Тема 2.2 Информационно-разъяснительная работа. Принципы общения с представителями средств массовой информации
Информационно-разъяснительная работа как фактор, снижающий риск развития негативных массовых явлений. Общие принципы информационно-разъяснительной работы. Вербальный и невербальный компоненты информационно-разъяснительной работы. Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС. Принципы общения с представителями СМИ. Общие правила комментирования событий, связанных с ЧС в СМИ. Тема 2.3 Деловая игра «Организация аварийно-спасательных и других Неотложных работ с учетом психологической составляющей»
Принципы организации экстренной психологической помощи на разных этапах ЧС. Прогнозирование психического состояния и поведения пострадавших. Выделение направлений оказания экстренной психологической помощи в конкретной ЧС. Планирование мероприятий, сил и средств для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в конкретной ЧС. Раздел IIΙ. Элементы психологии управления Тема 3.1 Психологические механизмы и технология переговорного процесса. Особенности ведения переговоров в условиях ЧС
Роль медиатора в переговорах. Принципы включения медиатора в переговорный процесс. Стили медиаторства. Этапы переговорного процесса. Задачи медиатора на каждом этапе переговорного процесса. Особенности ведения переговоров в условиях ЧС.
Тема 3.2 Управление. Лидерство. Функции лидера. Управленческие барьеры. Эффективная деятельность руководителя
Определение лидера. Функции и задачи лидера. Эффективная управленческая деятельность. Критерии эффективной управленческой деятельности. Выявление и преодоление управленческих барьеров. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности. Принципы проведений изменений в коллективе.
Тема 3.3 Деловая игра «Управление коллективом»
Разработка стратегии управления коллективом. Выявление управленческих барьеров. Проведение планируемых изменений в определенном коллективе.
Специальная (техническая) подготовка Примерный учебно-тематический план
Задачи обучения Спасатель третьего класса должен: знать причины возникновения и основные характеристики ЧС, наиболее характерных для региона; основные причины возникновения ЧС на автомобильном транспорте и поражающие факторы; краткую характеристику коммунально-энергетических сетей городов и промышленных объектов и основные причины возникновения ЧС на них; основные причины, приводящие к разрушению зданий и сооружений; характеристику аварий и разрушений в зоне бедствия; требования руководящих документов по применению, обслуживанию штатных аварийно-спасательных средств (АСС); назначение, тактико-технические характеристики, устройство и возможности аварийно-спасательного оборудования и инструмента аварийно-спасательной машины (АСМ); порядок подготовки к работе и технологию проведения поисково-спасательных работ (ПСР) с помощью аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; основные неисправности аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ и порядок их устранения; порядок проведения технического обслуживания и текущего ремонта АСС; основные регулировочные работы на АСС; инструменты, приспособления, механизмы, машины и приборы, используемые при проведении ПСР, их назначение, технические данные, порядок применения и возможности; условия допуска спасателя к выполнению работ в зонах ЧС при обрушениях здании и сооружении и ПСР;
уметь эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР; проводить ПСР с помощью аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт в стационарных и полевых условиях аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить регулировку аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проверять исправность и подготавливать к работе средства индивидуальной защиты, выбирать безопасные способы работ, подготавливать места работы, освещение, организовывать страховку; ограждение; применять при ведении разведки в разрушенных и поврежденных зданиях, сооружениях и в завалах, при проведении деблокирования пострадавших из завалов, замкнутых помещений, при спасании пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий и сооружений.
