Анализ и интерпретация результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В результате проведенных исследований, мы получили следующие результаты. Экспертная оценка уровня воспитанности (Методика Н.П.Капустиной) (Приложение 3).
Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей ещё недостаточно высокий, необходимо продолжать работу, которая будет способствовать воспитанию личности с ещё более качественным уровнем воспитанности. Тест на выявление самооценки школьника (приложение 4) Цель: Определить качество самооценки учащихся. Самооценка-компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Итог: Работу выполняли 160 человек. Тестирование показало, что
Вывод: Необходимо содействовать воспитанию реальной самооценки, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха. Данные нашего исследования указали на недостаточный уровень сформированности нравственной культуры школьников в МБОУ СОШ № 2. У подростков недостаточное представление о моральных нормах, что идет в разрез с социальной практикой и свидетельствует о необходимости нравственного просвещения в школе. Хотя наши школьные годы остаются в целом верными гуманистическим представлениям, высоконравственным качествам личности, но данные статистики говорят и о недостаточном уровне сформированности этих качеств. Такие составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п. заметно потеряли в своем значении, уступив самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом это позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал, поэтому учебно-воспитательный процесс МБОУ СОШ № 2 следует направить на развитие и совершенствование потребностей подростков в познании, в творческом труде, активности и самостоятельности, максимально приближая уровень воспитанности школьников к высокому.
Несмотря на недостаточный уровень сформированности нравственных качеств все-таки наблюдается положительная динамика. В ходе реализации программ воспитательной организации "Радуга" школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Принимать активное участие в различных общественно-полезных акциях таким как "День пожилого человека", "Скворечник - птиц дом", "Благословите женщину" (ко дню матери) и т.д. Повысился интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Заключение
Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно - этическим нормам нации. Изучив научно-методическую литературу по заявленной теме, мы выявили проблемы, определили методы и средства формирования нравственной культуры личности. Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача преподавателя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.
Формирование нравственной культуры личности длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом подростка является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.
Библиографический список 1. Акатов, Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход./ Л.И. Акатов,- Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. - 264 с.: ил. 2. Борев, Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи./ Ю.Б. Борев,-М:МГУ, 1978.-с.165. 3. Воловикова, М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97. 4. Воловикова, М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2004.-Т. 25, № 5. - С. 16-23.
. Дементьева, Н.Ф. Социальное самочувствие семьи. [Текст] / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. 2008. - №5. - С. 102-109. 6. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 479 с. . Журавлев, А. Л., Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды/ А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №2 (11). - с. 7-13. . Запесоцкий, А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодёжи/ А.С. Запесоцкий,- Спб.: С-Пб.-ГУП, 2009. С.250-259 9. Казанская, В.Г. - Подросток. Трудности взросления./ В.Г. Казанская, //Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. 2008, Питер, 288 с. . Коган, Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования/Под ред. Л.Н. Когана./- М.: Наука, 1981.- 238 с. . Кон, И.С. Психология юношеского возраста /Проблемы формирования личности/ И.С Кон,// Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. С. . Лишин, О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 11-26. . Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность./ Н.Ф. Максютин, - Казань, 1995. - С. 21. . Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики [Текст]: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Мудрик.--М.: ACADEMIA, 2006.-- 205 с. . Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М., 1999,с.423. 16. Ослон, А. "Хорошая школа" - ключевая социальная проблема. [Текст] /А.Ослон// Социальная реальность.2006. №3 17. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых./ М. В. Осорина, Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007. 18. Розин, В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения / В.М. Розин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 49-57.\ 19. Сластенин, В.А.; Исаев И.Ф.; Мищенко А.И.; Шиеков Е.Н./Педагогика Учеб.пособие для студ. пед.учеб.заведений/ В.А Сластенин, И.Ф Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиеков - М.: Школа-Пресс; -1998. . Степанова, Е.Н. "Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания"/ Е.Н. Степанова, Л.М. Лузина.(Москва, 2002г., Творческий центр.)
