Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникационные техники, способствующие пониманию партнера




· Ступень А. “Проговаривание”. Собеседник точно, дословно повторяет высказывание партнера. При этом он может начать с вводной фразы “Как я Вас понял...”, “По Вашему мнению...”, “Ты считаешь...” и т. п.

· Ступень Б. “Перефразирование”. Собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное, в его словах: “Вашими основными идеями, как я понял, являются...”, “Итак...”.

· Ступень В. “Развитие идеи”. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположение относительно причин высказывания партнера “Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...”, “Вы считаете, видимо, потому что...”

Обратная связь

Специалисты акцентируют внимание на таком свойстве человека, как рефлексия, т.е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются людьми. Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Оно может совпадать с собственной точкой зрения, что способствует укреплению доверительности в отношениях, а может и расходиться с ней, создавая предпосылки для возникновения конфликтов.

Для рефлексии исключительно значима информация этой обратной связи.

 

 

Предложенная схема представляет квадрат, разделенный горизонтальной и вертикальной линиями на четыре части. Первая обозначает сведения, известные всем. Вторая зона указывает на мнение других о данной личности, которое ей до определенной поры неизвестно и которое по мере обратной связи оказывает в последующем воздействие на поведение человека. Третья зона заключает сведения, которые другим недоступны или пока неизвестны из-за замкнутости человека, его нежелания “раскрываться”, краткости знакомства. Четвертая зона хранит информацию о потенциальных возможностях индивида, которые ни ему, ни окружающим неизвестны, но которые способны проявиться при каких-то экстремальных обстоятельствах.

Одним из условий обратной связи является умение слушать своего собеседника, предоставляя ему возможность высказаться полностью. Это – золотое правило слушания. Короткая пауза в речи не означает, что поставлена точка. Важно почувствовать, когда вас приглашают высказаться.

Нередко поддерживать внимание к говорящему очень трудно. Если чувствуете, что ваше внимание к собеседнику ослабевает, смысл его речи начинает ускользать, то “слушайте всем телом” – повернитесь к говорящему, смотрите на его лицо. Слушая сидя, наклонитесь в сторону собеседника.

Чтобы стать умелым слушателем, необходимо воздерживаться от оценочных суждений до того момента, пока не будете уверены, что оценки действительно важны собеседнику и могут быть ему полезны. Для этого нужно сконцентрироваться на нем и периодически “возвращать” ему перифраз того, о чем он рассказывает. Он будет уверен, что его внимательно слушают.

При разговоре надо стараться понять смысл слов собеседника, для чего и необходимо уточнение в правильности понимания.

Особенно важно: не торопиться интерпретировать, оценивать сказанное, не спешить выразить говорящему свое мнение по поводу его слов.

 


ВОПРОС 12

Всеобщая Декларация о геноме человека и человеческих правах была единогласно принята на Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1997 года. Подобный документ есть ни что иное как выражение некоторых надежд и чаяний. Однако, он может повлиять на развитие норм международного права в этой области. Но, как таковая, сама Декларация не является правовым документом.

Декларация 1997 года ясно очертила перспективу - подписание объединенного договора. Она отвела ЮНЕСКО ключевую роль в стимулировании отклика общества на наиболее знаковое достижение науки со времен расщепления атома. Но почему такой договор необходим? Каковы основные проблемы, которые он помог бы решить?

Необходимость может быть проиллюстрирована буквально в нескольких словах. Генная инженерия продвигается вперед, рождая множество проблем. Право - и национальное, и международное - просто не успевает за этим стремительным развитием. Следует иметь в виду, что в нормах права, регламентирующих ценности общества и, следовательно, человеческих особей, не скомпенсированы изменения, вносимые достижениями генетики. И если вовремя не указать легальные границы таких изысканий, это может привести к девальвации таковых норм вообще. А это значит передать право направлять такие исследования в будущем сравнительно небольшому кругу ученых, технологов и инвесторов. В общем, когда речь идет о праве, ничего не делать - это тоже выбор.

Каждый может согласиться с тем, что продолжить дело, начатое Декларацией ЮНЕСКО, мы должны подписанием некоторого объединенного договора. Точно так же, как каждый уверен в том, что должна существовать единая объединенная коалиция против терроризма. Подвох в мелочи. Что есть "терроризм"? Каковы аспекты будущего развития знаний в генетике, которые мы могли бы повсеместно запретить или хотя бы положить в основу всеобщего моратория?

