Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности бухгалтерского учета малого предприятия




В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия имеют право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме. А микропедприятия могут не использовать метод двойной записи.

Федеральный закон № 156-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 702 от 13.07.2015 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» внесли существенные изменения в критерии, в соответствии с которыми организации могут считаться малыми.

Теперь эти критерии следующие:

- 100 человек - предельная средняя численность работников всех подразделений, в том числе совместителей, за год;

- 49 процентов - максимальная доля участия другой организации (не относящейся к малому бизнесу) или государства в уставном капитале компании;

- 800 млн руб. - максимальная выручка (без учета НДС), полученная от реализации товаров, работ, услуг за год;

- 15 человек и 120 млн руб.- максимальная численность и выручка микропредприятия за год. Такие компании могут вести учет в простой форме без двойной записи. [4]

Не имеют права применять упрощенные способы учета, даже если являются малыми:

- компании, для которых аудит отчетности является обязательным;

- кредитные кооперативы, микрофинансовые и другие организации, перечисленные в пункте 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель малого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильной постановки учета.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы может:

- сформировать бухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Для организации бухгалтерского учета малые предприятия обязаны разработать учетную политику организации. Учетную политику формируют все предприятия малого бизнеса независимо от организационно-правовых форм.

Как уже отмечалось, малое предприятие должно самостоятельно избрать форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

В соответствии с информацией Минфина РФ № ПЗ-3/2015 Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета может предусматривать, в частности:

¾ ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи);

¾ сокращенное количество синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета;

¾ принятие упрощенной системы регистров (формы) бухгалтерского учета;

¾ использование кассового метода учета доходов и расходов;

¾ признание доходов и расходов по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008;

¾ отказ от проведения переоценки основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета;

¾ ведение индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой, в соответствии с законодательством о налогах и сборах учета доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (без ведения бухгалтерского учета);

¾ составление бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и т.д. [10].

Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг) (Рис.1). К числу таких регистров относятся:

- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

- ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;

- ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

- ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

- ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

- ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

- ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.[7]

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях:

1) по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»);

2) по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.

 

Рис.1 Схема документооборота упрощенной формы учета

 

В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) на основании форм первичной учетной документации делается запись о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

По результатам месяца на основании данных регистров формируются финансовый результат и информация о финансовом положении организации.

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета. Субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов, утвержденным упомянутым приказом (таблица 1).

Таблица 1

План счетов субъектов малого бизнеса [13]

Счета, применяемые организацией, не являющейся субъектом малого предпринимательства Обобщающие счета, которые может применять субъект малого предпринимательства
07 «Оборудование к установке» 10 «Материалы» 11 «Животные на выращивании и откорме» 10 «Материалы»
20 «Основное производство» 23 «Вспомогательное производство» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» 28 «Брак в производстве» 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» 20 «Основное производство»
41 «Товары» 43 «Готовая продукция» 41 «Товары»
51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» 55 «Специальные счета в банках» 57 «Переводы в пути» 51 «Расчетные счета»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 75 «Расчеты с учредителями» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 79 «Внутрихозяйственные расчеты» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»    
80 «Уставный капитал» 82 «Резервный капитал» 83 «Добавочный капитал» 80 «Уставный капитал»  
90 «Продажи» 91 «Прочие доходы и расходы» 99 «Прибыли и убытки» 99 «Прибыли и убытки

 

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (Рис.2).

 

Рис.2 Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета

 

Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, использующим кассовый метод ведения учета, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Микропредприятия вправе вести учет по группам статей бухгалтерской отчетности, не применяя при этом двойную запись по счетам, если это не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность. Применяя простую форму бухучета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса. А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах.

Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными. Наряду с книгой учета операций можно предусмотреть в учетной политике регистры, позволяющие детализировать группы статей, которые приведены в книге обобщенно. Надо отметить, что хотя пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.[19]

В большей части действующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающих правила бухгалтерского учета отдельных объектов, содержится указание на возможность неприменения некоторых требований, установленных в них, субъектами малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

В частности, им предоставлено право:

¾ применять кассовый метод учета доходов и расходов;

¾ не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов;

¾ не корректировать стоимость финансовых вложений;

¾ не формировать оценочные обязательства;

¾ все проценты по займам и кредитам признавать текущими расходами;

¾ не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;

¾ исправлять все, даже существенные, ошибки в текущем периоде, без пересчета показателей прошлых лет;

¾ при изменении учетной политики не производить пересчет показателей прошлых периодов [15].

Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета малые предприятия могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право для этих целей использовать информацию из регистров бухгалтерского учета.

Учетная политика в целях налогообложения малого предприятия ведется в соответствии с требованиями гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Налоговый учет характеризуется отсутствием двойной записи и регулированием учета и вида разрешенных операций. Однако Налоговый кодекс РФ предоставляет предприятиям малого бизнеса возможности выбора тех или иных методов учета, в связи, с чем возникает необходимость разработки в приказе по учетной политике отдельных разделов в целях налогового учета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...