. Третьякова, Н.В. /Технологии культурно-досуговых программ: технологии рекреационно-развлекательных программ: учебное пособие/АлтГАКИ.-Барнаул:Изд-во АлтГАКИ, 2006,-100с . Троицкий, В.Ю. /О патриотическом воспитании /газета "Русский Вестник" № 16 (644) 2004, с.14. . Фохт-Бабушкин, Ю.У.Человек в мире художественной культуры/ Ю.У. Фохт-Бабушкин,- М., Наука, 1982.- 336 с. . Рахимов, А.З. /Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6. 25. Рахимова, Г. Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях // Молодой ученый (научный журнал)- Чита, 2010.№ 5 (16).- С. 183-188. 26. Фельдштейн Д.И.. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2010. - N 3. - С. 47-56. 27. Шмерлина, И. Учить или воспитывать? [Текст] / И. Шмерлина //Социальная реальность. 2008. № 6. 28. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29. 29. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура" // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700. (2007 год.) 30. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. - 412 с. . Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 - с.26-37. Приложения
Тема беседы на родительском всеобуче: "Как воспитывать нравственность?" (по материалам С.Д.Фокиной) Цели: Помочь родителям в определении понятия "нравственность", познакомить с заповедями и нравственными идеалами, определить свод законов, определяющих нравственное воспитание в семье. Текст беседы: Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать, а чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющих моральное достояние человеческой души.
Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельного разговора с ребёнком. "Возлюби ближнего своего, как самого се6я" учит одна из главных нравственных истин. Кто же этот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Человек, который является твоим родственником? Да. Но не только. Ближний- это человек, который находится в беде и которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от просящего и нуждающегося, проявить милосердие является одной из важнейших человеческих добродетелей. Ребёнку нужно объяснить, что милосердный обращает своё внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь, он не делает никаких различий: добрый это или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Человек живёт не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него. Эту истину человек должен понять с детства. О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь "не убий". Речь здесь идёт не только о физическом убийстве живого, но и о злобе, гневе, ненависти, обращённых к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть сродни убийству, поэтому, согласно морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубые слова, надо быстрее заглушить в сердце злобу и примириться с ним. А как поступать с людьми, которые тебя обидели? Прощение лучше мщения. Детям надо объяснять, что необходимо научиться побеждать свой гнев, не подражать тем, кто тебя оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека. В нашей жизни много грубых, бранных слов. Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена в сознание ребенка. Порассуждайте с ребёнком о том, что ложь является злым пороком в человеке. Нет ничего хуже, чем пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать о собственной выгоде. Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать, требуют заповеди "не укради", "не желай ничего чужого". Нельзя брать того, что принадлежит другому. Часто бывает так, что мы берём почитать книгу, и забываем её вернуть, держим, взятые в долг вещи, пока о них не забудут, потихоньку берём то, что не охраняется. Воровство быстро может стать привычкой. Надо уметь радоваться тому, что есть. С удовольствием пользоваться тем, что имеешь. В числе нравственных устоев издавна отмечалась скромность, скромное поведение. Не надо себя считать выше другого человека, возносить себя, хвастаться. Обязанностью нравственного поведения является строгое почитание тех, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. Поэтому в нравственный закон вложена заповедь "чти отца своего и мать свою". Непослушание всегда считалось преступлением, на которое люди всегда смотрели с отвращением. Неразрывно связана с любовью к ближнему заповедь, повелевающая человеку трудиться. С возрастом дети должны понять, что труд, который нужен людям, приносит отрадное удовольствие, а безделье и время, проведенное впустую, оставляет в душе скверный осадок. Итак, свод законов прост - будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, но в них многолетний опыт многовековых поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: "Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь".
Приложение 2
МИНИПРОЕКТ Тема: "Формирование общекультурной компетентности в воспитательном процессе"
Приложение 3
Определение уровня воспитанности. Методика Н.П.Капустина
Оценивание производится по пятибалльной системе: - это есть всегда - часто - редко - никогда - у меня другая позиция По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является показателем уровня воспитанности. Средний балл: - 4,5 высокий уровень ,4 - 4 хороший уровень ,9 - 2,9 средний уровень ,8 - 2 низкий уровень
Приложение 4
Тест на выявление самооценки школьника Цель: Определить качество самооценки учащихся. Самооценка-компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя. своих способностей. Нравственных качеств и поступков. Для определения самооценки ученику предлагают 30-40 слов, обозначающие положительные и отрицательные качества личности, например: аккуратный, веселый, грустный, скупой, добрый, отличник, драчун, справедливый, грязнуля, послушный, плаксивый, злой, сердитый, быстрый, медлительный, упрямый, дисциплинированный, грустный, грубый, воспитанный, скромный, культурный, ласковый, жалостливый, капризный, невнимательный, т.д. Из названных качеств ребенок должен в первую колонку выписать такие, которые больше всего нравятся в других школьниках, а во вторую те, которые не нравятся (по десять). Затем в каждой выписанной колонке следует подчеркнуть свойства, которые присущи ему самому. Анализ результатов: Вычисляется коэффициент самооценки - количество собственных положительных качеств делится на общее их количество; количество собственных отрицательных качеств делится на общее их количество. Полученный коэффициент служит характеристикой самооценки личностью своих положительных и отрицательных свойств.
Ключ к оценке результатов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|