Некоторые государства уже сейчас прибегают к использованию специальных, но ограниченных договоров о запрете репродуктивного клонирования человеческих существ. На первый взгляд это кажется хорошей идеей. Некоторые государства даже приняли и ввели в действие законы в данной отрасли. Такие действия могут быть политически популярными вследствие интуитивного отталкивания от самой идеи клонирования человека, свойственного большинству людей. Более детальный анализ говорит о том, что необходимо действовать более осмотрительно. Общество уже имеет опыт подобного интуитивного отталкивания от более ранних технологий репродукции, таких как, например, искусственного оплодотворения. Более того, частные случаи клонирования определенных клеток имеют большие возможности облегчить страдания многим людям разработать новые методики лечения. Следует подходить к изучению данного вопроса более чем осторожно, особенно при подготовке некоторого договора, чтобы избежать всевозможных просчетов. И в любом случае такой шаг затронет небольшое количество людей. Впрочем, для политиков, юристов и некоторых бюрократов вполне типично концентрировать внимание на таких задачах, нежели на акциях, имеющих действительно широкое влияние на общественность.

Дискриминация и вопрос собственности

По моему мнению, есть два аспекта, которые заслуживают немедленного внимания международной общественности с перспективой рассмотрения в рамках объединенного договора. Первый - это дискриминация. Существует реальная угроза того, что люди подвергнутся несправедливой дискриминации по генетическому признаку. Это стало предметом обсуждения в Декларации ЮНЕСКО 1997 года, в частности, в Статье 6. Международная конвенция, рассматривающая этот принцип, была бы очень уместна и могла бы иметь большое влияние.

Второй аспект - это горячий на сегодня вопрос прав в области интеллектуальной собственности (патентное право). Патентование последовательностей генов достигло сейчас критического и тревожного состояния. Как только патент защищен, он приводит в действие существующие нормы международного права, как, например, соглашение Всемирной торговой организации. Оно обязует членов защищать интеллектуальную собственность и права на нее. Огромное беспокойство было высказано многими странами о том, что патентование приведет к искажению приоритетов использования знаний генной инженерии и заставят развивающиеся страны нести немалые расходы, связанные с предметом исследований живой материи, которую мы отождествляем с человеком - нашим геномом.

Некоторые наблюдатели, как внутри, так и вне ЮНЕСКО, призывают к запрету на выдачу патентов в этой области. Другие утверждают, что существующие законы и соглашения уже обеспечивают достаточную степень защиты, включая и бедные страны. Если международное сообщество действительно видит перспективу в дальнейшем развитии этого направления, то новое международное соглашение о патентовании в данной области имело бы огромное значение.

Реально же, дабы отвлечь внимание от действительно важных аспектов, более мелкие детали могут задержать процесс подготовки такого соглашения. Также необходимо понимать, что его подготовка - это чрезвычайно трудоемкий процесс. Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году понадобилось более 27 лет, чтобы вступила в силу Конвенция о гражданских и политических правах (1976). Промежуток между принятием Декларации об исключении дискриминации женщин (1967) и соответствующей Конвенции (1981) составил более двадцати лет. Со времени принятия Декларации прав ребенка в 1959 году до принятия соответствующей Конвенции (1989) прошло более 30 лет. И основная наша проблема касательно генома человека - это то, что наука уходит далеко вперед. И через 30 лет у нас будут уже новые, другие и еще более сложные условия.

В новом тысячелетии международные юристы должны быть настолько же продуктивными, как и ученые. И способность человечества дать достойный ответ в соответствующих нормах международного права - задача настолько же сложная, насколько сложна наука, ее поставившая. ЮНЕСКО должна сыграть здесь ключевую и жизненно важную роль. Никогда еще лидерство этой организации не было так важно для человечества.


 

ВОПРОС 13

Идеи толерантности в Декларации принципов толерантности.

СТАТЬЯ 1 - ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

СТАТЬЯ 2 - ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УРОВЕНЬ

2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того, чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).