Спасатель второго класса должен: знать требования, предъявляемые к спасателю 3 класса; кроме того, виды и причины возникновения наводнений; характеристики поражающих факторов и экстремальные условия при наводнениях; источники химического заражения и их краткую характеристику; поражающие факторы при аварии на химически опасных объектах, понятия "концентрация" и "токсодоза" химически опасных веществ; основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и поражающие факторы; назначение, ТТХ, устройство и возможности электро-аварийного спасательного инструмента (ЭАСИ); порядок подготовки к работе и технологию проведения ПСР с помощью ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; основные неисправности и порядок их устранения в ЭАСИ, аварийно-спасательном оборудовании и инструменте АСМ; порядок проведения техобслуживания и текущего ремонта ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; основные регулировки ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; общие требования безопасности при нахождении в зоне химического заражения (условия допуска спасателя данной специальности к выполнению работ в конкретных условиях; основные опасные факторы, воздействующие на спасателей при ведении работ в зоне химического заражения; требования к экипировке спасателей; общий порядок действий при повреждении средств защиты, травмах, поломке технических средств, порядок оказания спасателям первой помощи); меры безопасности и основные нормативы для безопасного ведения спасательных работ в зоне химического заражения, при ведении разведки, локализации проливов АХОВ, обеззараживании территории и обеспечении ПСР;
уметь эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР; проводить ПСР с помощью ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт в стационарных и полевых условиях ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить регулировку ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; применять сигналы взаимодействия с машинистом крана, вертолетом и со спасателями при ведении работ в средствах индивидуальной защиты; соблюдать меры безопасности при ведении разведки, локализации проливов АХОВ, обеззараживании территории и обеспечении ПСР.
Спасатель первого класса должен: знать требования, предъявляемые к спасателю 2 класса; кроме того, источники радиоактивного загрязнения и их краткую характеристику; поражающие факторы, характерные для различных фаз развития радиационных аварий; пути формирования дозовых нагрузок при нахождении личного состава РСЧС и населения на загрязненных территориях; нормы радиационной безопасности; основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте и поражающие факторы; назначение, тактико-технические характеристики, устройство и возможности механизмов ударного действия, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ высокой проходимости; порядок подготовки к работе и технологию проведения ПСР с помощью механизмов ударного действия, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ высокой проходимости; основные неисправности и порядок их устранения в механизмах ударного действия, аварийно-спасательном оборудовании и инструментах АСМ высокой проходимости; порядок проведения техобслуживания и текущего ремонта механизмов ударного действия, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ высокой проходимости; основные регулировочные работы на механизмах ударного действия, аварийно-спасательном оборудовании и инструментах АСМ высокой проходимости; уметь эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР; проводить ПСР с помощью механизмов ударного действия, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ высокой проходимости; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт в стационарных и полевых условиях механизмов ударного действия, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ высокой проходимости; проводить регулировку механизмов ударного действия, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ высокой проходимости; выбирать режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (продолжительность рабочей смены, время отдыха, выбор экипировки, режим питания, способы реабилитации); учитывать особенности режимов деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах (общая продолжительность и интенсивность спасательных работ, перерывы в работе, межсменный отдых; учитывать время защитного действия средств индивидуальной защиты органов дыхания, общие закономерности изменений работоспособности и функционального состояния человека при различных эмоционально-физических нагрузках и климатических факторах среды, физиолого-гигиенические особенности труда человека в средствах индивидуальной защиты в экстремальных условиях.
Спасатель международного класса должен: знать требования, предъявляемые к спасателю 1 класса; кроме того, поражающие биологические факторы, краткую характеристику опасных инфекционных заболеваний человека, сельскохозяйственных животных и растений; характеристику и динамику эпидемических, эпизоотических и эпифитотических процессов; основные причины, приводящие к ЧС социального характера, и их последствия; задачи, выполняемые силами РСЧС в районах социальной напряженности и боевых действий; организацию и проведение гуманитарных операций (эвакуация беженцев, доставка гуманитарной помощи, развертывание объектов первоочередного жизнеобеспечения), порядок проведения ПСР; назначение, тактико-технические характеристики, устройство и возможности средств резки конструкций, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ; порядок подготовки к работе и технологию проведения ПСР с помощью средств резки конструкций, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ; основные неисправности и порядок их устранения в средствах резки конструкций, аварийно-спасательном оборудовании и инструменте АСМ; порядок проведения техобслуживания и текущего ремонта средств резки конструкций, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; основные регулировки средств резки конструкций и аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ; порядок хранения, списания и получения аварийно-спасательных средств; классификацию несчастных случаев; особенности расследования и оформления смертельных несчастных случаев на производстве; порядок возмещения работодателем вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; уметь эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР; проводить ПСР с помощью средств резки конструкций, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт в стационарных и полевых условиях средств резки конструкций, аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ; проводить регулировку средств резки конструкций и аварийно-спасательного оборудования и инструментов АСМ; проводить расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; контролировать мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; организовывать ПСР в условиях эпидемии.
