Налог на добавленную стоимость
С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС).[9] Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954г. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налогооблагаемая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы, полученные в виде процента (дисконта) по векселям, полученным в счет оплаты товара, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента; полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения; суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.
При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с частичной оплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, определенных с учетом фактической себестоимости и прибыли, исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному Правительством РФ для предприятий-монополистов. При использовании внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров, исчисленная исходя из цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога, акцизов(для подакцизных товаров) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью учетом переоценок). При осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налогоплательщики определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Следует учесть, что на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;[10] реализации на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ; по оказанию ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, реализации похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ); реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.[11]
В налогооблагаемую базу по импортируемым товарам включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза. Важное значение при расчетах НДС имеет четкое определение места реализации продукции. Согласно действующему законодательству место реализации продукции определяется: ü Местонахождением товара; ü Местом монтажа, установки или сборки товара; ü Местонахождением недвижимого имущества в том случае, если работы непосредственно связаны с этим имуществом; ü Местом фактического осуществления работ, связанных с движимым имуществом; ü Местом оказания услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма и спорта; ü Местом экономической деятельности покупателя услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав; консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя; по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств; услуг агента; услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов; работ (услуг) по обслуживанию морских судов;
ü Местом деятельности организации или индивидуального предпринимателя по выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных выше. Данный перечень является исчерпывающим. Порядок исчисления НДС установлен единым для всех предприятий-плательщиков вне зависимости от их организационно-правовых форм, видов деятельности, форм собственности. Для расчета суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, общая исчисленная сумма налога уменьшается на налоговые вычеты. Т.е., сумма налога к уплате определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, предъявленными налогоплательщику и уплаченными им поставщикам за приобретенный товар, материальные ресурсы и услуги, предназначенные для перепродажи или для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Суммы НДС по товарам, приобретаемым для перепродажи, предъявляются к зачету (возмещению из бюджета) по мере их оплаты поставщикам независимо от факта реализации товаров. Уплата НДС с авансов, полученных под поставку товаров, производится со всей суммы авансов и предоплат. С целью устранения случаев необоснованного завышения затрат, искусственного снижения прибыли, нарушения порядка исчисления НДС с 1997г. внесены серьезные изменения в механизм исчисления НДС. Все плательщики НДС должны составлять счета-фактуры, являющиеся обязательным документом при совершении любых операций, признаваемых объектом обложения НДС (в т.ч. и операций, освобожденных от налогообложения). На основании счетов-фактур осуществляются расчеты НДС и контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет. Срок выставления счета-фактуры в 2001 году сокращен с 10 до 5 дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг).[12] Кроме того, действуют все формы расчетных и первичных учетных документов. При оформлении расчетных документов: счетов-фактур, актов выполненных работ, счетов на услуги и пр. сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой. Без этого расчетные документы не должны приниматься банками к исполнению[13].
медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ; платные медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (кроме финансируемых из бюджета); услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; продуктов питания, произведенных столовыми учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым. услуги пассажирского транспорта общего пользования (за исключением такси, в т.ч. маршрутного) при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду); услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним; услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений; ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством,[14] а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов); услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства; товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"; услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями; почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению Правительства РФ или законодательных (представительных) органов субъектов РФ; работ по производству кинопродукции, выполняемых организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма; услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав. Кроме этого, не подлежат обложению налогом операции по реализации предметов религиозного назначения; товаров и услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов или лечебно-производственными мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях и учреждениях социальной защиты и реабилитации населения; реализации билетов на спортивно-зрелищные мероприятия и услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий; продукции сельскохозяйственных предприятий, реализуемой в счет натуральной оплаты труда; изделий народных художественных промыслов; некоторых финансовых и банковских операций; выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых из бюджета; работ по тушению лесных пожаров; реализации путевок в санаторно-курортные, оздоровительные и учреждения отдыха, расположенные на территории РФ; страховых услуг. Также освобождена от обложения НДС реализация монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств; товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли; долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; реализация услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ. Статьей 149 НК РФ введен ряд новых льгот, например теперь не подлежит налогообложению реализация услуг по обслуживанию воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенной ими продукции; не облагаются НДС операции организаций, обеспечивающих информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов; отдельные банковские операции, не требующие получения лицензии ЦБР; передача товаров или услуг, кроме подакцизных, безвозмездно в рамках благотворительной деятельности. Но в то же время часть льгот, действовавших до 01.01.2001г., была отменена. Действие некоторых льгот продлено до 1 января 2002г. Причем, часть этих льгот: работы по строительству жилых домов, осуществляемые не менее чем на 50% за счет бюджетных средств; отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; - перестанет предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, - изменится порядок предоставления. В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.[15] Сумма НДС по приобретенным товарам и услугам, которые используются при производстве (реализации) как облагаемых, так и необлагаемых товаров и услуг, в соответствие с п. 4 ст. 170 НК РФ подлежит распределению пропорционально стоимости этих товаров (услуг) в общем объеме выручки от реализации. Одним из важнейших нововведений является то, что начиная с 2001 года организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, которое предоставляется, если за три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1000000 руб. Созданы равные условия для предпринимательской деятельности отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС. Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории России при осуществлении своей предпринимательской деятельности. Налоговый период по налогу на добавленную стоимость равен календарному месяцу. Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, начало которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные ставки. В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции, Японии, а также в некоторых других странах. Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18 пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный дефицит. Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот отмененный ныне налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы определялись Законом об НДС. Фактически специальный налог не имел самостоятельного значения, а был скрытой формой налога на добавленную стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плавным снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы меньше, поскольку он был бы более последовательным. В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%. Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары, работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4 ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов, подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ. Подобная база обложения достаточно стабильна. Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет. Средства начинают поступать задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг) и продолжают поступать при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается. У данного вида налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого косвенного налога или налога на потребление. В то же время при отсутствии на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развита конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство, налог усиливает инфляционные процессы, приводя к дополнительному повышению оптовых и розничных цен. Но в целом он имеет позитивное значение и будет функционировать в России в обозримом будущем.
Акцизы Важным видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме, выполнял налог с оборота. И только в 1992г. в ходе проведения налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного налогового платежа. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджета. По данным Управления МНС по г. Москве в 1 квартале 2001г. на акцизы пришлось 41,7% поступлений в федеральный бюджет.[55] Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли. Акцизы – разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт: это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров; объектом обложения является оборот по реализации только товаров, причем их перечень ограничен; функционируют только в производственной сфере, за исключением акцизов по импортируемым на территорию РФ товарам. Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики. В настоящее время подакцизными являются алкогольные напитки, пиво, спирт и спиртосодержащая продукция, табачные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла, ювелирные украшения из драгоценных металлов и (или) произведенные с использованием драгоценных камней (жемчуга), минеральное сырье (газ, нефть и стабильный газовый конденсат). [20] В общем, достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. Объектом налогообложения служат обороты по реализации произведенных подакцизных товаров; их передаче в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества либо доли из имущества; ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС и налога с продаж. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт, с июля 2001г. в т.ч. и в страны СНГ (до 01.07.2001 реализация подакцизных товаров в названные государства приравнивается к их реализации на территории Российской Федерации[16]). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то ей необходимо в 180-дневный срок предоставить подтверждающие факт экспорта документы. При наличии поручительства уполномоченного банка акцизы разрешено не уплачивать. В противном случае, налог уплачивается в соответствие с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ, а после предоставления в 180-дневный срок необходимых документов, суммы акцизов возмещаются. Освобождаются от акцизов операции по передаче подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства и (или) реализации других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации; реализация денатурированного этилового спирта и спиртсодержащей денатурированной продукции при соблюдении определенных условий; реализация нефти, произведенной из нефтешламов, или добытой из скважин по перечню, утвержденному в порядке, определяемом Правительством РФ; использование нефти и природного газа на собственные технологические нужды; и некоторые другие.[17] Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них установлены статье 193 НК РФ. Они являются едиными на территории Российской Федерации. Налоговый период установлен как календарный месяц. Как и другие налоги, акцизы служат мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|