СТАТЬЯ 3 - СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличности по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы представить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

СТАТЬЯ 4 - ВОСПИТАНИЕ

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

2. В Декларации принципов терпимости написано все то же самое, прям слово в слово(только толерантность поменяли на терпимость)

3. Во Всеобщей Декларации прав человека.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.


 

ВОПРОС 14

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования(14 декабря 1960 г)

«Кто очень долго думает о том, чтоб делать добро, у того нет времени быть добрым» Рабиндранат Тагор

Люди всего мира давно уже поняли необходимость образования. Отсутствие должного образования, влечет за собой большие проблемы. Равный доступ к образования основное условие равенства между людьми, как в социальном так и в культурном смысле. В настоящей Конвенции выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или же рождения. В настоящей Конвенции слово "образование" относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется.

К действиям, нарушающим равное право людей на образование, относят

закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

ограничение образования;

создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений (кроме случаев, предусмотренных положением статьи 2 настоящей Конвенции);

положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

В целях ликвидации или предупреждения дискриминации, государства участвующие в подписании данной конвенции обязуются отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования. А в последствии принять должные законодательные порядки и не допускать более такого рода дискриминации.

Основной действие образования должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод. Оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группам.

Родители и законные опекуны должны иметь возможность, предоставить своим детям тот уровень образования, который отвечает минимальным требованиям законодательства, а также обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями.

Национальные меньшинства имеют право вести собственную просветительную работу, которая в свою очередь не будет мешать основному обязательному образованию, и будет являться факультативным занятием.

Проблема дискриминации в области образования присуща как развитым, так и развивающимся странам. Дискриминация может быть связана не только с национальными, расовыми и религиозными различиями, но и с гендерной и межклассовой интолерантностью. Это проблема, не понаслышке знакома и России, особенно в двух последних её проявлениях.


 

ВОПРОС 15

Основной идеей конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальной принадлежности, религии, пола.

Конвенция № 97 ориентирована на регулирование прав легальных мигрантов и обеспечение защиты их интересов в суде.

В приложениях 1 и 2 к Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г. указано, что всякое лицо, способствующее тайной или незаконной иммиграции, подлежит соответствующему наказанию.

Протокол, касающийся статуса беженцев

Генеральная Ассамблея в своей резолюции 2198 (XXI) от 16 декабря 1966 года приняла к сведению Протокол и обратилась с просьбой к Генеральному секретарю препроводить текст Протокола государствам, с тем чтобы дать им возможность присоединиться к Протоколу. Подлинный текст Протокола был подписан Председателем Генеральной Ассамблеи и Генеральным секретарем в Нью-Йорке 31 января 1967 года и направлен правительствам. Протокол вступил в силу 4 октября 1967 года после сдачи на хранение шестого акта о присоединении.

При присоединении к Протоколу государства берут на себя обязательство применять основные положения Конвенции 1951 года в отношении всех беженцев, подпадающих под ее определение, но без ограничения срока. Несмотря на то, что Протокол таким образом связан с Конвенцией, он является самостоятельным актом, к которому могут присоединиться не только государства – участники Конвенции.

Конвенция и Протокол – основные международные акты, направленные на защиту беженцев, и основополагающий характер этих актов получил широкое

Конвенция позволяет присоединяющимся к ней государствам сделать оговорку, в соответствии с которой слова “события, происшедшие до 1 января 1951 года” понимаются как означающие “события, происшедшие в Европе” до этой даты. Данного географического ограничения придерживается весьма ограниченное число государств, а с принятием Протокола 1967 года оно во многом утратило свое значение.

Генеральная Ассамблея неоднократно рекомендовала государствам стать их участниками. Присоединиться к этим актам также рекомендовали различные региональные организации, например Совет Европы, Организация африканского единства и Организация американских государств. На 1 августа 2007 года участниками одного или обоих этих актов были 147 государств.

Конвенция МОТ № 111

Конвенция о дискриминации в области труда и занятий Международной Организации труда (Конвенция №111) принята 25 июня 1958 года, вступила в силу 15 июня 1960 года. Конвенция дает определение понятия «дискриминация» и терминов «труд» и «занятость», и обязывает государства-участников следовать этим определениям при проведении национальной политики в соответствующей области, направленной на недопущение такой дискриминации. Конвенция устанавливает, что специальная защита отдельных групп (по соображениям пола, возраста, физических недостатков и пр.) не является дискриминацией. Конвенция ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 31 января 1961 года.