Методические указания
Занятия проводятся: лекции и групповые занятия - в специализированных аудиториях, практические - в поле, на натурных участках и в пунктах технического обслуживания и ремонта. Теоретические вопросы отрабатываются путем изложения материала, с показом видеофильмов (их фрагментов), демонстрацией образцов (их разрезов) аварийно-спасательных средств, фотографий и слайдов на технических средствах обучения. Практические занятия начинаются демонстрацией приемов и способов безопасного проведения поисково-спасательных работ или операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту аварийно-спасательных средств без проведения конкретных работ, затем с проведением соответствующих операций (страховки, перекусывания, подъема, опускания, разрезания, заправки топлива, регулировки и т.п.). Потом обучаемые самостоятельно выполняют определенные операции без загрузки рабочих органов аварийно-спасательных средств, затем с загрузкой. В дальнейшем обучаемые проводят ПСР самостоятельно на натурных участках, без участия "пострадавших", затем с участием "пострадавших" (манекенов). Кроме учебного времени техническое обслуживание проводится по окончании занятия, а текущий ремонт - по мере необходимости. При более высокой квалификации спасателей в ходе практических занятий обучаемые должны самостоятельно принимать технологические решение на проведение ПСР, а при высшей квалификации - и управленческие решения. Тема 1.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека
Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Общие сведения о ЧС, основные термины и определения. Виды классификаций ЧС (по источникам возникновения, масштабам распространения, количеству пораженных, величине ущерба). Основные параметры и единицы измерения поражающего воздействия основных источников различных ЧС. Занятие 2. Теоретическое - 1 час. Понятия о транспортных авариях и катастрофах. Основные причины возникновения ЧС на автомобильном транспорте и поражающие факторы. Состав аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Информационные таблицы и аварийные карточки, используемые при перевозке опасных грузов. Занятие 3. Теоретическое - 2 часа. Краткая характеристика коммунально-энергетических сетей (КЭС) города и промышленного объекта (систем водотеплогазоэлектроснабжения и канализации). Общие и специфические причины возникновения ЧС на КЭС. Места возможных аварий и основные поражающие факторы. Состав городских аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС на КЭС. Особенности ведения аварийно-спасательных работ при авариях на КЭС. Занятие 4. Теоретическое - 2 часа. Строительные материалы и элементы конструкции. Основные причины, приводящие к разрушению зданий и сооружений. Характеристика аварий и катастроф техногенного и природного характера. Организация и технология ведения ПСР при обрушениях зданий и сооружений (поиск, деблокирование, оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших). Меры безопасности. Занятие 5. Теоретическое - 2 часа. Наиболее характерные для региона чрезвычайные ситуации, вызванные: ветровыми явлениями (бурями, смерчами, тайфунами); снежными заносами, сходами снежных лавин (оползнями, селями); пожарами лесными, торфяными и т.п. Занятие 6. Теоретическое - 1 час. Виды и причины возникновения наводнений. Основные характеристики поражающих факторов и экстремальных условий при наводнениях. Особенности затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях. Организация и технология ведения ПСР при наводнениях. Занятие 7. Теоретическое - 1 час. Понятия об аварийном происшествии, инциденте и крушении поезда. Основные причины возникновения ЧС на железнодорожном транспорте, поражающие факторы. Состав аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения ПСР при пассажирских и грузовых ЧС. Информационные таблицы и аварийные карточки, используемые при перевозке опасных грузов. Занятие 8. Теоретическое - 1 час. Понятия об аварийном происшествии и инциденте с воздушным транспортом. Основные причины возникновения ЧС на воздушном транспорте и поражающие факторы. Бортовые средства спасения. Состав аварийных сил, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения ПСР, приемы и способы эвакуации пассажиров и экипажа с аварийных воздушных судов. Занятие 9. Теоретическое - 2 часа. Основные причины, приводящие к ЧС социального характера, последствия. Задачи, выполняемые силами РСЧС в районах социальной напряженности и боевых действий. Организация и проведение гуманитарных операций (эвакуация беженцев, доставка гуманитарной помощи, развертывание объектов первоочередного жизнеобеспечения, проведение ПСР). Международные организации, принимающие участие в оказании помощи пострадавшим районам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|