Подбор контекстов и примеров
Поскольку основной акцент в моделировании был сделан на трансконтекстуальных навыках, возникла необходимость подобрать специфические типы ситуаций, в которых эти навыки можно было бы применить. Были выбраны три ситуации: 1) решение проблем, 2) делегирование и 3) обучение «на рабочем месте». Выбор этих ситуаций обусловлен тем, что они охватывают весь спектр наиболее вероятных обстоятельств, в которых может обнаружить себя руководитель, и сосредоточивают внимание на сочетании навыков, средств и приемов обучения, необходимых для успешного лидерства. Кроме того, данные ситуации формируют логическую зависимость, или последовательность навыков (табл. 2): 1. Решение проблем представляет собой более или менее симметричную деятельность и охватывает самые основные навыки любого ориентированного на цель поведения. По определению, проблемой является «любая ситуация, в которой настоящее положение вещей не совпадает с желаемым». С учетом данного определения решение проблем составляет основу большинства межличностных отношений и взаимодействий при коммуникации. Даже делегирование и обучение персонала обычно так или иначе связаны с решением какой-либо проблемы, т. е. направлены на то, чтобы сколько-нибудь приблизить настоящее состояние к желаемому. Контексты для исследования в ходе экспериментального семинара по моделированию
Таблица 2 2. Делегирование очевидно является комплементарным (взаимодополняющим) процессом. Его можно определить как социальный контракт, направленный на совместное решение проблемы в рамках комплементарных ролей. Делегирование требует наличия способностей к решению проблем, однако больше внимания уделяет отношениям.
3. Обучение на рабочем месте можно назвать «метакомплементарной» деятельностью. Здесь руководитель уже не играет непосредственной управляющей роли, но руководит процессом на более абстрактном уровне, или «метауровне». Обучение на местах определяется как процесс «перманентного образования». Оно включает в себя способ, с помощью которого человек решает проблемы и раздает поручения в рамках отведенной ему роли, социальной системы и контекста. Проблемное пространство каждой ситуации последовательно расширяется, включая в себя элементы предыдущей ситуации, однако добавляя в нее новые переменные. Последовательность мероприятий по моделированию Мероприятия по моделированию проводятся в следующей последовательности (табл. 3): 1. В ходе первого мероприятия менеджеры-участники заполняют анкеты, описывая в них свои способы действий в тех или иных ситуациях (решение проблем, делегирование или обучение «на рабочем месте»); исследуется взаимодействие как с отдельными людьми, так и со всей группой. Анкеты составлены таким образом, чтобы получать информацию в форме ТОТЕ, т. е. в форме целей, процедур обоснования и действий, используемых менеджерами для выполнения задач микролидерства в той или иной ситуации. Помимо того, анкеты позволили определить типичные контексты в фирме «Фиат», связанные с выбранной управленческой ситуацией. Целью анкетирования было выявить и поощрить общие представления о ситуации, позволяющие определить проблемное пространство ситуации и обсудить его со всеми участниками. Кроме того, в анкете содержалась справочная информация, на основе которой участники могли судить о своем поведении в терминах ТОТЕ. Затем все члены группы приняли участие в обсуждении заполненных анкет. Полученные ответы были сведены в таблицы и классифицированы. Типологии ответов помогли определить и исследовать различные уровни общих паттернов и их соответствие проблемам и стилям лидерства. Кроме того, поскольку это был семинар по моделированию, результаты анкетирования послужили диагностическим целям — для планирования семинаров по внедрению навыков лидерства.
2. После дискуссии по результатам анкетирования членам группы были розданы небольшие сценарии, определяющие контекст, характерный для избранного типа управленческой ситуации. Обсуждение сценариев проходило в маленьких группах, затем вся группа снова приняла участие в создании таблиц по его результатам. Во время общего обсуждения результатов группа получила представление о некоторых потенциально уместных понятиях и оценила их значимость и практичность. 3. Затем участники группы провели ряд ролевых игр, которые были связаны с контекстами сценариев и составлены на основе тематики и паттернов, выявленных из таблиц по результатам дискуссии. Ролевые игры проводились в режиме «аквариума», когда вся группа сначала играет роль наблюдателей, а потом разбивается на маленькие экспериментальные группы. Условия игр позволяли производить замену исполнителей руководящих ролей, благодаря чему можно было идентифицировать и сравнивать различия и сходства стилей, навыков и использования различных инструментов. Сферы, охваченные планом мероприятий по моделированию
Таблица 3 Ролевые игры включали в себя как латеральные отношения и связи типа «один — несколько», так и вертикальные связи «один на один», в зависимости от вопросов, затрагиваемых в ходе обсуждения.
В ходе ролевых игр проводилось открытое наблюдение за специфическими поведенческими и когнитивными паттернами, а также другими специфическими средствами решения проблем, такими как условие «хорошо сформулированного результата» или фрейм «как если бы». 4. В заключение участников попросили придумать имитационные упражнения, которые были бы менее ограниченными и более соответствовали отношению к их собственным контекстам и открывали возможность для большей личной заинтересованности и спонтанности. Эти имитационные упражнения проводились в маленьких группах по схеме «аквариума», а затем члены исследовательской группы снова комментировали успешное поведение, использованные навыки и средства. Семинар «нулевого цикла» Семинар нулевого цикла был построен на основе экспериментального семинара и проводился в марте 1990 г. Последовательность ситуаций (решение проблем — делегирование -обучение на рабочем месте) была рассчитана на то, чтобы проверить и усовершенствовать общий подход. Обучающие инструменты (анкеты, сценарии, ролевые игры, имитации (имитационные упражнения)) были также сохранены и адаптированы Для неэкспериментального обучения, основанного на результатах работы экспериментальной группы. Теоретическую и поведенческую основу семинара составили базовые модели НЛП — SOAR, SCORE, TOTE и матрица коммуникации. Заключительный семинар Заключительный семинар был рассчитан на участников как экспериментального семинара, так и семинара нулевого цикла, И проводился в мае 1990 г. Целью заключительного семинара было проверить и укрепить навыки, развитые в ходе предыдущих семинаров по управлению, и подготовиться к созданию более обширной программы по внедрению НЛП в развитие навыков общения и отношений. Специфические результаты данной последовательности семинаров подробно представлены в следующих главах книги. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|