Дискриминация в области труда и занятий означает иное и менее благоприятное обращение с людьми из-за присущих им характеристик, не имеющих отношения к их заслугам или требованиям к данной работе. К числу таких характеристик относятся принадлежность людей к той иной расе, цвет кожи, пол, исповедуемая ими религия, политические взгляды, национальная принадлежность, социальное происхождение.

К числу других форм дискриминации, вызывающих озабоченность МОТ и его социальных партнеров, относятся возраст, ограниченная трудоспособность (инвалидность), заболевание ВИЧ/СПИДом и сексуальная ориентация. Также широко распространена и носит устойчивый характер дискриминация по признаку членства в профсоюзе. Искоренение дискриминации – это ключевая задача, сформулированная в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Не могут считаться дискриминационными различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различиях в производительности труда. Некоторые работники и определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификации и способностей – чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работника.

Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не является дискриминацией.

Различное обращение, направленное на удовлетворение особых потребностей отдельных лиц – при условии, что им обеспечены равные возможности, - не считается дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для трудовой деятельности, или запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями. Сюда же можно отнести и меры, направленные на предоставление помощи тем группам людей, которые в прошлом стали жертвами дискриминации или являются таковыми в настоящее время.

Как развитие потенциала человека, так и его достоинство зависят от недопущения дискриминации в сфере труда. Это – одно из основополагающих прав человека, от соблюдения которого выигрывают все: отдельный человек, предприятие и общество в целом.

Устранение дискриминации – важнейшая предпосылка для того, чтобы добиться, чтобы люди были способны свободно избирать свою профессиональную стезю, развивать свои таланты и способности и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами и достижениями.

Дискриминация приводит к возникновению неравенства на рынке труда и появлению несправедливых преимуществ.

Таким образом, международно-правовые (включая наднациональные) механизмы в сфере регулирования миграции выполняет двоякую роль. Во-первых, международные принципы и стандарты в области прав человека выступают основой для установления баланса между частными интересами (права мигрантов) и публичными интересами (национальные интересы государств). Во-вторых, международное право в сфере миграции регулирует ряд вопросов, решение которых требует объединения усилий государств и неосуществимо на национальном уровне.

С одной стороны, международные и наднациональные регуляторы не могут и не должны детально определять государственную политику в сфере миграции, включая модели интеграции мигрантов. С другой стороны, в современных условиях они все активней очерчивают границы, в пределах которых должны строиться соответствующие отношения, причем как между отдельными государствами, так и между государством и частными лицами.


 

ВОПРОС 16

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

Конвенция была принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1948 года в Парижe.

Конвенция вступила в силу 12 января 1951 года.

Она устанавливает международный правовой статус понятия «геноцид» как тягчайшего преступления против человечества, а также даёт его юридическое определение.

Являет собой кульминацию многолетней борьбы польского юриста еврейского происхождения Рафаэля Лемкина за установление юридической ответственности за уничтожение этнических групп и признание международным сообществом геноцида как преступления против человечества.

Всем странам-участницам предписывается принимать меры к предотвращению и наказанию актов геноцида в военное и мирное время. Количество стран, ратифицировавших конвенцию, на сентябрь 2011 года достигает 141.

Конвенция была принята для предупреждения действий аналогичных Холокосту, совершённых Третьим Рейхом во время Второй Мировой Войны. Первая редакция Конвенции включала включала также убийства по политическим мотивам, но СССР и ряд других стран отказались считать действия, направленные против групп, идентифицированных по политическим или социальным признакам, геноцидом. В результате политического и дипломатического компромисса, эти критерии были исключены.

Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него

АПАРТЕИД (на африкаанс apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление) – международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 1990-х гг.

Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. квалифицирует апартеид как преступление против человечества (ст. 1).

Одним из международно-правовых документов конвенционного характера, направленных на пресечение конкретных международных преступлений, является Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, принятая Генеральной Ассамблеей 30 ноября 1973 г. и вступившая в силу 18 июля 1976 г. Эта конвенция -• значительный вклад в прогрессивное развитие и кодификацию международного уголовного права, поскольку она обогатила его конкретными нормами, разработанными для пресечения этого международного преступления.

