Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и интерпретация результатов исследования




 

В результате проведенных исследований, мы получили следующие результаты.

Экспертная оценка уровня воспитанности (Методика Н.П.Капустиной) (Приложение 3).

 

 

Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей ещё недостаточно высокий, необходимо продолжать работу, которая будет способствовать воспитанию личности с ещё более качественным уровнем воспитанности.

Тест на выявление самооценки школьника (приложение 4)

Цель: Определить качество самооценки учащихся.

Самооценка-компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Итог: Работу выполняли 160 человек.

Тестирование показало, что

 

Положительные качества Отрицательные качества
Реальная самооценка-45% Завышенная самооценка-42% Заниженная самооценка-13% Реальная самооценка-49% Недооценка, занижение недостатков-29% Завышенная самооценка- 22%

 

Вывод: Необходимо содействовать воспитанию реальной самооценки, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.

Данные нашего исследования указали на недостаточный уровень сформированности нравственной культуры школьников в МБОУ СОШ № 2. У подростков недостаточное представление о моральных нормах, что идет в разрез с социальной практикой и свидетельствует о необходимости нравственного просвещения в школе. Хотя наши школьные годы остаются в целом верными гуманистическим представлениям, высоконравственным качествам личности, но данные статистики говорят и о недостаточном уровне сформированности этих качеств. Такие составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п. заметно потеряли в своем значении, уступив самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом это позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал, поэтому учебно-воспитательный процесс МБОУ СОШ № 2 следует направить на развитие и совершенствование потребностей подростков в познании, в творческом труде, активности и самостоятельности, максимально приближая уровень воспитанности школьников к высокому.

Несмотря на недостаточный уровень сформированности нравственных качеств все-таки наблюдается положительная динамика. В ходе реализации программ воспитательной организации "Радуга" школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Принимать активное участие в различных общественно-полезных акциях таким как "День пожилого человека", "Скворечник - птиц дом", "Благословите женщину" (ко дню матери) и т.д. Повысился интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности.


Заключение

 

Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно - этическим нормам нации.

Изучив научно-методическую литературу по заявленной теме, мы выявили проблемы, определили методы и средства формирования нравственной культуры личности.

Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача преподавателя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.

Формирование нравственной культуры личности длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом подростка является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.

 


Библиографический список

1.  Акатов, Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход./ Л.И. Акатов,- Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. - 264 с.: ил.

2. Борев, Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи./ Ю.Б. Борев,-М:МГУ, 1978.-с.165.

3.  Воловикова, М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97.

4. Воловикова, М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2004.-Т. 25, № 5. - С. 16-23.

.   Дементьева, Н.Ф. Социальное самочувствие семьи. [Текст] / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. 2008. - №5. - С. 102-109.

6.  Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 479 с.

.    Журавлев, А. Л., Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды/ А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №2 (11). - с. 7-13.

.    Запесоцкий, А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодёжи/ А.С. Запесоцкий,- Спб.: С-Пб.-ГУП, 2009. С.250-259

9. Казанская, В.Г. - Подросток. Трудности взросления./ В.Г. Казанская, //Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. 2008, Питер, 288 с.

.   Коган, Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования/Под ред. Л.Н. Когана./- М.: Наука, 1981.- 238 с.

.   Кон, И.С. Психология юношеского возраста /Проблемы формирования личности/ И.С Кон,// Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. С.

.   Лишин, О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 11-26.

.   Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность./ Н.Ф. Максютин, - Казань, 1995. - С. 21.

.   Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики [Текст]: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Мудрик.--М.: ACADEMIA, 2006.-- 205 с.

.   Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М., 1999,с.423.

16. Ослон, А. "Хорошая школа" - ключевая социальная проблема. [Текст] /А.Ослон// Социальная реальность.2006. №3

17. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых./ М. В. Осорина, Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007.

18. Розин, В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения / В.М. Розин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 49-57.\

19. Сластенин, В.А.; Исаев И.Ф.; Мищенко А.И.; Шиеков Е.Н./Педагогика Учеб.пособие для студ. пед.учеб.заведений/ В.А Сластенин, И.Ф Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиеков - М.: Школа-Пресс; -1998.

.   Степанова, Е.Н. "Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания"/ Е.Н. Степанова, Л.М. Лузина.(Москва, 2002г., Творческий центр.)

.   Третьякова, Н.В. /Технологии культурно-досуговых программ: технологии рекреационно-развлекательных программ: учебное пособие/АлтГАКИ.-Барнаул:Изд-во АлтГАКИ, 2006,-100с

.   Троицкий, В.Ю. /О патриотическом воспитании /газета "Русский Вестник" № 16 (644) 2004, с.14.

