особо подчеркнуть, что анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.

Подростковый возраст традиционно принято оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение [12, с.11].

Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков противоречивой социально - подвижной частью общества.

Существует несколько типов противоречий в формировании личности подростка [9].

Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого-либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, "анализа через синтез"), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность, не включая мышление.

Противоречие между типом образования и возможностями подростка. К примеру, пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют "умственной жвачкой", становится замедлителем для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного, отсутствие дискуссий. Если же обучение ориентируется на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, то следует создать такую среду, которая разовьет его личностный потенциал.

Противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней. В начальной школе обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней школе - многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому могут возникнуть конфликты с педагогами.

Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. Реально это противоречие проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика.

Противоречие между старым и новым. Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка - чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда подростка в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Подростки не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности ненасыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.

Потребности проявить себя в среде сверстников. Желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе "создает" не ту внешность, о которой подросток мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом уродстве. Это противоречие не дает подростку заниматься "прилюдными" видами деятельности. Желание спрятаться от людей приводит некоторых подростков к нейротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.

Желание реализовать себя и неумение это сделать - еще одно противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения [14, с.32]. Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать.

Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит подростка на более высокий уровень.

В подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. Если перемена старых интересов и поведения происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по-взрослому, завтра - капризничает. Такая перемена тяжела для самого подростка: то, что нравилось раньше, вызывает бурный протест и отчаяние.

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым, являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят. В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой [9, с.15].

Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.

Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов - возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в виде тревожности, конфликтности отношений и переживаний. Основная задача взрослых в работе с "повзрослевшими детьми" - оказывать посильную поддержку и ориентирование к духовным ценностям, принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого [25].

Формирование нравственной культуры личности, на сегодняшний день, является одними из наиболее интенсивно развивающихся направлений в воспитании подростков. Рассмотрим данный вопрос в §1.3 подробнее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...