По общему признанию, политика и практика апартеида являются в наши дни наиболее бесчеловечным проявлением расизма и расовой дискриминации и могут быть сравнимы лишь с преступлениями нацистского режима. В этой связи апартеид рассматривается в качестве разновидности агрессивной войны, правомерной реакцией на которую является борьба жертв апартеида за свое освобождение.

"Лица, несущие ответственность за политику апартеида, своей одиозной и бесчеловечной практикой побуждают гражданское население к восстанию или даже к гражданской войне, последствия которой могут быть опасны для международного мира и правопорядка. Апартеид является психологической "агрессивной войной", разрушающей все духовные и моральные общественные ценности. Низведение людей до состояния, в котором они перестают чувствовать себя людьми,- хуже, чем открытая война, ведущаяся вооруженными силами, и жестокости такой войны могут вызвать массовые жертвы среди людей, выходящие за пределы нескольких стран"59. Т. Ф. Таиров, имея в виду апартеид, подчеркивает, что "попрание прав человека в отдельном государстве является преступлением против справедливости и угрозой не только для внутреннего мира отдельных государств, но в конечном счете угрозой также и для мирных отношений между отдельными народами" 60.

Организация Объединенных Наций, все ее главные органы начали заниматься вопросами борьбы с расовой дискриминацией и одним из ее наиболее бесчеловечных проявлений - апартеидом по существу со времени своего создания. В многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи было выражено мнение, что политика и практика апартеида представляют собой полное отрицание целей и принципов Устава ООН и являются международным преступлением.

Совет Безопасности, со своей стороны неоднократно констатировал, что проводимые южноафриканскими властями политика и практика апартеида угрожают международному миру и безопасности.

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него была разработана по инициативе Советского Союза и Гвинеи. К числу соавторов затем присоединилась Нигерия. Идея разработки конвенции получила поддержку подавляющего большинства государств, в первую очередь социалистических и развивающихся.

В то же время некоторые государства, в основном западные, выразили сомнение в необходимости и важности разработки такой конвенции. В замечаниях к проекту конвенции некоторые государства (Австрия, Дания, Швеция) связывали свое сдержанное отношение к нему с тем, что, как говорилось в ответе Дании, "в отношении принципов международной уголовной юрисдикции до сих пор не достигнуто какого-либо прогресса"61.

В то же время выдвижение точек зрения, подобных изложенной в ответе Дании, само оказывает отрицательное воздействие на развитие международного уголовного права, понимаемого как совокупность норм, имеющих целью пресекать или предупреждать нарушения предписаний международного публичного права62.

В ст. 1 конвенции говорится, что "апартеид является преступлением против человечности и что бесчеловечные акты, являющиеся следствием политики и практики апартеида и сходной с ним политики и практики расовой сегрегации и дискриминации, которые определены в статье II настоящей Конвенции, являются преступлениями, нарушающими принципы международного права, в частности цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, и создающими серьезную угрозу для международного мира и безопасности. Государства-участники настоящей Конвенции объявляют преступными организации, учреждения и отдельных лиц, совершающих преступление апартеида".

С правовой точки зрения в этой статье очень важной является констатация того, что преступление апартеида проявляется в соответствующих политике и практике. Таким образом, необходимое условие для выявления актов апартеида заключается в том, чтобы установить не только такие акты, как убийства, применение принудительного труда и др., непосредственно ведущие к систематическому подавлению и угнетению по расовому признаку, но и любые меры, и в частности меры законодательного характера, образующие систему политики апартеида. Последние являются доказательством виновного умысла, составляющего необходимый признак состава преступления апартеида.

Одновременно в этой статье в полном соответствии с решениями Совета Безопасности подтверждено, что апартеид является преступлением, нарушающим принципы международного права и создающим серьезную угрозу для " международного мира и безопасности.

Статья II еще более определенно подтверждает, что непременным признаком преступления апартеида является виновный умысел. В ней подчеркивается, что преступление апартеида составляют определенные бесчеловечные акты, совершаемые "с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения".

В соответствии со ст. IV государства - участники конвенции взяли на себя обязательство принять меры для пресечения и предотвращения преступления апартеида и наказания лиц, виновных в этом преступлении, а также принять меры для преследования, привлечения к суду и наказания лиц, несущих ответственность или обвиняемых в совершен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...