.   Фохт-Бабушкин, Ю.У.Человек в мире художественной культуры/ Ю.У. Фохт-Бабушкин,- М., Наука, 1982.- 336 с.

.   Рахимов, А.З. /Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

25. Рахимова, Г. Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях // Молодой ученый (научный журнал)- Чита, 2010.№ 5 (16).- С. 183-188.

26. Фельдштейн Д.И.. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2010. - N 3. - С. 47-56.

27. Шмерлина, И. Учить или воспитывать? [Текст] / И. Шмерлина //Социальная реальность. 2008. № 6.

28. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29.

29. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура" // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700. (2007 год.)

30. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. - 412 с.

.   Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 - с.26-37.


Приложения

 

Тема беседы на родительском всеобуче: "Как воспитывать нравственность?" (по материалам С.Д.Фокиной)

Цели: Помочь родителям в определении понятия "нравственность", познакомить с заповедями и нравственными идеалами, определить свод законов, определяющих нравственное воспитание в семье.

Текст беседы:

Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать, а чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющих моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельного разговора с ребёнком.

"Возлюби ближнего своего, как самого се6я" учит одна из главных нравственных истин. Кто же этот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Человек, который является твоим родственником? Да. Но не только. Ближний- это человек, который находится в беде и которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от просящего и нуждающегося, проявить милосердие является одной из важнейших человеческих добродетелей. Ребёнку нужно объяснить, что милосердный обращает своё внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь, он не делает никаких различий: добрый это или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Человек живёт не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него. Эту истину человек должен понять с детства.

О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь "не убий". Речь здесь идёт не только о физическом убийстве живого, но и о злобе, гневе, ненависти, обращённых к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть сродни убийству, поэтому, согласно морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубые слова, надо быстрее заглушить в сердце злобу и примириться с ним. А как поступать с людьми, которые тебя обидели? Прощение лучше мщения. Детям надо объяснять, что необходимо научиться побеждать свой гнев, не подражать тем, кто тебя оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека.

В нашей жизни много грубых, бранных слов. Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена в сознание ребенка. Порассуждайте с ребёнком о том, что ложь является злым пороком в человеке. Нет ничего хуже, чем пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать о собственной выгоде.

Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать, требуют заповеди "не укради", "не желай ничего чужого". Нельзя брать того, что принадлежит другому. Часто бывает так, что мы берём почитать книгу, и забываем её вернуть, держим, взятые в долг вещи, пока о них не забудут, потихоньку берём то, что не охраняется. Воровство быстро может стать привычкой. Надо уметь радоваться тому, что есть. С удовольствием пользоваться тем, что имеешь. В числе нравственных устоев издавна отмечалась скромность, скромное поведение. Не надо себя считать выше другого человека, возносить себя, хвастаться.

Обязанностью нравственного поведения является строгое почитание тех, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. Поэтому в нравственный закон вложена заповедь "чти отца своего и мать свою". Непослушание всегда считалось преступлением, на которое люди всегда смотрели с отвращением.

Неразрывно связана с любовью к ближнему заповедь, повелевающая человеку трудиться. С возрастом дети должны понять, что труд, который нужен людям, приносит отрадное удовольствие, а безделье и время, проведенное впустую, оставляет в душе скверный осадок.

Итак, свод законов прост - будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, но в них многолетний опыт многовековых поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: "Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь".

 


Приложение 2

 

МИНИПРОЕКТ

Тема: "Формирование общекультурной компетентности в воспитательном процессе"

 

