Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая подготовка




Целевая установка и организационно-методические указания

 

Профессиональная деятельность спасателей в повседневной практике связана с экстремальными условиями профессиональной деятельности, воздействием большого количества стрессогенных факторов на специалистов. Поэтому наряду с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются к уровню психологической подготовки специалистов системы МЧС России.

Главной задачей настоящего блока психологической подготовки в рамках программы подготовки спасателей МЧС России является приобретение необходимого уровня знаний, навыков и умений в области психологии для эффективного решения профессиональных задач, стоящих перед спасателями в повседневной профессиональной деятельности, и в условиях чрезвычайной ситуации; в работе с пострадавшими в результате ЧС и личным составом подразделений МЧС России.

Психологическая подготовка спасателей третьего класса осуществляется по программе тематических дисциплин отдела психологической подготовки ГУ ЦЭПП МЧС РФ: психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя – тема 1.1; стресс в профессиональной деятельности спасателя – тема 1.2; профессиональное здоровье спасателя – 1.3; нарушения профессионального здоровья – тема 1.4; дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды – тема 1.5; саморегуляция – тема 1.6; общие принципы общения с пострадавшими в зоне ЧС – тема 2.1; кризисные состояния и их последствия – тема 2.2; острые стрессовые реакции – 2.3.

Психологическая подготовка спасателей второго класса осуществляется по программе тематических дисциплин отдела психологической подготовки ГУ ЦЭПП МЧС РФ: психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя – тема 1.1; профессиональное здоровье спасателя – тема 1.2; психологическая подготовка спасателей – тема 1.3; последствия профессионального стресса – тема 1.4; профессиональное выгорание – тема 1.5; саморегуляция – тема 1.6; экстренная психологическая помощь в зоне ЧС – тема 2.1; особенности общения с пострадавшим, переживающим горе, утрату – тема 2.2; острые реакции на стресс – тема 2.3; суицидальное поведение – тема 2.4; психология толпы – 2.5; практика разрешения конфликтных ситуаций – тема 3.1.

Психологическая подготовка спасателей первого класса осуществляется по программе тематических дисциплин отдела психологической подготовки ГУ ЦЭПП МЧС РФ: психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя – тема 1.1; профессиональное здоровье спасателя – тема 1.2; посттравматическое стрессовое расстройство – тема 1.3; саморегуляция – тема 1.4; экстренная психологическая помощь в зоне ЧС – тема 2.1; толпа в условиях ЧС - тема 2.2; особенности ведения информационно-разъяснительной работы в условиях ЧС – 2.3; психология малых групп - тема 3.1; разрешение конфликтов с помощью третьей стороны – тема 3.2.Психологическая подготовка спасателей международного класса осуществляется по программе тематических дисциплин отдела психологической подготовки ГУ ЦЭПП МЧС РФ: психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя – тема 1.1; проектирование профессионального развития - тема 1.2; теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как средство расширения репертуара решений в деятельности спасателей – тема 1.3; профилактика посттравматического стрессового расстройства – тема 1.4; методика обучения приемам саморегуляции - тема 1.5; принципы организации экстренной психологической помощи в зоне ЧС – тема 2.1; информационно-разъяснительная работа – тема 2.2; психологические механизмы и технология переговорного процесса – 3.1; управление коллективом – 3.2.

Задачи обучения

знать принципы организации психологического сопровождения спасателей МЧС России;

принципы организации экстренной психологической помощи;

этапы организации экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС;

специфику переговорного процесса в условиях ЧС;

стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации

внешние признаки, причины возникновения синдрома «выгорания» специалиста; формы и методы профилактики синдрома «выгорания»;

принцип освоения техник саморегуляции; приемы и методы саморегуляции;

возможные реакции на стрессовую ситуацию; формы психологической работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию;

специфические особенности общения с пострадавшими в зоне ЧС; способы вербального и невербального общения; элементы суггестивных интервенций при общении с пострадавшими; приемы активного слушания;

особенности общения и формы психологической поддержки людей потерявших близких;

правила и фазы проведения дебрифинга;

механизмы образования толпы и закономерности ее поведения; приемы управления и манипуляции толпой; формы и методы психологической работы в толпе; факторы и механизмы возникновения массовой паники; механизмы развития массовой паники; способы предотвращения и ликвидации массовой паники;

уметь применять полученные знания и навыки в практической деятельности.

применять на практике приемы и техники работы с острыми реакциями на стрессовую ситуацию;

регулировать свое актуальное психофизиологическое состояние, используя приемы саморегуляции;

работать с толпой.

Иметь представлениеоб основных направлениях и содержании психологической работы с пострадавшими в результате ЧС различного характера и сотрудниками МЧС России;

об основных направлениях психологического сопровождения деятельности спасателей МЧС России;

о теории решения изобретательских задач;

об индивидуальных особенностях реагирования людей на стресс; психологическом и физиологическом видах стресса; общем адаптационном синдроме и его стадиях; механизмах адаптации;

о травматическом стрессе и причинах его возникновения;

о направлениях профилактики посттравматического стрессового расстройства;

об поведенческих проявлениях посттравматического стрессового расстройства

о психологическом определении понятия «кризис»; травматических кризисах; событиях, провоцирующих кризисные состояния;

о видах суицидального поведения; путях выхода из кризисных ситуаций;

об особенностях оказания экстренной психологической помощи при ЧС различного характера;

специфику оказания экстренной психологической помощи людям, перенёсшим потерю близких;

о группах пострадавших в зоне ЧС; задачах психологической работы с разными группами пострадавших.

Содержание программы базируется, прежде всего, на наличии у слушателей мотивации к овладению программой психологической подготовки и знаний, навыков и умений, ранее; личностных качеств: лидерского потенциала и организаторских способностей, практического опыта работы в системе МЧС России.

В преподавании используются следующие основные виды занятий: лекции, семинары, практические занятия в форме тренингов.

Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.

К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи и преподаватели психологии.

Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (центрах подготовки) создается современная научно-материальная база, которая включает:

специальные классы (кабинеты), оснащенные компьютерным комплексом, включающим: компьютер, проектор или плазменная панель, лазерный принтер, компьютерный стол; оргтехникой: музыкальным центром; видеомагнитофоном; видеокамерой, учебно-методическими комплексами, включающими: квалификационные требования, учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации к проведению курсов, занятий (циклов занятий), систему измерения уровня знаний, навыков, умений, сборники учебных задач, слайд-программы, видео- и фото- материалы, тренажерный комплекс (при наличии): (компьютерные модели, тренажеры, реабилитационный комплекс «Реакор» для тренинга с биологической обратной связью и т.д.).

Примерный учебно-тематический план для подготовки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...