Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов
Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций, необходим бюджет, который представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. В нем ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на удовлетворение государственных потребностей, финансирование отдельных сфер деятельности – обороны, управления, охраны общественного порядка и безопасности государства, фундаментальной науки и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство. Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств – собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд и кредитов. Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством конституционных функций. Затраты выражают, таким образом, экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием. Экономическая сущность бюджетных расходов по их общественному назначению отражает состав выполняемых государством функций. В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы подразделяются на текущие расходы (бюджет текущего потребления) и капитальные (бюджет развития). Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству; выплата процентов по государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие нужды и др. Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в форме их расширения, реконструкции, технического перевооружения (т.е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств). В соответствии с функциональной классификацией расходы консолидированного бюджета подразделяются на две группы: собственно государственные расходы и ссуды. Государственные расходы включают финансирование затрат на: государственное управление; международную деятельность и национальную оборону: правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; федеральную судебную систему; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетику и строительство; сельское хозяйство и рыболовство;
охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; образование; культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение и физическую культуру; социальную политику; обслуживание государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов: прочие расходы; расходы целевых бюджетных фондов. Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся: достижение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований; безвозвратность бюджетных ассигнований. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия. В настоящее время бюджетным организациям разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Средства, полученные бюджетными учреждениями, находящимися в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на счетах, открытых им в органах федерального казначейства, и расходуются бюджетными учреждениями самостоятельно в пределах остатков средств на их лицевых счетах. Важную роль играют государственные инвестиции, особенно в отраслях, от которых зависит национальная безопасность или где необходима государственная поддержка для осуществления структурных преобразований и придания первоначального импульса к развитию новых территорий или производств. За счет государственных инвестиций поддерживаются перспективные исследования или отрасли, которые не способны на быструю отдачу от вложения средств, но развитие которых важно в стратегическом плане. Также государственные органы инвестируют в производства, развитие которых представляется значимым в социальном плане. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета, образуют целевые инвестиционные программы, приоритетами которых являются:
наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное накопление потребительского рынка; поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки; производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики. В современных условиях финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, оказывающие воздействие на уровень развития экономики в целом. При этом безвозвратное выделение бюджетных средств должно являться исключением из общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах выделения денежных средств. Представляется, что при выборе приоритетов инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса. Поэтому помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. На возвратной основе предоставляются средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются на срок от 1 до 5 лет под уплату процентов в размере 50 – 75% учетной ставки Центрального банка России.
Согласно Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» [5] Правительство Российской Федерации вправе предоставлять из средств федерального бюджета бюджетные кредиты российским юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными организациями, только под банковские гарантии, поручительства (за исключением поручительств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), залог имущества, в размере 100% предоставляемых бюджетных кредитов с учетом начисленных процентов по ним. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Использование бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, не по целевому назначению влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления использования по целевому назначению.[3] Схема смешенного финансирования предусматривает ежегодное выделение средств федерального бюджета для конкурсного финансирования высокоэффективных технических проектов, подготовленных коммерческими структурами и предусматривающих долю государственного участия не более 20%. В 1997г. появилось новое направление - предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-кредитором: Государство обязуется возместить до 60% долга. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств.
Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы экономического риска в расчет не принимаются. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора - наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, которая должна превысить затраты государства на проект, причем при расчете за каждый год производиться деление на коэффициент дефлятора (корректировка на инфляцию). Кроме того, организациям агропромышленного комплекса за счет средств бюджета может предоставляться товарный кредит. Разновидностью бюджетной ссуды является инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый федеральным правительством предприятиям, имеющим крупное народнохозяйственное значение. Обязательным условием бюджетного финансирования выступает финансовый контроль – совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств. Он охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту и своевременность налоговых платежей и неналоговых отчислений. Задачами финансового контроля также являются обеспечение соблюдения налогового и бюджетного законодательства, выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков, улучшение бюджетной и налоговой дисциплины. Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном порядке (в отношении должностных лиц). Существует несколько видов финансового контроля: общегосударственный, ведомственный и независимый (аудит). Субъектами общегосударственного финансового контроля выступают Счетная палата РФ, осуществляющая жесткий контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов; Главное управление казначейства Министерства финансов, организованная система постоянного контроля которого призвана способствовать сокращению нарушений в сфере использования федеральных бюджетных средств; Главное контрольное управление Президента РФ; Госналогслужба, обеспечивающая проверку выполнения налогоплательщиками обязательств перед бюджетом; Федеральная служба налоговой полиции и некоторые другие органы государственной власти. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. На предприятиях, в организациях и учреждениях финансово-экономическими службами осуществляется внутрихозяйственный контроль, объектом которого выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и использование выделенных бюджетных средств.
ГЛАВА 2. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|