Управление креативным процессом группы
Креативный процесс Диснея можно применить также к группам и командам. Креативный цикл группы и команды нередко включает в себя естественное движение от «мечтателя» (общая картина, видение) к «реалисту» (установление микроцелей, позволяющих достичь главной цели) и «критику» (поиск недостающих звеньев и потенциальных проблем). Многие лидеры считают «равновесие» ключевым критерием в управлении креативным процессом группы. Для эффективного решения проблемы или выработки плана нельзя отдавать предпочтение одному стилю мышления за счет другого стиля. Различные стиля мышления — «мечтательный», «реалистичный» и «критичный» — по-разному служат для достижения и воплощения идей и решения проблем: мечтатель помогает создавать альтернативы и возможности; реалист помогает определять необходимые действия; критик помогает оценить издержки и недостатки. Таким образом, для эффективного группового решения проблем важно инкорпорировать: 1. Все три стадии креативного цикла (мечтатель, реалист и критик). 2. Различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях. Важнейшим элементом управления креативным процессом группы является способность вовлекать участников группы или команды в специфические когнитивные и интерактивные процессы, необходимые для осуществления данного цикла. Управление креативным процессом группы подразумевает установление физических и психологических ограничений, которые направляют процессы той фазы креативного цикла, в которой группа находится в данный момент. Например, в компании Диснея были устроены разные комнаты для мечтателя, реалиста и критика. В комнате мечтателя по всем стенам висели картины, вдохновляющие рисунки и высказывания. Все здесь было хаотичным и красочным, а на критические высказывания был наложен запрет — сюда допускались только фантазии! На территории реалиста стояли столы мультипликаторов, оснащенные самым современным оборудованием, всеми средствами и инструментами, необходимыми для воплощения фантазий. Столы были расставлены по большой комнате так, чтобы все художники могли видеть друг друга и говорить между собой. Критикам была отведена маленькая комната под лестницей, в которой мультипликаторы могли смотреть на исходные карандашные наброски и оценивать их. Здесь всегда было тесно и душно, поэтому комнату критика называли «парилкой».
Итоговое изложение ключевых когнитивных паттернов, связанных с мечтателем, реалистом и критиком
Таблица 4 Ниже приводится итоговое описание основных когнитивных и физических паттернов, связанных с каждым из этих стилей мышления (табл. 4). Мечтатель Фаза мечтателя в любом процессе ориентирована на отдаленное будущее. Она подразумевает мышление в терминах общей картины и крупных деталей с целью создания новых альтернатив и возможностей. На этой стадии акцент приходится на представление и расширение восприятия того или иного плана или идеи. Основное внимание уделяется созданию содержания, «что» этого плана или идеи. По мнению Диснея, функция мечтателя — «ясно видеть место каждой детали истории [или проекта]». Задачи мечтателя заключаются в том, чтобы позитивно формулировать цель и определять смысл и преимущества желаемого состояния.
Рис. 53. Суммарное изложение физических паттернов, связанных с мечтателем, реалистом и критиком Вам будет проще «мечтать», если вы поднимете голову и глаза и примете устойчивую, удобную и расслабленную позу (рис. 53). Реалист Задача реалиста — превратить мечту в осуществимый план или готовый продукт. С позиций реалиста вы действуете так, «как если бы» мечта реальна, и сосредоточиваете внимание на тех шагах или действиях, которые требуются для ее осуществления. Реалист в большей степени ориентирован на действия, приближающие будущее, и действует в более кратковременном фрейме, чем мечтатель. Реалист чаще сосредоточен на технологии или операциях. Основное внимание он уделяет тому, «как» осуществить план или идею. Для того чтобы мыслить «реалистично», сядьте симметрично, слегка наклонясь вперед, держите голову прямо, смотрите прямо перед собой или чуть дальше (рис. 53). Ваш когнитивный акцент приходится на то, чтобы действовать так, «как если бы» мечта была осуществима; следует размышлять о том, как воплотить эту мечту, идею или план, определяя конкретные действия и ближайшие шаги. Полезно также попытаться «влезть в шкуру» других участников ситуации и посмотреть на происходящее с различных точек зрения. Критик Фаза критика следует за фазами мечтателя и реалиста. Задача критика — оценить предложенный план или проект на предмет потенциальных проблем и недостающих логических звеньев. Эффективный критик рассматривает ситуацию с точки зрения тех людей, которые могут повлиять на план или проект или оказаться под его влиянием, и принимает во внимание их потребности и реакции. Прежде всего, критик необходим для того, чтобы установить потенциальные проблемы и недостающие звенья того или иного плана или потенциального решения. Стратегия критика заключается в том, чтобы предотвратить возникновение проблем: для этого он рассматривает ситуацию с разных точек зрения, обнаруживает недостающие элементы и логически мыслит о том, «что будет, если» проблемы все-таки возникнут.
Мыслить «критически» удобнее всего в угловатой позе, опустив и слегка наклонив в сторону глаза и голову, а одной рукой при этом касаясь подбородка или лица (рис. 53). • Нередко критиков считают самыми неудобными в общении людьми из-за их будто бы негативного подхода и склонности отвергать идеи и предложения других. Самые серьезные проблемы возникают тогда, когда критик не просто критикует мечту или план, но начинает критиковать самого мечтателя или реалиста. Есть разница между фразами: «Это дурацкая идея» и «Ты дурак, если разделяешь эту идею». Важно помнить, что критика, подобно любому другому поведению, определяется позитивными намерениями. Двумя наиболее эффективными способами взаимодействия с критиками являются следующие: 1) отыскать позитивное намерение критического замечания, и 2) превратить критическое замечание в вопрос. Следующие вопросы Представляют собой неплохую стратегию превращения критики в вопрос. 1. Каковы ваши возражения или критические замечания относительно предложенного решения или плана? 2. Какое позитивное намерение скрывается за этими критическими замечаниями? 3. Если учитывать это намерение, какой вопрос вы бы задали относительно мечты или плана? Преобразуйте критическое замечание в вопрос. В частности, какой вопрос со словом КАК соответствует данному вопросу? Мечтатель, реалист и критик также могут ассоциироваться с определенными типами вопросов. На следующей странице описан один из способов направить действия группы через стадии мечтателя, реалиста и критика с помощью вопросов, соответствующих каждой стадии. (Другие способы использования понятий «мечтатель», «реалист» и «критик» в управлении см. в книгах «Стратегии гениев», том 1, «Навыки будущего» и «Навыки дальновидного руководителя».)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|