Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2.1.3. Философия сестринского дела. Биоэтика.

Философия (от греч.люблю и мудрость, любовь к муд­рости) - это форма духовной деятельности человека, в ко­торой находят свое отражение вопросы целостной карти­ны мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления, другие философские катего­рии (причина, сущность и т. д), без которых не может обой­тись ни одна наука.

Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринс­ком общении все чаще появлялись новые термины, кото­рые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсужда­ются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вводятся новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной до­говоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:

1. Пациент.

2. Сестра, сестринское дело.

3. Окружающая среда.

4. Здоровье.

Пациент - человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра - специалист с профессиональным образовани­ем, разделяющая философию сестринского дела и имею­щая право на сестринскую работу.

Сестринское дело - часть медицинского ухода за паци­ентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здо­ровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда - совокупность природных, соци­альных, психологических и духовных факторов и показа­телей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье - динамическая гармония личности с окру­жающей средой, достигнутая посредством адаптации, сред­ство жизни.

Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам чело­века. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сест­ры перед обществом, пациентом и ответственность обще­ства перед медицинской сестрой. Общество обязано при­знавать важную роль сестринского дела в системе здраво­охранения, регламентировать, поощрять его через изда­ния законодательных актов.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсест­ры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принима­ет на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):

говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства дру­гих; держать слово; быть преданной; уважать право паци­ента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к кото­рым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами):

профес­сионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; неза­висимость; человеческое достоинство; забота (уход).

Философия сестринского дела определяет и личные ка­чества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра - добродетели, определяющие что является доб­ром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.

Этические принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. Этичес­кий Кодекс медсестер России принят на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Минз­дравом в апреле 1997 года, вступил в действие. Прези­дентом Ассоциации медсестер России является Валентина Саркисова, г.Санкт-Петербург.

Цель сестринского дела - укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека от болезни и окружающих. Цель современного сестринского дела - так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья смогли реализовать себя, повысить качество жизни.

На медицинскую сестру возложены четыре служебные функции или задачи.

Первая: состоит в обеспечении и руководстве сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве процедуры сестринского дела.

Из этого следует: "пациентом" медицинской сестры являются не только конкретный человек, но семья и группы людей, а сестринская помощь эффективна и безопасна.

Второй функцией является обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи.

Для успешного выполнения плана сестринской помощи медицинская сестра должна привлечь человека, семью и близких ему людей к активному участию в сестринском процессе. Она должна оценить уровень их знаний, желание к сотрудничеству, возможности и условия для обучения.

Таким образом, медицинская сестра, выполняя вторую - обучающую функцию, выступает как учитель человека, семьи, групп людей принципам и соблюдению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, приемам само и взаимопомощи. Как главная или старшая медицинская сестра она обучает других медицинских сестер новым методам сестринской помощи. Соблюдение медицинской сестрой принципов этики, не унижения достоинства тех, кого она обучает, является важным условием достижения положительного результата задач обучения.

Третья функция медицинской сестры - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи.

Сотрудничество с больным, семьей, родственниками, персоналом своего подразделения при передаче смены, дежурства, при обсуждении состояния и проблем больного - важный компонент эффективной и безопасной сестринской помощи. Необходимо сотрудничество и с другими учреждениями и службами, например, социально-психологической помощи. Так, медицинские сестры больницы и поликлиники могут обсуждать план сестринской помощи при выписке больного домой, целесообразность подключения к выполнению плана социального работника, психолога и работника коммунальных служб, что способствует преемственности в работе, её качеству и безопасности.

Четвертой функцией является развитие практики сестринского дела, что предполагает:

научные исследования,

использование новых методов работы,

расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований,

использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.

Направлениями исследований могут быть:

проблемы физические, психические и социальные, связанные со здоровьем человека, его семьи и группы лиц;

вопросы организации, планирования и работы служб сестринской помощи, рационального использования ресурсов здравоохранения, положения медицинских сестер в обществе;

научное обоснование необходимости внедрения в практику новых методов и технологий сестринской помощи, программ и учебных планов многоуровневой системы подготовки специалистов сестринского дела;

разработка стандартов и нормативов сестринской практики и образования, что поможет научно обосновать критерии точности диагностики проблем пациента, сестринских диагнозов, качества и эффективности работы медицинской сестры и сестринской службы.

Cестринская деонтология

Сестринская деонтология -наука о долге сестры перед паци­ентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: "Профессия медика - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это".

Сестре и врачу доверяется самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого. Эти явления недопустимы. Надо помнить: интере­сы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физи­ческом и психическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.

Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю­дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид.

Основными качествами сестры, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются:

Скромность - простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость -самая высокая добродетель медицин­ского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два нача­ла справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".

Честность -должна соответствовать всем делам меди­цинского работника, стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта - неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек -это прежде всего такой человек, который относится доброжелательно к окружающим его людям, понимает их горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, помогает и сло­вом, и делом.

Что такое внешняя культура сестры?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде - чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие смен­ной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. "Ме­дикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одеж­ду, ибо все это приятно для больных" (Гиппократ).

 

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгое исполнение профессиональных обязаннос­тей. Не будет доверия у пациента к сестре, у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медсестра должна держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

 

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, веж­ливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично.

Бывает, что речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры как бы отгораживают сестру от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, у пациента вызывают нега­тивную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве ФлоренсНайтингейл, Этичес­ком кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

2. Сострадание.

3. Доброжелательность.

4. Бескорыстие.

5. Трудолюбие.

6. Учтивость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...