Особенности бухгалтерского учета малого предприятия
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия имеют право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме. А микропедприятия могут не использовать метод двойной записи. Федеральный закон № 156-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 702 от 13.07.2015 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» внесли существенные изменения в критерии, в соответствии с которыми организации могут считаться малыми. Теперь эти критерии следующие: - 100 человек - предельная средняя численность работников всех подразделений, в том числе совместителей, за год; - 49 процентов - максимальная доля участия другой организации (не относящейся к малому бизнесу) или государства в уставном капитале компании; - 800 млн руб. - максимальная выручка (без учета НДС), полученная от реализации товаров, работ, услуг за год; - 15 человек и 120 млн руб.- максимальная численность и выручка микропредприятия за год. Такие компании могут вести учет в простой форме без двойной записи. [4] Не имеют права применять упрощенные способы учета, даже если являются малыми: - компании, для которых аудит отчетности является обязательным; - кредитные кооперативы, микрофинансовые и другие организации, перечисленные в пункте 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель малого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильной постановки учета.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы может: - сформировать бухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главным бухгалтером; - ввести в штат должность бухгалтера; - передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру специалисту; - вести бухгалтерский учет лично. Для организации бухгалтерского учета малые предприятия обязаны разработать учетную политику организации. Учетную политику формируют все предприятия малого бизнеса независимо от организационно-правовых форм. Как уже отмечалось, малое предприятие должно самостоятельно избрать форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. В соответствии с информацией Минфина РФ № ПЗ-3/2015 Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета может предусматривать, в частности: ¾ ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи); ¾ сокращенное количество синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета; ¾ принятие упрощенной системы регистров (формы) бухгалтерского учета; ¾ использование кассового метода учета доходов и расходов; ¾ признание доходов и расходов по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008;
¾ отказ от проведения переоценки основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета; ¾ ведение индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой, в соответствии с законодательством о налогах и сборах учета доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (без ведения бухгалтерского учета); ¾ составление бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и т.д. [10]. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг) (Рис.1). К числу таких регистров относятся: - ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1; - ведомость учета производственных запасов и товаров, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного по ценностям, - форма № В-2; - ведомость учета затрат на производство - форма № В-3; - ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4; - ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5; - ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата); - ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка); - ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7; - ведомость учета оплаты труда - форма № В-8; - ведомость (шахматная) - форма № В-9. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.[7] Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: 1) по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»); 2) по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.
Рис.1 Схема документооборота упрощенной формы учета
В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) на основании форм первичной учетной документации делается запись о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). По результатам месяца на основании данных регистров формируются финансовый результат и информация о финансовом положении организации. На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета. Субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов, утвержденным упомянутым приказом (таблица 1). Таблица 1 План счетов субъектов малого бизнеса [13]
Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (Рис.2).
Рис.2 Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета
Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, использующим кассовый метод ведения учета, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов. Микропредприятия вправе вести учет по группам статей бухгалтерской отчетности, не применяя при этом двойную запись по счетам, если это не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность. Применяя простую форму бухучета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса. А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах. Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными. Наряду с книгой учета операций можно предусмотреть в учетной политике регистры, позволяющие детализировать группы статей, которые приведены в книге обобщенно. Надо отметить, что хотя пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.[19] В большей части действующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающих правила бухгалтерского учета отдельных объектов, содержится указание на возможность неприменения некоторых требований, установленных в них, субъектами малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг). В частности, им предоставлено право: ¾ применять кассовый метод учета доходов и расходов; ¾ не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов;
¾ не корректировать стоимость финансовых вложений; ¾ не формировать оценочные обязательства; ¾ все проценты по займам и кредитам признавать текущими расходами; ¾ не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; ¾ исправлять все, даже существенные, ошибки в текущем периоде, без пересчета показателей прошлых лет; ¾ при изменении учетной политики не производить пересчет показателей прошлых периодов [15]. Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета малые предприятия могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право для этих целей использовать информацию из регистров бухгалтерского учета. Учетная политика в целях налогообложения малого предприятия ведется в соответствии с требованиями гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Налоговый учет характеризуется отсутствием двойной записи и регулированием учета и вида разрешенных операций. Однако Налоговый кодекс РФ предоставляет предприятиям малого бизнеса возможности выбора тех или иных методов учета, в связи, с чем возникает необходимость разработки в приказе по учетной политике отдельных разделов в целях налогового учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|