Актуальность Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания "человека культурного" в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Такие понятия, как "свобода" и "демократия", не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы "вседозволенности". Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стали деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи и государства. Актуальность проблемы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; взаимонепониманием "детей" и "взрослых", негативным отношением подростков к традициям и ценностям "отцов".
Проблемы Поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе: · отсутствие у учащихся и родителей правовой культуры; · снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом; · проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью; · наблюдается спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования; · высокая степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей; · низкий уровень толерантности; · низкий уровень валеологической культуры.
Цель Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.
Задачи В концепции подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания является "формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда". Приоритетные задачи по формированию общекультурной компетентности учащихся: · воспитание толерантности; · применение на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий; · развитие интереса к школьной жизни; · развитие в школе КВНовского движения; · формирование отношения к себе "Я и Я"; · формирование гражданского отношения к искусству; · педагогическое просвещение родителей и учащихся о роли науки и религии в жизни человека; · воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные способности.
Критерии  Уровень общекультурного кругозора, воспитанности, уровень духовно-нравственного развития, ценностные ориентации, уровень коммуникативной культуры, уровень валеологических знаний, уровень экологической культуры, уровень правовых знаний.
Предполагаемые результаты - повышение уровня воспитанности школьников; - рост уровня духовно-нравственного развития учащихся; - снижение заболеваний среди школьников и отказ от вредных привычек; - увеличение числа учащихся, вовлеченных в досуговую деятельность; - повышение экологической культуры; - разработка новых, интересных программ воспитательной работы классными руководителями.
Формирующая деятельность Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е. Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков. Одним из важных результатов деятельности является успешная реабилитация и социализация воспитанников, что создает яркую обратную связь с выпускниками и их родителями. Необходимо активно разбирать причины данных негативных тенденций в воспитательной работе школы, постоянно искать новые формы педагогического воздействия на учащихся, обновлять формы и содержание работы. Современный подход к воспитательной работе требует от педагогов постоянного изучения интересов и потребностей детей и подростков в формах досуга, создания конкурентноспособных, неординарных программ, сценариев, ориентированных на формирование устойчивых познавательных интересов, воспитывающих потребности в культурном досуге, препятствующих падению интереса к культурным и духовным ценностям. Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета. Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.
Основные направления - правовая и политическая культура; - религиозная культура; - экологическая культура; - интеллектуальная культура; - валеологическая культура.

 


Приложение 3

 

Определение уровня воспитанности. Методика Н.П.Капустина

  Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
I. Эрудиция: -прочность и глубина знаний      
-культура речи      
-доказательность и аргументированность суждений      
-сообразительность      
-использование дополнительных источников      
II. Отношение к труду: -старательность и добросовестность      
-самостоятельность      
- внимательность      
-бережливость      
-привычка к самообслуживанию      
3. Я и природа: -бережное отношение к природе      
-бережное отношение к растениям      
-бережное отношение к животным      
-стремление сохранить природу повседневной жизни и труде      
-помощь природе      
4. Я и общество: -выполнение правил внутреннего распорядка      
-выполнение правил поведения для учащихся      
-следование нормам и правилам человеческого общежития      
-милосердность как противоположность жестокости      
-участие в жизни класса и школы      
5. Эстетический вкус: -аккуратность, опрятность      
-культурные привычки в жизни      
-внесение эстетики в жизнедеятельности      
-умение находить прекрасное в жизни      
-посещение культурных центров      
6. Отношение к себе: -я самоуправляю собой, своим поведением      
-умею организовать свое время      
-соблюдая правила личной гигиены      
-забочусь о здоровье      
-у меня нет вредных привычек      

 

Оценивание производится по пятибалльной системе:

- это есть всегда

- часто

- редко

- никогда

- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является показателем уровня воспитанности.

Средний балл:

- 4,5 высокий уровень

,4 - 4 хороший уровень

,9 - 2,9 средний уровень

,8 - 2 низкий уровень

 


Приложение 4

 

Тест на выявление самооценки школьника

Цель: Определить качество самооценки учащихся.

Самооценка-компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя. своих способностей. Нравственных качеств и поступков.

Для определения самооценки ученику предлагают 30-40 слов, обозначающие положительные и отрицательные качества личности, например: аккуратный, веселый, грустный, скупой, добрый, отличник, драчун, справедливый, грязнуля, послушный, плаксивый, злой, сердитый, быстрый, медлительный, упрямый, дисциплинированный, грустный, грубый, воспитанный, скромный, культурный, ласковый, жалостливый, капризный, невнимательный, т.д.

Из названных качеств ребенок должен в первую колонку выписать такие, которые больше всего нравятся в других школьниках, а во вторую те, которые не нравятся (по десять). Затем в каждой выписанной колонке следует подчеркнуть свойства, которые присущи ему самому.

Анализ результатов:

Вычисляется коэффициент самооценки - количество собственных положительных качеств делится на общее их количество; количество собственных отрицательных качеств делится на общее их количество.

Полученный коэффициент служит характеристикой самооценки личностью своих положительных и отрицательных свойств.

 

Ключ к оценке результатов:

положительные отрицательные
0, 4-0, 5 реальная самооценка 0, 4-0, 5 реальная самооценка
0, 51-1 завышенная самооценка 0, 51-1 занижение недостатков, недооценка
0, 39-0 заниженная самооценка 0, 39-0 завышенная самооценка, идеализация

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...